Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Великий подвиг веры и доверия Богу Богоотец Иоакима и Анны
Проповедь прот.Сергия Филимонова 4 декабря 2024 г., праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Сегодня мы пели величание Пресвятой Богородице «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество твое». Величание − это краткое песнопение, прославляющее Богородицу. В этом величании поминаются родители Пресвятой Богородицы. И больше такого почитания родителей нет в иных величаниях Божией Матери, ни у святых угодников Божиих. Почему так выделено почитание родителей? Мы иногда не задумываемся о том подвиге, который совершили Богоотец Иоаким и Анна. Ответ на этот вопрос мы находим в проповеди священноархимандрита Псково-Печорского монастыря Иоанна Крестьянкина — на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Если вдуматься в глубину их подвига, он соразмерим с тем подвигом, который совершил Авраам, когда собирался принести в жертву по благословению Божьему своего сына Исаака.

«Дорогие мои, — говорит отец Иоанн Крестьянкин, - праздник сегодня двунадесятый Богородичный - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великое историческое событие в жизни мира произошло в этот день. Но мне хочется сегодня побеседовать обо всем случившемся с точки зрения человека, живущего в наше время. Мы, здесь собравшиеся, в основном верующие, попробуем уяснить для себя какое отношение к нам сейчас имеют события столь давно минувших дней. Тогда очень и очень давно, когда время земное было еще до Христа, а значит доживал последнее время Ветхий Завет; в Иерусалимский храм, где обитал Сам Бог, и в котором нередко Он являл Себя людям, пожилая супружеская чета привела девочку трех лет. По нашему теперешнему восприятию совсем младенца».

Сейчас младенцы дети, которым шестнадцать и восемнадцать лет. По своему развитию. Скворцова В.И. (глава Федерального медико−биологического агентства) сказала, что надо всех до шестидесяти лет объявить молодыми людьми. Мы удивляемся происходящему. Но по уровню развития, да, так и есть. Смотришь, по возрасту сорокалетний мужик, а по развитию − пять лет. Вот это уже наше время, время инфантилизма такого.

«То, что на воспитание в храм приводили детей, никого не удивляло, и никто не обращал на это внимания. Но в этот раз все было совершенно необычно. Младенца Марию, кроме родителей, сопровождали двенадцать девочек постарше Её с возженными свечами в руках, а на высокое крыльцо храма, кроме первосвященника, пришли и все там служащие. Что побудило их выйти навстречу этому ничем не выдающемуся ребенку? Объяснить этого никто не мог. Праздничное оживление и радость сопровождали шествие. А источником торжества и ликования была маленькая скромная девочка — трехлетняя юница, как называет Её Церковь. Что-то такое было в Ней, на что невольно радостью откликались сердца.

Мы, живущие в новом времени, знаем, что это благодать Святого Духа сопутствовала отроковице, а в то время понятия о благодати еще не было. Ради великого избранничества Богоотроковицы для Неё и в Ней одной уже начиналась небесная жизнь на земле. Знала ли Она о Своем великом и сверхъестественном назначении, о том, что Она — живая жертва Богу от Её родителей? Думаю, -говорит отец Иоанн Крестьянкин, -что нет. Навстречу неизвестности доверчиво и послушно шел чистый ребенок, еще не успевший получить влияние грешного мира. Но что значила эта жертва для Её престарелых родителей? Отдать безвозвратно самое дорогое, отдать в неизвестность и отдать навсегда!»

Сами подумайте. Долгое время кому-то из вас Господь не давал ребенка, вы его родили, вымолили. Его нужно отдать и отдать добровольно, отдать как жертву чистую Богу. Каждое ли родительское сердце это выдержит?

«Вот для нас, – продолжает отец Иоанн Крестьянкин, –дорогие мои, великий образец силы веры и доверия Богу в человеке. Иоаким и Анна знали только одно, они приносили благодарность Великому Богу за милость, дарованную им на исходе жизни. Всю свою долгую супружескую жизнь они молились о даровании им чада, скорбели и несли поношения за бесчадство. Молитва их услышана и дар получен! Но только три года они удерживали младенца при себе. И это были для них годы истинного счастья и нескончаемой радости. А в день Введения в храм родители, расставаясь с Богодарованной дочерью, понимали, что прощаются с Ней совсем и навсегда, но ликовали и торжествовали едва ли не больше всех. Они отдавали Богу безвозвратно самое дорогое, самое ценное, что имели. Какое доверие, какую веру, какую любовь нужно было иметь к Богу, как глубоко, живо и сердечно относиться к Нему, чтобы, не задумываясь о будущем, с радостью отдать своего ребенка. Вот он великий подвиг веры. Все в этот праздник было окружено таинственностью. Трехлетняя Девочка без посторонней помощи поднялась к вратам храма, преодолев пятнадцать высоких ступеней. И на глазах у всех свершилось небывалое доселе: первосвященник по наитию Духа Божиего приняв Её, ввел туда, куда и сам-то входил раз в год с жертвенной кровью за свои грехи и за грехи неведения народа. И никто не удивился, не запротестовал, но все прониклись чувством, что на их глазах происходит нечто великое. Призрел Господь на смирение, долготерпение и праведность супружеской четы Иоакима и Анны. Скорбный путь их жизни завершался утешением, за которым совсем забывалось пережитое долговременное горе. В свое время подвиг жизни их оценит и история, их назовут Богоотцами. Таковы пути Божиих праведников. Только в скорбном крестоношении вызревают райские плоды на земле. Плод веры и полного доверия Богу, плод любви человеческой, даровали миру Плод Божией Любви к людям — Матерь Божию, а с Ней и Сына Божия — Спасителя миру. С введения в Храм Пречистой Отроковицы занимается на земле заря новой жизни. Именно в этот день Она таинственно предвозвестила о приближающемся времени явления обетованного Избавителя всех и Спасителя мира.

Храм Божий — это Небо на земле. В нем ничего не тонет в прошлом, но все пребывает навеки: и прошедшее, и настоящее, и даже будущее. Господь некогда так сказал о храме "Я освятил сей храм… чтобы пребывать имени Моему там во век: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни". В Ветхозаветном храме зрели очи Божии на сердечную скорбь престарелой четы Иоакима и Анны, в храме Божием в молитве бездетные супруги черпали силы, чтобы безропотно нести обездоленность земной радостью, в храме Божием у Бога они верой находили утешение в преследующих их поношениях. Храм Божий принял их дщерь, чтобы, воспитавшись во Святая Святых, Она выполнила Свое великое предназначение, став Матерью Христа Сына Божия и Сына человеческого.

Ныне же Православный Храм Божий полным светом озаряет мир христианский и просвещает всякого человека, в него входящего. Храм исполнен всем, что питает души, утоляет духовную жажду, дает крепость и здравие. Утвердимся же в помышлении о присутствии Божием в нем, и о том, что Его всевидящее око зрит испытующим взглядом и на нас в храме, и в нашей жизни от рождения и до смерти вызревают плоды на радость или горе нам в Вечности. Дщерь человеческая Богоотроковица Мария, воспитавшись в храме Божием, положила начало и основание восхождения человека пред лице Бога, путь же туда проложен для нас Её Сыном — Господом Иисусом Христом. Так исполнением всякого устава Святой Церкви, без суемудрий и кривотолков, в простоте сердца пойдем, дорогие мои, во след Пресвятой Девы, и Она исходатайствует и нам возможность ходить по жизни во свете лица Божия и о Имени Его радоваться».