Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Молитва

О молитве

Могу сказать из своего опыта, молитва редко бывает лёгкой, без понуждения, без труда, без подвига. Если стать на молитву и начать молиться можно и без подвига, то во время самой молитвы идёт борьба с помыслами, и молитва не бывает бескровной, не бывает лёгкой. Только очень редко, когда Господь даёт благодать, тогда показывает нам, к чему мы можем придти, какая она может быть молитва, с тем, чтобы мы смирялись, не думали, что мы молимся.
Прежде всего, надо сказать, что существует молитвословие и молитва. Молитвословие - это когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, псалтирь, а молитвой собственно называется беседа души с Богом. Это то состояние души, когда душа ощущает нужду в Боге. Нужду не в том, что от Бога, а в Нём Самом. Когда жаждем не каких-то благ, ценностей или действий, а Самого Бога. По себе могу сказать, что такое состояние бывает не часто, даже не каждый день, а если точнее говорить, то просто редко. Но если этого не было бы, то мы не были бы христианами. Чтобы такое состояние возникло нужно много потрудиться в молитвословии, в исполнении заповедей с тем, чтобы наконец-то открылось окошко в нашем сердце и окошко на небе. И если одно из них закрыто, то мы ничего не увидим. А нужно, чтобы наша душа через эти два открытых окошка пожелала сказать что-то Господу своё. Я недавно прочёл рассказ о том, как один мальчик читал вместе с родителями вечерние молитвы, а потом, когда мама дочитала молитвы, он сказал: - мама, мы помолитвословили, а давай теперь помолимся. Дети, они более чувствительные. Нам-то что, мы прочитали молитвы и бух - в постель уже или пошли чем-то заниматься, а дети - они больше сохраняют искренности и чувства, поэтому они во многом могли бы быть примером и являются нашими учителями. Как Господь говорит: "Будьте как дети".
Мы знаем, по крайней мере, четыре вида молитвы, хотя может быть и больше.
1. Прошение. Обыкновенное наше состояние. Встали на молитву, и будем просить что-то у Бога. Чего-то у нас нет, чего-то мы хотим, и вот мы чего-то просим, может быть для себя, может быть для других, может материального, может душевного, изменения отношений с кем-то, например, поссорились - надо помириться, попросить прощения, а то гордость такая, что не знаю, как это сделать. Душевных каких-то благ просим, чувств каких-то, переживаний добрых. Просим духовных благ - исполнения заповедей, понуждения, терпения скорбей, благодарения, радости и ещё чего-нибудь - это всё духовные потребности, нужды. То есть первый вид молитвы - это прошения - не самая высшая молитва. Так или иначе, она корыстная. Корысть здесь присутствует в той или иной степени, хотя совершенно бескорыстной молитвы быть не может.
2. Молитва покаяния. Это уже более живая молитва. Мы согрешили или вспомнили, или ощутили по какой-то причине свой грех и каемся. Мы обращаемся к Богу: "Господи, прости меня. Когда я согрешал, я не чувствовал всей глубины, всей мерзости и всех последствий, которые следуют за грехом. Теперь я начинаю чувствовать и мне горько, и мне тяжело. Я прошу: прости меня". А ещё может быть более глубокая молитва: "Господи, я вижу, как я оскорбил Тебя своим грехом. Я вижу, как я оскорбил Тебя, Любовь. Ты меня любил, жалел, Ты умер за меня, а я оскорбил Тебя непослушанием, нарушением заповедей, какими-то скверными действиями, которые осквернили меня и наши отношения". Конечно мы, как грешники должны всегда каяться - это основа нашей жизни. Мы должны пребывать в покаянии, в плаче, как святые отцы говорят, то есть в сокрушении сердца и видении себя грешником: "Грех мой предо мною есть выну" \Пс. 50\, то есть грех всегда передо мною.
3. Молитва благодарения. Эта молитва выше, пожалуй, чем покаяние. Когда мы вместо того, чтобы просить что-то у Бога, благодарим за то, что уже имеем. Бывает, когда мы что-то попросим, получим, и тогда только благодарим. Но это не самый высший вид благодарения. Самый высший вид благодарения, когда мы благодарим Бога за скорби, за болезни, за отнятие каких-то благ, или чего-то, что мы имели. Или хотя бы благодарение Бога за то, что мы просто имеем.
4. Молитва славословия. Это ещё выше. Когда мы прославляем Бога за то, что Он есть. Церковь нас постоянно приучает славословить Бога. Все возгласы на ектеньях, вся литургия на 50% состоит из славословия: "Яко Твоё есть царство и сила, и слава во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь". А в обыденной жизни мы так когда-нибудь прославляем Бога за Его существование, за то, что вот Он есть? Бывает, хорошо, потому что если б не было, то, какие же мы были бы христиане. Церковь учит нас, она наша мать, но мы славословим редко. Это не является нашим стремлением. А если мы славословили Бога чаще, то нам бы жить было легче. Как апостол говорит: "...всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите". Если нам дана заповедь, так ведь никто не удивится и не скажет: - что это с тобой? Если мы всегда будем радоваться. А мы скажем, если кто спросит: - заповедь такую исполняю - всегда радуюсь.

Так четыре вида молитв мы имеем, но есть ещё один вид, следующий, но уже вне этих четырёх. Собственно, молитвой святые отцы называли молитву Иисусову. Остальные молитвы они называли псалмопением или чтением, хотя мы думаем, что если чтение, то значит чтение святых отцов. Нет, чтение просто. Так, например, если нет службы в монастыре, тогда вычитка, то есть вычитывается всё без священника, без священнических возгласов. Так вот это - чтение или молитвословие. Помните, как мальчик сказал: - помолитвословили, давай теперь помолимся. Молитвой у святых отцов называлась молитва Иисусова, потому что все другие молитвы - это только подготовка к молитве Иисусовой. Мы в монастыре у матушки спросили, сколько лет она училась молитве Иисусовой, а она говорит: "Я и сейчас ещё не умею". Есть такие вещи, которые мы и умрём, не умея делать. Будем умирать, и будем знать, что Иисусовой молитве не научились, любить не научились, терпеть не научились, благодарить не научились.

Молитва Иисусова.
Знаете, ничего нет тяжелее говорить о простом.
А молитва Иисусова - это и нечто такое простое, что как бы и сказать нечего, но ни о чём так много не написано, как о молитве Иисусовой. У нас есть сборник о молитве Иисусовой, есть у нас "Трезвения" Феофана Затворника и "Добротолюбие" том 5 - весь о молитве Иисусовой, много других книг, и сейчас печатающихся, новых совсем и старых. И о ней если начать говорить, то конца не будет. У меня было о молитве Иисусовой письмо написано сёстрам, чадам. Можно освежить в памяти. После молитвы Иисусовой идёт по степени возрастания высшая молитва или высокая молитва, о которой говорит Старец Софроний, то есть молитва, совершающаяся в безмолвии, когда человек уже не понимает, находится ли он в теле или вне тела. Высшей молитвы достигает один из миллиона. Как Исаак Сирин говорил: молитва умная - один из тысячи, а в безмолвной молитве уже один из миллиона. Это такая редкость, мы можем только у святых отцов прочесть, что такое бывает.
И вот на этой границе тварного мира и возможности что-то ощущать находился Василий Великий. Интересно Варсонофий Оптинский говорил, что если прочитать внимательно молитвы священнические, тайные молитвы литургии Василия Великого, то можно точно определить по ним, что святитель Василий Великий знал, что такое эта высокая молитва.

Но есть ещё одна молитва, более нам близкая, более простая, более нам понятная и доступная. Это молитва Богу своими словами. Опять это та самая молитва, о которой говорил мальчик: "а теперь помолимся Богу". Это, я вам скажу, самое трудное из всего. Молитва своими словами, казалось бы, очень простое дело. Вот мы правило исполнили, после этого получаем право, сказать Богу несколько слов от себя. Молитва - это общение с Богом, диалог обязательно, только не монолог, потому что в молитве мы обращаемся к Богу словами, а Он отвечает нам сердечными ощущениями. Причём, если Он молчит, как бы нет резкого изменения, это не значит, что Бог молчит. Если мы при этом хотя бы помним, что Бог есть и смотрит на меня, то уже диалог. Потому что, когда один человек слушает, смотрит - это уже диалог. Феофан Затворник учит нас молиться своими словами обязательно, только так, чтобы не говорить много. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что нельзя смотреть на молитву, как на вежливое напоминание Богу о том, что Он, может быть, в отношении нас забыл о чём-то. Молитва своими словами тоже может быть разная. Человек может искренне благодарить, искренне поздравлять, искренне быть недоволен чем-то. Когда у нас появляется окошечко, возможность чувствовать состояние, мы почему-то так редко обращаемся к Богу. Мы такие занятые, у нас столько помыслов, столько дел, столько забот, и все такие нужные, может быть даже духовные, а вот к Богу обратиться и сказать Ему что-то, у нас всё времени нет. Иоанн Кронштадтский говорит так: "как редко мы бываем дома", то есть в своей душе, просто в себе. Наше сознание, живя в миру, оно внешнее более чем на девяносто процентов, оно вне нас.

Но, только войдя в дом, можно обратиться из дома к Богу. В принципе, можно дать себе такое послушание, такое задание - обязательную молитву своими словами. Сразу после молитвословия или даже посредине дня, например, у нас есть ещё какое-то правило, и после него обратиться к Богу своими словами, сказать что-то от души. Что мы будем говорить Богу от души? Да то же самое, что и по молитвослову, те же самые четыре вида обращения, хотя могут быть и какие-то особенные обращения или слова, это, собственно говоря, самая интимная часть жизни, самая потаённая, самая внутренняя часть - это собственное самоё "я".
Здесь нужна искренность, а самое страшное действие греха на душу то, что искренность эта теряется, с ней что-то происходит. Вот дети - они искренни, у них есть целость сознания, бытия, отношений. А у нас происходит разделение между тем, что я есть, что я думаю, что я говорю, что я чувствую, к чему стремлюсь и какой вид показываю. А чтобы предстать перед Богом, нужно быть в некой цельности, единстве личности. Потому что с человеком можно говорить частью личности.
Допустим, я говорю ему что-то, а сам думаю о другом или у меня другие мысли и чувства, или просто, думаю, побыстрее бы закончить разговор, чтобы быть в другом месте. Но перед Богом же так нельзя. Вот это то немногое, что мне хотелось сказать о молитве своими словами. - /Из беседы протоиерея Владимира(Цветкова), Православное общество им. свт. Игнатия Брянчанинова/