

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 9105
- |
- Видео 1518
- |
- Мероприятия 0
О значении первородства, в том числе духовного, и зачем нам нужен пост
Проповедь прот.Сергия Филимонова от 19 марта 2024 г., Великий покаянный канон Андрея Критского, Вторник 1-й седмицы
В четвертой песне Великого покаянного канона Андрея Критского, поемого во вторник Великого поста, в третьем и четвертом стихе есть такие слова: «Исава возненавиденного подражала еси душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческие молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси окаянная, деянием и разумом, темже ныне покайся» и «Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь, и сластьми оскверняем, Едом именовася, еже глаголется разжение души любогреховная»
(По подражанию презираемому Исаву отдала ты, душа, своему соблазнителю первенство первоначальной красоты, лишилась отеческого благословения и двояко несчастная подпала соблазну деятельностью и разумом. Посему ныне покайся. За крайнюю женопохотливость Исав был назван Эдемом. Пылая постоянно невоздержанием и оскверняясь любострастием, он был наименован Эдемом. Эдом — что значит распаление души любогреховныя).
Сегодня я обращаюсь к книге епископа Виссариона Нечаева «Об уроках покаяния», где в 15 главе, посвященной Исаву, он говорит: «Исаак имел от Ревекки двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова. Исав был первородным. Но он не удержал прав и преимуществ, свойственных первородным. Он легкомысленно, за снедь, уступил свои права Иакову и лишился отеческого благословения, которое отцом предназначено было ему как первенцу, но предвосхищено было Иаковом. Огорченный этим унижением, Исав сказал об Иакове: "праведно (недаром) наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя и ныне взя благословение мое» (Быт. 27, 36).
Смысл этих слов такой: Иаков запнул его или помешал его благополучию тем, что сперва купил у него первенство за дешевое кушанье (см. Быт. 25, 36), а теперь хитростью предвосхитил у него отчее благословение. Это, конечно, было великим несчастьем для Исава, – но он заслужил его своим легкомыслием и грубостью нрава, – свойствами поистине ненавистными пред Богом и людьми.»
Дорогие братья и сестры, для тех, у кого несколько детей в семье, это очень важный момент —отеческое благословение, которое преподается первенцу, ниспосылает на него благости Божии. И если первенец не ценит Божьего благословения, то тогда вместо милости от Господа приходит на него проклятие Божие. Родители должны объяснять это своим первенцам — старшим сыновьям и дочерям.
Далее епископ Виссарион пишет: «Унижение ненавистного Исава перед Иаковом есть образ унижения души, отдавшейся во власть греха. Душа по самой природе своей превознесена Творцом пред всеми земными тварями. Она сотворена не из земных стихий, как прочие земные существа, а непосредственно Самим Богом вдохнута в тело человека. Она украшена образом и подобием Божиим, или подобно Богу есть существо духовное, бессмертное, разумное и свободное. Ради этих достоинств, ради этой «первой», с самого сотворения данной ей «доброты», она в ряду всех земных тварей явилась первенцем, заняла первенствующее и господственное положение, подобное тому, какое в семействе принадлежало первородным; но душа не сохранила своего первоначального достоинства и в этом отношении поступила не лучше Исава».
Не забывайте, дорогие братья и сестры, что все вы здесь, принявшие Святое Крещение, являетесь первородными. Вы получили великий дар Божий. И этот дар можно точно также променять за прелести мира сего, как Исав променял на чечевичную похлебку.
Возвращаемся к словам епископа Виссариона: «Исав за дешевое кушанье отказался от первородства в пользу Иакова: и душа, в лице Адама и Евы, тоже на снедь променяла свое достоинство, – и до сих пор мирские наслаждения нередко предпочитает тому, что может удовлетворять духовным, свойственным ее богоподобной природе потребностям. Совесть и долг призывают ее к молитве, к поучению в законе Господнем, к покаянию, – но вот представился случай провести весело время в обществе людей, собравшихся для опасных в нравственном отношении развлечений, – и случай не упущен, искушение не встретило сопротивления в слабой душе. В этом отношении она поступает еще хуже Исава: этот согласился на унижение себя перед родным младшим братом, а она уступает над собой власть «прелестнику» – диаволу, участвующему во всяком искушении с тех пор, как он обольстил наших прародителей.
Далее, Исав лишился отеческого благословения, предвосхищенного Иаковом. Равно и душа, добровольно рабствующая своему прелестнику, или искусителю, навлекает на себя неблаговоление Божие, как навлекли его послушавшиеся искусителя Адам и Ева».
Мы тоже можем лишиться Божьего благословения, как только начнем философствовать, а точнее, разводить демагогию, сомневаясь в заповедях Божиих и в церковных установлениях. Это начало нашего падения.
Епископ Виссарион пишет: «Исав почитает себя двукратно униженным пред Иаковом. Унижение души, побежденной греховными искушениями, также двояко: сначала она отступает от закона Божия только «деянием», которое, впрочем, осуждается разумом, – грешит, но не теряет сознания своей виновности, – грешит по слабости воли, а не по убеждению, что в грехе нет вины: потом привычка ко греху затемняет в ней сознание греха, она начинает оправдывать грех, примиряется с ним мыслью, перестает различать, что грешно и что не грешно, забывает оразличии добра от зла: она грешит «разумом». Горе тебе, окаянная душа, если ты дошла до этого состояния или близка к нему! Поспеши покаяться и покаянием спасти себя от вечного осуждения».
Сколько мы видели таких, отпавших от Церкви, которые начали с малого, а закончили уходом из храма и отречением от Бога.
Далее пишет епископ Виссарион: Исав прозван Эдомом, что значит – «красный», в память той жадности и легкомыслия, какую обнаружил он, когда, возвратившись с охоты голодным и увидав у Иакова кушанье, по цвету красное, сказал ему: «накорми меня красным этим», – и за это кушанье отказался в пользу Иакова от своего первородства… Таким образом, в угоду чувственности он не только не подорожил священными правами, соединенными с первородством, но показал еще недостаток благоговения к имени Божию, запечатлев им свой непохвальный поступок. Имя Божие не было для него священным, сила чувственности победила в нем страх к нему. В этом смысле апостол Павел называет Исава «сквернителем» (см. Евр. 12, 16), то есть презрителем святыни… Страсть к чувственным наслаждениям … была причиной, что Исав имел жен из нечестивого Ханаанского племени, – они были в тягость Исааку и Ревекке… Что мне до того, – рассуждал, конечно, Исав, – что они язычницы, не веруют в Единого Истинного Бога, чтут ложных богов и предаются мерзостям языческого суеверия, например, прибегают к волхвованию, – за все это не мне отвечать, это дело их совести: мне нужна не вера их, а ложе их».
Вспомните, как в отличии от «сквернителя» Исава, многие мученики за Христа, когда им было предложено поклониться чужим божкам, шли на смерть за веру, как наши новомученики и исповедники Церкви Русской не променяли дар Божий на блага земные, а предпочли смерть и жизнь Небесную.
Продолжаю цитировать епископа: «Чревоугодие и любострастие Исава, невоздержанием присно разжигаемого и любострастием оскверняемого, сделали его образом всякой грехолюбивой души, подобно ему воспламеняемой чувственными страстями. Горе душе, пожираемой этим пламенем! Подобно Исаву, она теряет уважение ко всему святому. Для чревоугодника не существует постов – он глумится над ними и над самой Церковью, их заповедавшей. А пламень любострастия пожигает, наконец, самую совесть в человеке».
Вот почему, дорогие братья и сестры, Церковью установлены все посты. Вот в чем их несомненная польза. Вот почему мы притекаем к посту и ради чего мы входим в него —чтобы победить пламень любострастия и преодолеть влечение к снеди, чтобы через пищу не продать наше первородство.
И последнее, чтобы я хотел вам прочесть из главы об Исаве книги епископа Виссариона: «Он (чревоугодник) без смущения и стыда приносит в жертву своей скотской страсти честь девиц и замужних, не стесняясь законами Божескими и человеческими. Он даже тщеславится своими похождениями, как бы великими подвигами, и жестоко глумится над людьми честными, чистыми и целомудренными. В нем до того затемнены понятия о различии добра и зла, что он не только не почитает грехом, а еще называет честным делом бросить жену, как только почувствует охлаждение к ней и найдет себе другой предмет привязанности. Святости брачного союза, освященного Таинством, для него не существует. Поистине это Исав-сквернитель. Бойся, душа христианская, подражать ему».
Что разве мало мы с вами видели такое в своей жизни? Разве мало людей, которые живут так беззаконно и глумятся над людьми, верующими в Бога?
Поэтому нам с вами нужна крепость и мужество, дабы не отвлекаться на греховное, а идти тем путем, к которому призывает нас Господь.

Популярное видео
-
Казачья лезгинка.
Евгений Заикин · 723 просмотра -
02:40
Цыганский мальчик перепел песню А. Барыкина - Я буду долго гнать велосипед
Брат наш Сергий · 2782 просмотра -
02:49
"Посвящение Иоанну Златоусту"
Пётр Старцев · 1739 просмотров