- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 116
- |
- Видео 30
- |
- Мероприятия 0
Протоиерей Сергий Николаев "Как стать кроткой голубкой"
"Попалась" на глаза эта интересная статья. Хотел, для экономии Вашего времени, сократить, но рука не поднялась... Прочтите, не пожалеете!...
Кротость делает нас наследниками благ земных здесь и царства небесного в будущем. Как смирение противостоит гордыне, так кротость противостоит всякому гневу и раздражению. Кроткое сердце — мирное сердце, и в семье кротость — самая главная добродетель, хранительница мира.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если «жена будет готова терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина, и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн». Что более украсит женщину, чем кротость? И что более украсит семью, чем кроткая жена? Кроткая жена — дар Господа, и нет жены благовоспитанной душе (Сир. 26, 1 7). Вы замечали, как легко бывает в доме, где тихая, кроткая хозяйка? Ее кротость гость чувствует, как особую ласку, ему кажется, что здесь его любят. И, напротив, как бы красива и остроумна ни была строптивая женщина, какие замечательные яства ни поставила бы она на стол, в доме ее гость чувствует себя скованно и неуютно.
Но не все рождаются кроткими. Характер может быть вспыльчивым и раздражительным от природы, от неправильного воспитания. Как же укротить свою гневливость, свое несогласие?
Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 19–20),, -пишет апостол Иаков. Замедленная реакция на обиду или какое-то несогласие в семье — вполне доступная для всех форма кротости. Знакомый священник рассказывал, что его матушка, даже в самых невероятно огорчительных ситуациях никогда не ропщет на супруга, не попрекает его. Самое большое недовольство ее проявляется в молчании. Она просто на некоторое время замолкает. Это не мстительное молчание и пренебрежение, а устранение от разговора на время, чтобы не сказать лишнего, дабы душевное волнение улеглось. И нельзя сказать, чтобы его супруга была необидчива и нераздражительна, но она не дает своему гневу подняться выше гортани и достичь языка.
«Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Ссора рождается там, где нет единения в одну плоть, где самолюбец ищет удовлетворения личному чувству справедливости, личному желанию. Но именно в семье мы часто бываем свидетелями чуда, когда любовью побеждаются даже законы естества, земной логики. Когда вдруг суровое становится мягким, себялюбивое — нежным, самовольное — послушным.
Приведу небольшой литературный отрывок из «Анны Карениной» о первой семейной ссоре Левина и Кити: «Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он. Он понял это по тому мучительному чувству раздвоения, которое он испытывал в эту минуту. Он оскорбился в первую минуту, но в ту же секунду он почувствовал, что он не может быть оскорблен ею, что она была он сам. Он испытывал в первую минуту чувство, подобное тому, какое испытывает человек, когда, получив вдруг сильный удар сзади, с досадой и желанием мести оборачивается, чтобы найти виновного и убеждается, что это он сам нечаянно ударил себя, что сердиться не на кого и надо перенести и утишить боль.
…Естественное чувство требовало от него оправдаться, доказать ей вину ее, но доказать ей вину значило еще более раздражить ее и сделать больше тот разрыв, который был причиною всего горя. …Оставаться с таким несправедливым обвинением было мучительно, но, оправдавшись, сделать ей больно было еще хуже«.
Это удивительное чувство двуединства дается пережить всякому супружескому союзу. И замечательно то, что в семье нередко несправедливость, нечаянно причиненная обида, даже семейная ссора могут не уменьшить супружескую любовь, но, напротив, как-то обновить, раскрыть ее. Такие нечастые волнения дают возможность почувствовать и проявить свою любовь в терпении, прощении, благодарности.
Скорби внешнего мира, неожиданные препятствия планам, тяжелая обстановка на работе, усталость иногда приводят в раздражение и доброго человека. Иной раз, супруг может принести домой гневные речи, необоснованные упреки, обиды. Мудрая жена не вспыхнет ответным пламенем злобы, она даже не станет оправдываться, если муж несправедливо, под горячую руку обидит ее. Раздражение и гнев, не найдя нового топлива в домашней ссоре, постепенно угаснут, и муж в своем сердце обязательно будет благодарен терпеливой и кроткой супруге.
Вступать в пререкания и объяснения с разгневанным супругом или супругой так же неразумно, как и самому гневаться. Состояние гнева наиболее схоже с тяжелой болезнью, а гневная речь — с болезненным бредом. В момент ссоры ее и следует рассматривать как бред, то есть бессвязную и бессмысленную речь, не подлежащую коррекции. Как не станем спорить и доказывать что-либо не в меру хмельному человеку, но дождемся, когда у него пройдет опьянение, так не стоит спорить и с разгневанным, но лучше дождаться, когда он придет в себя, «отрезвится».
Когда самолюбец видит невозможность удовлетворить своему самолюбию, то гневается на того, кто препятствует ему в этом. «И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе», — говорит святитель Тихон Задонский.
Лучшее средство укрепить свое терпение -прибегнуть к молитве. Кратенькой, привычной молитве: «Господи, помилуй» или «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного (грешную)», «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно (про себя, конечно) прочесть молитву «Да воскреснет Бог…» или 90-й псалом, потому что ответное возбуждение гнева производит ссору (Притч. 30, 33) и может рассматриваться как одоление бесовскими силами.
Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29), — говорит Спаситель. Пусть не власть, не слава, не богатство, но кротость ваша да будет известна всем человекам (Флп. 4, 5)).
"Кротость — есть признак целиком силы: чтобы быть кротким. для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что нужно мало душевной силы, чтобы, получая оскорбление, не возмущаться? Не погрешит тот. кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством. Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость: старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели."
Святитель Иоанн Златоуст
Особенность брачного союза — право и обязанность супругов содействовать духовному возрастанию друг друга, возрастанию в Боге. При этом семейное главенство мужа подразумевает его ответственность за духовную жизнь семьи. Его назидания, увещевания, предостережения жена и домочадцы должны воспринимать исключительно как проявление заботы о них, а не как ущемление прав.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею волною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27), - говорит апостол Павел, уподобляя любовь и заботу супруга любви Христа к Церкви. Муж не может быть безразличен к недостаткам жены, но должен помочь ей избавиться от них. Разрешить проблему духовного очищения и возрастания только в семейных рамках невозможно, и потому еще одна обязанность мужа — наблюдать за церковной жизнью семьи. За посещением храма, участием в Святых Таинствах.
"Кротость — есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного."
Преподобный Иоанн Лествичник
Супружеская любовь и единение укрепляются и освящаются совместным чтением молитв, утреннего и вечернего правила. Мы знаем, как содействует душевному расположению и хорошим отношениям общая трапеза, семейные обеды и ужины. В некоторых домах это единственное время мирного общения, единодушия. Но общая молитва умиротворяет и объединяет супругов несравненно более. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), — обещает Спаситель. Общая молитва супругов способна погасить всякую ссору, разрешить недоумения, утишить боль обиды, подвигнуть к раскаянию в причиненном зле. Это время возрождения и обновления любви, потому что любовь от Бога (1 Ин. 4, 7)).
Когда вся семья в церковный праздник исповедуется и причащается, то праздник становится полнее, радостнее. Ведь уборка дома и пироги к Троице всего лишь материальный символ истинной чистоты и истинной трапезы праздника. В такие дни, несмотря ни на какие случайности, даже в тревожной, неспокойной семье между супругами должно сохраняться единодушие.
"Подлинно нет ничего сильнее кротости, нет ничего могущественнее. Она вводит душу нашу в постоянный мир. заставляя ее стремиться к нему, как бы к пристань, и таким образом служит для нас источником всякого успокоения."
Святитель Иоанн Златоуст
В семье каждый человек стоит на своей ступеньке духовной лестницы. Кто выше, кто ниже. И кому-то приходится потихонечку подтягиваться. Вспоминаю одну семью. В субботу вечером муж спрашивает супругу: «Ну что, завтра в Ризоположения или у Ильи Обыденного молимся?» — «Да я не знаю, у меня голова…» — сомневается в своем здоровье жена. «Хорошо, будь по-твоему, можно и до Иоанна Воина доехать, там не так душно», — перенимает инициативу муж. После такого ответа жене неудобно настаивать на своих отговорках. Насилие? Самое малое. Воспитания без насилия не бывает. А мужу за жену еще и ответ держать.
Еще в одном доме жена никак не хотела читать духовную литературу. От беллетристики не оторвешь, и читает, и рассказывает о прочитанном, а как что-либо духовное — возьмет, странички две-три прочтет и отложит. Муж начал понемногу по вечерам читать ей вслух. И увлек.
«В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой», — писал священник Александр Ельчанинов. В наш храм приходит молиться пожилая пара. Несмотря на свой солидный возраст и долгую совместную жизнь, они производят впечатление молодоженов. Их любовь и интерес друг к другу ничем не проявляются, но постоянно заметны. И видно, что этой какой-то почти бесплотной молодостью они обязаны своей православной вере, своей общей семейной духовной жизни, постоянному обновлению.
Семью называют малой Церковью, и муж занимает в ней место священника. Этим обусловлено послушание ему домочадцев, его права и обязанности по отношению к ним. Каждому главе семьи хорошо бы знать слова, что стоят на обратной стороне священнического креста: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Муж обязан быть во всем образцом для близких, не соблазнять их на непослушание своим недостойным поведением. Когда Спаситель был в доме начальника мытарей Закхея, то, услышав о намерении хозяина совершить благородный и милосердный поступок, сказал ему: ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 9). Так Спаситель за заслуги главы семьи оказал милость его близким.
Быть начальником, священником, учителем, главой семьи нелегко, если надеяться только на свои силы. Но возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя, — обещает Пророк (Пс. 54, 23). А с молитвой и с надеждой на Господа многое можно сделать. Есть семьи, где даже упрямицы-жены, для которых дело чести -ни за что не уступить мужу, все же через некоторое время смиряются и склоняются к церковной жизни. Вспоминается забавный случай, как одна «свободолюбивая» супруга решила уступить только наполовину и сказала: «Я из четырех постов выбрала для себя два — Великий и Успенский, остальные поститься не буду. В церковь тоже буду ходить только на литургию, а на всенощную не стану». Правда, продлилась такая половинчатость недолго, возможно, с год. А затем, поверив словам Спасителя, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62), бывшая строптивица окончательно вошла в церковную жизнь.
Сейчас не редкость семьи, где один супруг верующий, а другой нет, или один живет по церковному Уставу, а другой не считает это обязательным для себя. И случается, что тяготеющий к духовной жизни супруг вдруг начинает отмечать свое некоторое превосходство над нецерковным. Выражается это в пренебрежении мнением, непослушании, самооправдании. «Что такого умного может сказать мне жена, если она и в церковь-то не ходит, и святых отцов не читала?» — «Как же это я буду слушаться неверующего мужа? Куда он меня заведет?» — «Конечно, лгать — грех, но он же все равно неправославный», - думают такие горе-христиане.
Приходит нецерковный муж домой, а ужина нет. Часов в девять открывается дверь, и супруга благостным голосом сообщает: «На всенощной была, завтра у нас престол. С праздником, дорогой!» И сказать-то ей вроде нечего. Там праздник духа, а здесь горе желудка.
Я знаю семью, где муж стал православным недавно. Но еще до крещения он знал и любил православные праздники. Перед тем, как уйти к всенощной службе, жена готовила любимые мужем блюда, оставляла на столе или плите особенный ужин. В воскресенье ходила на раннюю службу и в девять с небольшим уже была дома, муж обычно только просыпался. В двунадесятые праздники обязательно, как и положено по Уставу, покупала и ставила на стол вино. К Рождеству и Пасхе дарила подарки. А главное, супруга старалась всегда быть безупречной женой, хозяйкой и матерью. На этой семье, можно сказать, исполнились слова апостола Петра: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1–2))..
Когда человек приходит к вере, в особенности, когда он становится церковным, он испытывает необычайную радость. Радость рождения, радость перехода из духовного небытия в бытие. Хочется поделиться этой радостью с близкими, хочется научить их этой радости. Но не стоит спешить. Нельзя вдруг влить в чашку целый кувшин воды. Не всегда наши близкие бывают способны воспринять нашу радость. Духовные ценности, сокровища души, раскрытые перед неготовым человеком, попираются им, уничижаются, а иногда озлобляют его. И нам придется отвечать за оскорбление святыни, за богохульство, на которое соблазнили мы ближнего. Разумнее подождать и делиться своей радостью по капельке, выбирая для этого особенные случаи и особенные слова — более слов назидает ближнего наша любовь.
Протоиерей Сергий Николаев
Источник: Православный женский журнал «Славянка»