Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Для чего Господь может наслать на народ моровую язву
Проповедь прот.Сергия Филимонова от 05.04.2020 г., преподобной Марии Египетской

Сегодня, в день Марии Египетской, в связи с распространением эпидемии коронавируса, в своей проповеди я хочу обратиться не только к житию святой Марии, но и к тем отрывкам Священного Писания, которые касаются темы моровой язвы — для чего она посылается, какие она имеет особенности, когда Господь ее применяет.

Святая Мария Египетская для нас прежде всего образец покаяния, пример человека, который грешной душой находился практически в аду, но поднялся до вершин святости. Святая Мария Египетская не сидела, как индийские йоги, в позе лотоса, чтобы достичь нирваны, и как шаолиньские монахи не тренировалась часами, а работала много лет над своим сердцем, над изгнанием из него страстей. Потому нам так важен пример этой святой, как сумевшей укротить свои страсти и очистить своё сердце благодаря многолетнему труду над собой.

Вы по себе знаете, как трудно неустанно бороться со страстями. Многие через пень-колоду посещают храм и совсем мало участвуют в таинствах. Но, даже если внешне все может быть исправно, то внутреннее устроение часто требует духовного исправления. Вы впадаете в двойной стандарт: сегодня грешу, а завтра не грешу, сегодня хожу, а завтра не хожу, то пост соблюдаю, то нарушаю. Только Господь обрадовался очищению вашего сердца, а назавтра, смотришь, опять вылезла греховная суть. Знаете это по себе. И так продолжается первый год, второй, третий, пятый, десятый…А Мария Египетская 17 лет боролась в пустыне, пока греховные влечения не оставили её.

Знаю некоторых наших прихожан, которые 30 лет не могут перебороть свои страсти: и злобу, и раздражительность, и гневливость. Какая это трудная работа!

Дорогие братья и сестры, еще мне хотелось бы в эти покаянные дни поста обратить ваше внимание на то, что же нам хочет донести через слова Святого Писания Господь, когда Он посылал на людей моровую язву. У меня нет намерения прочесть вам систематизированную лекцию, лишь хочу прокомментировать некоторые отрывки из Святого Писания и высказать свои мысли по поводу тех обстоятельств, какие там описываются.

Итак, в Книге Исход в пятой главе говорится, что Господь посылает моровую язву, чтобы освободить из египетского плена народ Свой. Но что привлекает особое внимание? То, что язва действует избирательно, поражая окружение фараона, египетский народ и весь скот, не прикасаясь к сынам Израилевым и к их скоту. Бог через моровую язву показывает Свою силу народу, чтобы прекратили поклоняться ложным богам и идолам.

Кто такой фараон для нас сегодня? Это прообраз дьявола. А кто народ его и скот его? Это те люди, которые живут по-скотски – им Бог не указ, они Его отвергают и живут по своим прихотям. Мы знаем, что в мире действуют две силы: Божия и демоническая, и середины нет. Либо человек Божий, либо сын погибели.

Еще приведу пример. В главе девятой книги Исход говорится: «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если не захочешь отпустить народ Мой и еще будешь удерживать его, то рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота народа Израильского не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же народа Израильского не умерло ничего» (Исх.9, 1-6).

Второй пример из этой главы: «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона и рабов его; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лицом фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять перед Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах» (Исх.9, 8-11).

Здесь мы можем еще раз убедиться, что Господь показывает, что моровая язва действует избирательно: она не затронула не только сынов Израилевых, но даже их скот. Это для нас большое утешение. Ибо ангел-губитель проходит и видит, как сынов Израилевых, так и народ фараона, и может народ фараона подвергнуть болезни, а сынов Израилевых не затронуть.

А сыны Израилевы для нас сегодня— это молящиеся, постящиеся, ходящие в храм, те, кто участвуют в Таинствах Господних. Поэтому для нас всегда является утешением то, что моровая язва, которую может послать Господь, не бессмысленна. Даже слабые вирусы подчиняются руке Господней: к одному придут, а к другому нет. Как сказано в Святом Евангелии: «Один берется, другой оставляется» (Мф.24, 40). Избирательность: Господь поступает не трафаретно и бережет сынов Израилевых, а значит, что благодать Божия и вас может сберечь.

Второе, на что хочу обратить ваше внимание. В Книге Чисел в четырнадцатой главе говорится, что ропот народа может вызвать гнев Божий и моровую язву. Времена всегда были тяжелые. Всегда кто-то жил богаче, кто-то – беднее. Кому-то было хорошо, кому-то плохо. Так было и так есть: кто-то из грязи в князи, а кто-то наоборот. Все переменчиво в этом мире, вы это прекрасно понимаете. Всегда были проблемы, и легких времен не наблюдалось. Но народ во все времена сердцем один и тот же — ропщет на все, что есть. Ропот на Бога, на власти, на обстоятельства, на соседей. И все виноваты, кроме меня.

Я напоминаю, что в Книге Чисел показано, как ропот народа может вызвать гнев Божий и моровую язву: «И подняло все общество вопль, и плакал народ всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию – чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис.14, 1-3).

Сейчас многие плачут: «Ой, как хорошо было во времена СССР, все было спокойно, по плану, зарплату все получали». Это прекрасно, а куда вы денете 140 тысяч расстрелянных священников, а куда вы денете 90 млн. людей, загубленных во время войн – Гражданской, Отечественной, во время раскулачивания, политических расстрелов и лагерей. Может быть, было и прекрасно, но за счет чего? За счет этих 90 миллионов, которые были погублены? И вот народ начал сожалеть о прошлом. При голосовании о возвращении сталинизма 50 процентов населения проголосовали бы «за». Думают, как хорошо было тогда при Сталине, была диктатура, дисциплина, все было на месте. Да, была дисциплина, но кроме этой дисциплины, напоминаю, был и ГУЛАГ, были люди, которые томились в лагерях, многие безвинно. Стукачей было много, кто-то кому-то позавидовал, оклеветал, и все: человека забрали и расстреляли.

И далее в книге Чисел читаем: «И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (чис.14, 4)

Это мы и сегодня слышим, когда оппозиционеры постоянно выступают против власти. Для них нет страниц Священного Писания. Для них нет понятия, что всякая власть от Бога, что надо молиться о том, чтобы Господь подавал благие мысли тем людям, которые правят государством. За ними же Господь стоит. А вместо этого что? Опять бунт и революция?

Далее читаем в книге Исход: «И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых» (чис.14, 5). И какой результат? Что решил Господь? «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» (Чис.14, 11) А что, мало у нас знамений, которые подавал Господь земле нашей через иконы, через наших святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского?

И Господь говорит Моисею про неверный Ему народ: «Поражу его язвою, и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (Чис.14, 12). Вот результат недовольства еврейского народа. Поэтому, христианская душа, берегись ропота. Увы, вокруг нас много людей, которые, как говорится, не могут отличить правой руки от левой. Но вам-то, братья и сестры, даны знания Царствия Божия. Для христианина ропот — это дело страшное. Хотелось бы напомнить вам, что Господь держит в Своей руке любое заразное неизлечимое заболевание. Как дал, так и забрал. Нам нечего бояться. Человек может заболеть и выздороветь, даже если ему поставят смертельный диагноз.

Об этом мы читаем в книге Исход в четвертой главе: «И спросил Моисей Господа: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился ли тебе Господь? Что сказать, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И сказал ему Господь: положи руку твою к себе за пазуху. И он положил руку свою к себе за пазуху, вынул ее из пазухи, и рука его побелела от проказы, как снег. И сказал ему Господь: положи опять руку твою к себе за пазуху. И он положил руку свою за пазуху; вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его» (Чис.4, 1-7).

Все это произошло за минуту. И если Господь за одну минуту может подать заразное смертельное заболевание и за эту же минуту его забрать, то надо сознавать, что все в руке Божией. Это не означает, что мы должны быть нерассудительны, неблагоразумны, не соблюдать эпидемиологические правила. Но следует помнить, что Господь все держит в руке Своей.

Обратимся теперь к Книге Второзаконие, к главе 28: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя… Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею». (Втор.28.15, 21)

Что же относится к Божиим постановлениям? Сыны Израилевы об этом знали и понимали, что такое заповеди Божии. А многие наши люди после девяноста лет советской власти вообще понятия не имеют, что такое Закон Божий. Спросишь порой хоть школьника, хоть взрослого, могут ли они молитву «Отче наш» прочитать? Нет, не могут. Какие там заповеди Божии! Они, может быть, умные: про дифференциалы, интегралы, нанотехнологии вам расскажут, лекцию прочитают – а в духовном деле никаких понятий. А ведь это самое главное, и что происходит за нарушение установлений, вы сейчас слышали из книги Второзаконие. А ведь проповедь идет и по ТВ каналам «Спас» и «Союз», где наши архиереи, представители Церкви, сам Святейший Патриарх говорят-говорят, толкуют-толкуют, но их не слушают. И что тогда?

«Если не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего», – говорится в Книге Второзаконие, – «и исполнять заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия и постигнут тебя. Проклят будешь ты в городе и проклят будешь ты на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. … И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать на тебя, доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим…» (Втор.28.15-25). Дальше продолжать чтение этой главы не стану, здесь много еще говорится о том, что будет, если нарушать заповеди Божии. Мы должны понимать, какой бывает плачевный результат несоблюдения уставов Божиих.

Обратимся теперь к третьей книге Царств, в которой говорится, что Господь помогает всякому человеку, который молится Богу в храме. Я хочу напомнить вам о ходатайстве царя Соломона перед Богом о помощи всякому человеку, молящемуся в храме Господнем, о помощи во время бедствий и смертоносных эпидемий.

Мы должны помнить, что независимо от того, крещен человек на этот момент или нет, но любому человеку, который придет к Богу с молитвой в храм, Господь не откажет.

Вот как об этом говорится в Книге Царств в молитве царя Соломона: Будет ли на земле голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель ли будет теснить его в земле его, будет ли какое бедствие, какая болезнь», – (Заметим, коронавирус – не единственная болезнь, от туберкулеза умирает в три раза больше чем от коронавируса, полтора миллиона человек в год) – «при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3Цар.8.37-39)

Видите, как осторожно и вдумчиво царь Соломон молится. С одной стороны, он ходатайствует о том, чтобы каждый, приходящий в храм Господень, получил благодеяние Божие, но он добавляет, что Господь воздаст, только взирая на сердце этого человека, на то, с чем пришел человек к Богу. Если он пришел со злобой, не прощает ближнего, а укоряет и осуждает его, если он во время бедствий старается жить по заповедям, а когда бедствие закончилось, то живет блудно и нечестиво, то еще вопрос, что подаст Господь этому человеку, какую окажет милость. Может быть, будет как в Евангелии, когда Господь предупредил излеченного Им расслабленного: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5.14). А может, Господь и не ответит вообще ничего.

Вернемся к молитве царя Соломона: «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих, чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – (видите как он молится за иноплеменника или за того, кто приедет издалека, например, из Колпино к нам) – «ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего и сделай все, о чем будет взывать к тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил имени Твоему» Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил». (3Цар.8.39-42:43).

Но в Израиле был один храм, а у нас храмы есть в селах и деревнях, в каждом микрорайоне больших городов. Слава Тебе, Господи! И кто для нас иноплеменник? Это человек, далекий от Бога, не ходивший в храм, не соблюдавший заповеди Божии, и вот сейчас, допустим, он начал прозревать. Что он должен сделать? Он должен прийти в храм, покаяться. Закрыт храм – так встань у ворот храма. Разве Господь не услышит? Закрыта территория храма – встань у ограды. Я помню, как-то вечером уходил из нашего храма, храм был уже закрыт. Один подвыпивший человек стоял за воротами, у ограды. У нас ведь как: только мужик немножко примет на грудь, у него сразу покаяние просыпается. Тормоза сняты, стеснение отступает. И вот, здоровенный мужик стоял за воротами и плакал навзрыд, молился на храм. Ему было неважно, что закрыт храм. Он у ограды стоял, каялся в своих грехах и просил у Бога прощения. Может, завтра, когда алкоголь выветрится у него из головы, он замкнется опять, но сегодня у него сердце раскрылось, и он все сказал, что хотел. Нет преград, нет расстояний.

В Книге пророка Иезекииля в главе 12 есть один интересный момент, который говорит о том, что Господь сохраняет часть народа Израиля от моровой язвы, чтобы возвестить всем народам, что он страдает от неправды живущих на ней. «И узнают, что Я Господь, когда рассею их по народам и развею их по землям. Но небольшое число их Я сохраню от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; и узнают, что Я Господь» (Иез.12, 16)

Сегодня, во время коронавируса, не такая страшная ситуация как, например, во время средневековых эпидемий, когда порой умирало до 90% населения. Мне рассказывали про один город в Италии, в нем жило восемь тысяч человек, а осталось около десятка жителей (Чивита ди Баньореджо). Или возьмем Витебск: Великая Отечественная война. До войны в Витебске жило около 180 тысяч человек, по окончании в городе осталось 118 человек. Вот соотношение, какое бывает в истории. Поэтому сегодня еще не такая страшная ситуация, но на слова Господа, записанные пророком Иезекиилем все же обратим внимание.

Как и на следующее предостережение от Господа: «И скажи народу земли: так говорит Господь Бог о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: они хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего» (Иез.12.19) Сейчас есть продукты, но Господь может лишить землю изобилия плодов земных. Земля почему родит? Да потому что мы молимся. Не потому, что придумывает аграрий что-то новое и появились ГМО продукты, а потому что в храмах молятся. На Мирной Ектенье молятся об изобилии плодов земных и временах мирных. Церковь молится, чтобы земля родила и пропитала всех людей. И вот Господь напоминает о том, что в Его руке изобилие плодов земных. Но ведь может случится так, что «земля …будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней. И будут разорены населенные города, и земля сделается пустою, и узнаете, что Я Господь» (Иез.12, 19-20).

Также в книге пророка Иезекииля в 14 главе говорится о том, что вопреки праведному гневу Своему Господь иногда незаслуженно оставляет жить не только праведников, но и грешников: «Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот, и тогда останется в нем остаток, сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим, о всем, что Я навел на него. Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что Я не напрасно сделал все то, что сделал в нем, говорит Господь Бог» (Иез.14:21-23).

Здесь есть двойной смысл. С одной стороны, вы узнаете все нечестивые мысли и поступки грешников, и поймете, что это было заслуженное наказание Божие. А с другой стороны, Господь показывает нам людей изменившихся, с преображенным сердцем, которые услышали Бога и стали жить по закону Его, и это для нас, грешных, утешение.

В книге пророка Иеремии в главах 29 и 32 говорится, что если не слушают пророков, извещающих слово Божие, то за этим следует Божие наказание голодом и моровой язвой. Ну а кто такие пророки сегодня? Пророками сегодня можно смело назвать всех священнослужителей, которые говорят Слово Божие. Священнослужители могут пророчествовать или нет, тут как изволит Дух Святой. Но все священнослужители говорят Слово Божие, читая Святое Евангелие, Священное Писание, то есть они возвещают голос Бога или пророков в тех отрывках, которые положены на сей день. Получается, священникам можно дополнительно и не пророчествовать. Но, тем не менее, каждый священник действительно является пророком Божиим, когда говорит о делах Божиих.

Пророк Иеремия пишет: «Вы говорите: «Господь воздвиг нам пророков и в Вавилоне». Так говорит Господь о царе, сидящем на престоле Давидовом, и о всем народе, живущем в городе сем, о братьях ваших, которые не отведены с вами в плен, – так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их; и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их, за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь» (Иер.29:15-19).

Что у нас нет телеканалов «Спас» и «Союз»? У нас нет радиоканалов христианских? Или у нас церкви закрыты, как в советское время? И все говорят-говорят, просвещают Закону Божиему. И никого из них не слушают. И какой результат? Ответ Господа мы найдем в книге пророка Иеремии: «Но они не слушались и не приклоняли уха своего, а ходили каждый по упорству злого сердца своего…Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их» (Иер.11.8, 11).

В книге пророка Иеремии в главе 44 Господь напоминает, что для людей верующих нет обратной дороги. О том же говорит нам Святое Евангелие: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9.62).

А вот что читаем у пророка Иеремии: «не смирились они и до сего дня, и не боятся и не поступают по закону Моему и по уставам Моим, которые Я дал вам и отцам вашим. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я обращу против вас лицо Моё на погибель и на истребление всей Иудеи. Посещу живущих в земле Египетской, как Я посетил Иерусалим, мечом, голодом и моровою язвою, и никто не избежит и не уцелеет из остатка Иудеев, пришедших в землю Египетскую» (Иер.44.10-11, 13-14).

Пророк обличает тех иудеев, которые решили перебраться в день бедствия из земли обетованной в землю Египетскую, и говорит, что там никого не останется в живых. Но и те сбежавшие иудеи не стали говорить плохое о земле своей, которая была благословлена Богом.

И нам наша земля благословлена Богом. А вспомнили о нашей земле только тогда, когда бедствие постигло. В песне группы «ДДТ» поется, что наша Родина — уродина. Но вот вспомнили об этой уродине многие наши соотечественники в дни бедствия, которые из инфицированных коронавирусом стран вернулись сюда на самолетах. Да, их нельзя бросать. Но когда они вспомнили о Родине-уродине, как они ее называли? Когда им плохо стало. Хаяли, обзывали и ушли в землю Египетскую. Что такое земля Египетская ныне? Земля Египетская — это котлы мяса, удовольствие, жизнь совершенно раскованная, где можно себя реализовать. А что там Россия? Родина-уродина. И они сбежали туда. Но эпидемия грянула, вот и вспомнили про уродину, которую поливали грязью.

А мы молимся Богу, и Он нас милует. Нельзя поливать грязью ту землю, которую тебе дал Господь, в которой жили твои отцы и в которой кости твоих предков. И даже если ты уехал по какой-то причине, то оставайся верующим человеком и не хули ту землю, которая вскормила и воспитала тебя.

В Книге пророка Иезекииля есть грозное предупреждение нам, стоящим здесь в храме, что с верующих людей Господь Вседержитель спрашивает строже, чем с язычников за отступничество и беззаконие. Ну, что спрашивать с людей, которые не могут отличить правой руки от левой, никогда не ходили в храм и за десятилетия безбожия, потеряли все корни: у них семья пятнадцать человек, а в ней только двое крещеных. Вы даже не представляете сколько еще некрещеных людей у нас и сколько крещеных, которые совершенно ничего не понимают в Законе Божием и в церковной жизни. Но с нас, которым Господь дал Закон Божий, Господь будет спрашивать строже. Почему? Потому, что многие, так сказать, верующие живут по двойному стандарту. Ведь не секрет, что некоторые люди имущие, занимающие разные посты или те, кто считают себя самими умными, живут двулично и лицемерно. Вот сейчас погрешу, а потом грешить не буду. Вот мне можно, а ему нельзя. Вот я сейчас так, а завтра этак. Ничего, отмолюсь, раскаюсь, разжалоблю Бога. Это жизнь по двойному стандарту.

И когда человек уже знает Закон Божий, но перестает ходить в церковь, спрашиваешь: «К чему ты пришел?» В ответ: «Я ушел в исследования восточных мистических учений, я решил задуматься о философии». Приходи в церковь, и здесь разберешься. Господь тебе все откроет, но постепенно по мере твоего возрастания. Что же ты бросаешь Бога и Церковь? Гордыня. Тропа твоя зарастет и путь твой будет непроходен, когда ты захочешь вернуться. Что же ты делаешь?

И книга пророка Иезекиля обращается к нам : «Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники (язычники живут и грешат, а мы ходим в храм и грешим, постимся и грешим), по уставам Моим не поступаете, постановлений Моих не исполняете и даже не поступаете по постановлениям язычников, которые вокруг вас, — посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников».(Иез.5.7-8)

Вот какое слово Божие к нам о том, что с верующих Господь спросит строже, и в день моровой язвы те, кто живут по двойным стандартам, скорей всего, не смогут уберечься.

А в шестой главе книги пророк Иезекииль нам о том, что духовное блудодеяние притягивает наказание Божие. Моровая язва — одно из орудий Божиих для поругания идолов: «И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, и они к самим в себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих; и узнают, что Я —Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие. Так говорит Господь Бог: всплесни руками твоими и топни ногою твоею, и скажи: горе за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы. Кто вдали, тот умрет от моровой язвы; а кто близко, тот падет от меча; а оставшийся и уцелевший умрет от голода; так совершу над ними гнев Мой. И узнаете, что Я — Господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их» (Иез.6.9-11).

А что сегодня является идолами? Работа, деньги, карьера, успех, развлечения. Бог на десятом месте. Центром жизни выступает не Господь, а какие-то житейские цели и установки. Вот и будем упорствовать в своих земных устремлениях, а Господь будет изливать на нас гнев Свой, как и написано в книге пророка.

Я напоминаю, что Бог милостив к нам. Во-первых, своей моровой язвой и смертоносным поветрием Он сохранил мир наш от ядерной войны, мы были на волосок от её начала. А во-вторых, Он нас щадит. Если бы Господь хотел нас наказать по-настоящему, то было бы так, как у всех пророков в Священном Писании — меч, моровая язва и голод. В такой последовательности. Господь пока уберег нас от меча. И голода нет. А вот моровую язву он подал. Господь нарушил Свой обычный ход событий, который предвозвещен в Священном Писании, и наслал сперва смертоносное поветрие, но меча и голода не подал. Это Его милость к нам, но Господь предупреждает и призывает: - Задумайтесь, как вы живете, покайтесь в грехах своих.

В главе 38 в Книге пророка Божия Изекииля говорится, что Господь судится с народом о моровой язве: « И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь» (Иез.38:22-23).

Обратимся теперь к книге пророка Амоса, в 4 главе которой рассказывается, как Господь посылает бедствия подобные казням египетским, а народ не вразумляется, продолжает грешить и не обращается к Богу. Я прочитаю по частям весь этот отрывок из Книги пророка Амоса. Он очень характерен для нас сегодня: «Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!» (Ам.4:1) Что нового? В суде и сегодня выберут того, кто больше даст взятку. Мы что этого не знаем? Знаем. Мы в курсе, что сегодня даже самое страшное преступление можно замазать большими деньгами, что человек из государственной казны может украсть миллиард и ему за это ничего не будет, а небогатый человек, живущий где-нибудь в курортном районе в небольшом доме на маленьком участке, беззащитен, и если кому-то нужен его участок, то его дом сожгут, а хозяина могут убить или просто выгнать. Об этом как раз и говорится в Книге пророка Амоса.

«Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами. И сквозь проломы стен выйдете, каждая, как случится, и бросите все убранство чертогов, говорит Господь. Идите в Вефиль – и грешите, в Галгал – и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, – и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. (Ам.4:2-7, 9-10).

Сегодня Господь мог бы сказать так: - Посылал пожар в Австралии, выгорело пол страны. Австралия для вас далеко, и вы не обратились ко Мне. Затопило в Иркутске наводнение половину сел — но это в Сибири, и вы не обратились ко Мне. Послал тайфун на Америку, сжег Калифорнию, разрушил сотни тысяч домов — это где-то в Америке, и вы не обратились ко Мне....