Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Сегодня мы опять обратимся к книге протоиерея Григория Мансветова «Училище благочестия» а именно к главе из шестой части этого труда «Горький плод раскаяния»: Преподобный Ираклий имел у себя ученика, более других украшенного добродетелью послушания. В одно время этот трудник повергся к ногам старца и просил, да облечёт его в образ иноческий. Ираклий согласился, и когда для инока соорудили особливую келью, сказал ученику своему, как учитель: «Чадо, исполняй мою заповедь: когда взалчешь – вкушай; когда вжаждешь – пей; когда воздремлешь – усни. Только не выходи из кельи даже до субботы; а тогда посети меня». Юный инок два дня с охотой исполнял приказание старца, но на третий день почувствовал скуку и начал жаловаться на строгое запрещение учителя.

Надо бороться нам с такими жалобами и искушениями всю жизнь, особенно во время поста.
Бывает, говоришь некоторым духовным чадам простые, достаточно элементарные духовные вещи, что еда едой, сон сном, нагрузка нагрузкой, но нет — начинают излишне философствовать и заниматься лжеподвижничеством. Сказали тебе, как делать — вот и трудись в той мере, как посоветовали. Знаешь же, что недавно переболел или возраст большой, или колени хрустят и не гнутся, или кальций почти исчез из крови и можешь сломать себе что-нибудь. Не мудрствуй, поступай, как сказали. А ежели считаешь себя умнее своего духовника, своего наставника, то делай тогда что хочешь.
Протоиерей Валентин Мордасов советовал таких непослушных чад предоставлять самим себе. Начинает человек философствовать — сразу же духовник его отпускает от себя и отдает на Божие усмотрение. Хотите вразумления от Господа? Духовник может дать вам малую меру, а начнешь умничать, так какой мерой наделит тебя Господь? Какой положено. Понесешь ты ее или нет — это большой вопрос. И как только начинается такое мудрствование, духовник сразу отпускает чадо на волю Божию. Протоиерей Валентин Мордасов говорил так: «Я тогда благословляю этот вопрос на ваше усмотрение. Как хотите, так и делайте». И протоиерей Василий Ермаков поступал так же.

Что сложного в словах учителя: «Чадо, исполняй мою заповедь: когда взалчешь – вкушай; когда вжаждешь – пей; когда воздремлешь – усни». А духовные чада крутят у себя в голове: «Ну ладно, говори-говори. Приду домой, буду делать все по-своему». А потом начинается: скорая помощь, травмпункт, больницы. Ну, надо слушать все-таки иногда своих духовников.

Продолжим чтение главы ««Горький плод роптания»: «Юный инок …пропел, хотя с некоторым смущением, вечернее правило и по закату солнца пошёл спать. Что же увидел? На его одре возлежит некто чёрный и злобный и скрежещет на него зубами. Ужаснувшийся инок без памяти ринулся из кельи, прибежал к старцу и застучал в дверь. «Сжалься надо мной, авва! – вопиял он. – Отопри, авва!» Но старец, провидя духом его роптание, которое было, без сомнения, первым шагом к преступлению заповеди, не отверз кельи до рассвета».
Таким же образом, когда вы к нам прибегаете после своего непослушания и высокоумия, мы не торопимся давать вам ответ, «затворяем двери кельи» и остаемся безмолвными — предоставляем вам возможность полностью прочувствовать плачевное состояние невыполнения заповедей наставника.

И дальше читаем в этой главе: «Когда, наконец, он (старец) впустил его, трепещущий ученик воскликнул: «Отче! Отходя спать, я увидел на ложе моём чудовище; до смерти страшусь его». – «Это сделалось от того, – сказал Ираклий, – что ты, чадо моё, возроптал и тем поползнулся к преступлению заповеди. Этот чёрный, злобный дух тебя ужасает, но от него есть защита – крест и молитва. Горе, если овладеют сердцем твоим дела законопреступные! Тогда ты сам внутри себя, в твоей совести, обретёшь ещё более ужасное чудовище, скрежещущее на тебя: оно поглотит тебя, пожрёт тебя, и ты погибнешь». Этим и тому подобным образом поучив юного пустынника, преподобный Ираклий через некоторое время постриг его, и он вскоре из ученика сделался учителем».

Вот, дорогие братья и сестры, пост особенно научает нас учиться не роптать на то, что нам не по нраву. От чего происходит это недовольство? От нашей гордости, самовольства и высокоумия. Гордость лежит в основе этого ропота. Поэтому если мы принимаем с благословением Божиим советы священника, стараемся их исполнять и не ропщем, то мы этим благоугождаем Богу, а если ропщем, поселяем у себя внутри «злобное, черное», скрежещущее зубами чудовище, которое нас изнутри съедает. И если вы хотите сохранить свою душу, хотите возрасти духовно, то сделайте соответствующие выводы из урока, который мы слышали сегодня из наставлений «Училища благочестия».

Проповедь прот.Сергия Филимонова от 19.03.2021 г., Литургия Преждеосвященных Даров

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: