Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

🌱Блаженны те, кто не оправдывается своими немощами

Сегодня я хочу обратиться к книге «Училище благочестия» протоиерея Григория Мансветова, к ч.3 Телесное и душевное занятие.

«Братия, собравшись к преподобному Агафону, спросили: «Что важнее − телесные подвиги или душевные?»−«Человек подобен дереву, − отвечал старец,− телесное занятие приносит листвия, а душевное произращает плод; и поскольку Священное Писание уверяет, что «всяко…древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10), то видно из этого, что более внимания должно устремлять на плод, то есть на занятие души. Но древо также имеет нужду в листвиях, чтобы тень их подавала защиту плодам от чрезмерного зноя. Этого мало еще: листвия умножают красоту древа и доставляют прохладу путешественникам».

Святой старец сказал сущую правду. Сколь совершен, сколь любезен Богу и людям, сколь спокоен и доволен сам собой тот человек, который через занятие душевное познав истину, может подавать спасительные советы и другим, а через занятие телесное снискивая житейские потребности, может благодетельствовать страждущему человечеству! Сверх того, и стремительные, пламенные страсти едва ли могут овладеть сердцем того, кто любит труды».

Человек − создание двуединое: состоит из тела и души. Или отцы-трихотомисты говорят, что есть дух, душа и тело. Но человек состоит из тела, созданного Богом, и душевного состава. Посему к Богу надлежит обращаться и душевным, и телесным составом. Поэтому каждый человек может это делать, то есть не только душевно изливать перед Богом свои молитвы, но и телесно, хотя духовное гораздо важнее. Во время молитв в церкви мы говорим: преклони выю сердца своего. Что такое «выя» в переводе с церковнославянского? Это значит «шея». Как можно преклонить шею сердца, если у сердца шеи нет? Есть аорта, вены и все такое прочее. А выю сердца −это означает, что проявить смирение и сокрушение сердца, поклониться наружно.

Когда мы говорим о чем-то внутреннем, духовном, тогда мы говорим «плач сокрушенный», плач − это не значит, что только слезы будут литься из глаз. Я много таких слезливых видел, которые плачут, а сердце далеко отстоит от Господа. Москва слезам не верит. И когда мы видим плачущих, мы всегда задаемся вопросом: истинный ли плач человека? Он поплакал и через две минуты уже забыл о том, что пообещал Богу. Поэтому важнее плач внутренний, плач сердечный, сокрушение сердца.

Святые отцы ценят внутренний плач гораздо более, чем внешние слезы, хотя и то, и другое полезно для кающегося человека. Преподобный Амвросий Оптинский о плаче сказал: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача». Симеон Новый Богослов: «Слезы, источаемые сердцем, есть благоприятная жертва, приносимая Богу в очищение скверны и постыдности страстей». Иоанн Лествичник: «Плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие».

Человек может воздавать Богу не только внутреннее, но может воздавать и телесное, и обязан это делать. Многие стараются оправдаться своими немощами, какими-то телесными недостатками. Но эти телесные немощи, хвори и болезни не оправдывают нас. Вот, например, человек сидит на коляске, а руки у него свободны. Значит, он может поднять руки и воздать хвалу Богу, может перекреститься. Если ноги не могут двигаться, установлен Илизаровский аппарат, то руки и сердце могут двигаться, воздать Богу славу. Вот, например, есть люди, которые лишились рук, у них одни культи. Можно поднять культяпки к Богу и поблагодарить Его. У человека выжжены глаза, но есть глаза сердца. Если он не видит Бога, то он может глазами сердца к Богу обратиться и помолиться Ему. У некоторых прихожан − воротник Шанца. У них шея еле-еле шевелится, они не могут наклоняться, но у них есть выя сердца, они могут сердцем поклониться Богу, а могут просто немножечко наклониться. Есть люди обездвиженные, лежащие в постели, но они при этом продолжают каяться и молиться, и немощи их и телесные нарушения не препятствуют им обращаться к Богу. Есть люди, у которых парализована после инсульта правая рука и нога, они не работают, язык еле-еле двигается во рту, но есть левая рука, и левой рукой человек крестится и, опираясь на палочку, доходит до храма Божия.

У меня были люди, которые год или полтора назад причащались, потому что у них высокое давление, они по немощи не могли. Но Господь дал им просветление ума, и они до храма добрались. И неизвестно, когда следующий раз придут, но поисповедовались и покаялись. То есть телесная немощь не воспрепятствовала им воздать хвалу Господу. Старец Филипп из Гефсиманской пустыни, когда его спрашивали: «Как молиться?», говорил: «Молитесь как угодно: вверх ногами, на ногах или лежа; главное, чтобы молитва исходила из сердца вашего».

Если человек болеет, лежит с температурой 39, то ничего не мешает ему наложить на себя крестное знамение и обратиться к Богу. В этом тоже поклонение тела. Есть некоторые здоровые, я за ними смотрел, у них коленки не хрустят, когда они совершают земные поклоны. А у многих из нас уже коленки хрустят, очень трудно встать. А некоторые не могут встать, я сегодня видел, они стояли на коленях и не могли совершать молитву Ефрема Сирина. Встать на колени смогли, а подняться с колен − нет. Таковые тоже правильно делают, потому что они совершают на коленях молитву Ефрема Сирина. Не могут стоя совершить полностью земной поклон − делают полуземной поклон. То есть почитание Бога мы можем воздавать телесно.

Самое главное, что мы разделяемся на два типа людей: люди, которые потакают своим немощам, они очень любят себя, некоторые называют их «эгоистами». А есть люди, которые несмотря на свою немощь, преодолевают себя и стараются хоть как-то, даже если у них одна рука шевелится, перекреститься или поднять ее к Небу. И сердце поднимается к Небу. Поэтому люди делятся на оправдывающихся своими немощами и тех, кто старается их преодолеть. Блаженны те люди, которые ходят в церковь, и стараются преодолеть свои немощи и не оправдываться, а благоугодить Богу.

Человек может даже в немощи своей послужить Богу. Святая преподобномученица Елисавета была сброшена в глубокую шахту вместе с другими князьями и людьми. И, упав в шахту, она не оправдывалась, что она тоже вся разбита, вся переломана. Ее тело нашли потом белогвардейцы, они извлекли его из шахты, и оказалось, что она до последней минуты своей жизни отрывала от своего облачения куски ткани, из них делала бинты и перевязывала тех, кто упал вместе с ней в шахту. И когда нашли ее, в руках у нее был бинт, которым она перевязывала какого-то великого князя.

У нас был человек, который маленьким мальчиком пережил Великую Отечественную войну. Он рассказывал, как он ел одну картофельную шелуху, голод был страшный. Все продукты на фронт отправляли. Он мог питаться только шелухой картофельной, потому что в военное время могли посадить за то, что человек какое-то питание от фронта отрывает. И этот человек был немощным, его звали Георгий, он приходил к нам сюда на ходунках. Передвигаясь еле−еле на ходунках, он шел в трапезную и чистил картошку, хотя ему было уже около восьмидесяти лет, и он был инвалидом тыла Великой Отечественной войны. Некоторые из наших прихожан час, полтора пешком с ходунками добирались до нашего храма.

Но есть люди, которые оправдывают себя, что я очень больной, немощный, я такой несчастный, разнесчастный, у меня куча болезней, вот вам моя справка, не трогайте меня, поэтому что могу, то и делаю. Это люди, оправдывающие себя немощами.

А есть люди другие, они несмотря на все трудности, которые прошли в жизни, на свои травмы, болезни, стараются все же как-то благоугодить Богу по мере своих сил. Видите, Господь ценит и стакан воды, который подается другому человеку, Он и лепту в две монетки принял больше, чем от всех других, кто приходил в храм, хотя это была немощная иерусалимская старушка, которая принесла мизерные копейки, и эта лепточка была все, что оставалось у нее в жизни.

Поэтому, дорогие мои, еще и еще раз напоминаю: блаженны те, кто не оправдывается своими немощами, болезнями, хворями, отсутствием возможности, кто эти возможности ищет, кается Богу и старается преодолеть немощи и хоть маленькой капелькой благоугодить нашему Богу и Спасителю.

Проповедь прот.Сергия Филимонова от 3 апреля 2024 г., среда 3-й седмицы Великого поста

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности