- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 8752
- |
- Видео 1518
- |
- Мероприятия 0
От Господа стопы человеческие исправляются
Проповедь прот.Сергия Филимонова в день памяти священномученика митрополита Серафима Чичагова 11.12.2022г.
«От Господа стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело» (Пс. 36, 23). Все, что от Бога, нам на пользу. Почему именно эта тема проповеди сегодня? Этот стих псалма красной нитью проходил через всю жизнь святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски и Сибири, но это также проходит и через жизнь многих людей. И, как говорил отец Иоанн Крестьянкин, Бог никогда не ошибается. Мы знаем, что ничего случайного в жизни не бывает. Случайность — прерогатива людей неверующих, далеких от Бога, а мы говорим с вами о людях верующих, потому что они по-другому все воспринимают. От Господа стопы человеческие исправляются.
Мирская пословица говорит о том, что все, что ни делается, все к лучшему. Но это как бы фатальность. Делается к лучшему — то есть все само собой происходит. Но мы знаем, что в этом мире ничего чудесно не происходит. Все происходит по Божиему благословению, по Его усмотрению. Поэтому верующие люди говорят по-другому: все, что не случается от Бога − к лучшему. Это надо понимать. Даже когда возникает такой жизненный перевертыш, когда человек проходит через зло, через какие-то негативные обстоятельства, все равно Господь их обращает в нужное русло, делает к лучшему.
И сегодня на примерах святых хочется сказать, что и как происходит в жизни. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в отрочестве проявлял большой интерес к душеполезным книгам, особенно полюбил чтение житий святых, восхищался их подвигами и сожалел о том, что в современном мире он лишен возможности пострадать за православную веру. Господь видел его тайное желание и вел по этому пути. Со временем он стал архипастырем и принял венец мученичества.
Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, икона и фреска которого находятся в нашем храме, был морским офицером. Гардемарином он участвовал в оказании помощи жителям Сицилии при Мессинском землетрясении в 1908 году, за что был награжден итальянской серебряной медалью. Отслужив девять лет на флоте, Иван Георгиевич уволился по состоянию здоровья. Служба закалила и приготовила его к следованию по пути веры, и в 1923 году он был рукоположен в сан священника. Рукополагался именно в то время, когда в нашем Отечестве бушевало отрицательное отношение к священству и их убивали, сажали в тюрьмы, отправляли в ссылки и лагеря. Но Господь управил ему предыдущей жизнью стать священником и принять венец мученичества.
Сегодня мы отмечаем память преподобноисповедника Сергия Серебрянского (в миру Митрофан Васильевич). Он был полковым священником, а потом оказался в Марфо-Мариинской обители. Великая княгиня Елисавета Федоровна выбрала протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля обители. Предшествующий путь полкового священника предрасполагал именно к тому, чтобы в дальнейшем он занял свое место. Но, хочется сказать, что заступал он на это служение не без ропота.
Это я говорю в связи с тем, что очень многие люди искушаются событиями. Была эпидемия ковида, все переволновались. Началась специальная военная операция — тоже люди мечутся, не знают, какое будущее их ожидает, что делать. Внутри возникло сильное беспокойство. В ответ на ваше внутреннее беспокойство отвечаю, что все Господь управляет к лучшему, делает так, как Его устраивает Божественный замысел. Не так, как задумали политики, государственные деятели; не так, как говорят разные блогеры, эксперты; не так, как освящают средства массовой информации. Бог Сам знает, чего Он хочет добиться. Для Господа главное − дать время миру на покаяние и сделать так, чтобы люди обратились к Нему и начали каяться и отошли от злых дел своих. Вот основное делание Божие.
И преподобноисповедник Сергий Серебрянский ведь не сразу стал духовником Марфо-Мариинской обители. Он дважды отказывался, чтобы пройти тот путь, который был ему Богом благословлен. И в акафисте, который мы читаем с сестрами милосердия, в икосе 6 говорится: «Радуйся, двакраты от Господа отъятием десницы вразумленный». За это его Господь наказывал. Отец Митрофан привык к служению в городе Орле, где у него сложились прекрасные отношения с паствой и он не хотел с ней расставаться, ни она с ним. В тот момент, когда он подумал отказаться, у него парализовало правую руку. Правая рука была не в состоянии совершать Божественную литургию и поднимать чашу. Это очень большая трагедия для священнослужителя. Он не может преосуществлять Святые Дары и не может преподавать их молящимся. Отец Митрофан потом каялся Господу, говорил: «Да, пойду», но проходило какое-то время, а он все откладывал с отъездом. Видя переживание паствы, он снова решил отказаться: «Нет, не пойду». После отказа вторично его рука распухла. Он покаялся и пошел туда, куда избрал его Господь на служение. А оттуда он, конечно, отправился в ссылку в Северный край, на каторгу. Господь сподобил его многочисленными чудесами. Это был уже немощный старик, который с помощью Божией выполнял норму по лесоповалу. Представляете, приходят, а норма, отмеренная ему начальством, уже выполнена больным стариком. Понятно, что это было Божие чудо. И Господь его каждый раз от шага к шагу прославлял.
Если мы возьмем жизнь святителя Николая Чудотворца, он усердно молился, хотел остаться в безвестности, но Господь указывал ему иной путь, воздвиг его на архиерейский престол в городе Миры Ликийские. Это произошло совершенно чудесным образом. Утром святой пришел помолиться в храм в чужом городе, он странствовал и никто его здесь не знал, но Святой Дух указал именно на него. Святой Николай долго отрекался принять священный сан, вступил на архиерейский престол против своей воли. Поэтому, когда мы смотрим на жизнь тех или иных людей, мы удивляемся, что Господь их путь исправляет и направляет именно туда, куда Ему нужно.
Вспомним митрополита Алма−Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова), который 20 лет провел в тюрьмах и лагерях. В 1943 году он сидел в гестаповской тюрьме и был приговорен к расстрелу накануне Рождества Христова, но только по милости Божией остался жив. В 1954 году после окончания срока заключения освобожден из лагеря и выслан этапом в Казахстан под надзор на вечное поселение. Вспоминая лагеря, митрополит Иосиф говорил, что было тяжелое время − он много голодал, умирал от жажды, чудесным образом избежал расстрела. Но при всех испытаниях он сохранял живую веру. Он принадлежал к поколению мучеников и исповедников российских и стал одним из величайших святителей. Мы его почитаем как священноисповедника, человека, который вымолил и воздвиг на казахстанской кафедре много последующих достойных святителей. Казалось бы, человек был на грани смерти, но по воле Божией все сложилось совершенно по-другому.
Святителя Луку Войно−Ясенецкого, человека с мировым именем, тоже, казалось бы, отправили умирать на Енисей, в лютые морозы заставили в одной нательной сорочке пешком идти по реке. Но Господь сохранил ему жизнь, и в этих сибирских краях он много доброго и полезного сделал, написал выдающиеся книги, ухаживал за ранеными во время Великой Отечественной войны. Господь определил ему там место для того, чтобы он, как монах, мог молиться и как хирург помогать людям, раненым на фронте. То есть все в его жизни и в жизни других людей управлялось. И кого мы только не возьмем из святых или даже не святых людей. Поэтому мы говорим о том, что Господь знает, как править жизнью человека и обстоятельствами. Где сейчас все безбожники, которые хотели расстрелять святителя Луку? Где они? Их самих при жизни расстреляли. Память их с шумом прошла. Три раза святителя Луку к расстрелу приговаривали. Он провел в тюрьмах и ссылках 11 лет. И где ступала нога святителя Луки по всей Сибири, Архангельскому краю, по всем ссылкам, везде находятся храмы в его честь, музеи и т.д. Получается, что семена, брошенные им в течение жизни, проросли уже после смерти.
Нам не ведомы судьбы Божии, дорогие мои, поймите это. Нам не надо дергаться. Я бы хотел, чтобы вы перестали внутренне суетиться. Да, мы все переживаем за происходящие события. Естественно, у нас не каменные сердца. Мы, конечно, молимся. Нас это не может не трогать. И душа наша, естественно, реагирует на все происходящее, но мы должны учиться доверять Богу. Об этом все время говорил старец Паисий Святогорец: «Когда мы вверяем себя Господу, Он, наш Добрый Бог, следит за нами и печется о нас. Как добрый Управитель Он дает каждому из нас то, что что нужно. Не жди, однако, чтобы Бог дал тебе что–нибудь, нет, прежде сам отдай Богу всего себя. Те люди, которые все отдают Богу и сами всецело отдаются Ему, укрыты великим Божиим куполом и защищены Его божественным промышлением (стр.262, Т.2, «Слова»).
Мы должны учиться доверять Богу и возлагать на Него все свое упование. «На Тя бо, Господи, уповах, да не постыжуся вовек» (Пс.30, 2), − говорит святой псалмопевец. То есть следует возложить упование на Бога, довериться Ему и объяснять себе самому, своей неразумной душе − что ты всуе мятешься, Бог правит миром, моей жизнью; все управится так, как надо. Многие думают, что так, как надо, это все будет гладко, все будет хорошо. Напоминаю, так как надо – это может быть плохо, даже очень плохо, и даже совсем трудно. Вот Господь попускает, управляет стопы, человек стал богатым. Но стал богатым потому, что Господь дает возможность помогать другим, нуждающимся в помощи людям. Или Господь сделал человека нищим. Опять же мятется: «У меня был достаток, а сейчас я вообще концы с концами не свожу и в холодильнике пусто, и пенсия маленькая. Как мне жить?» Но Господь попустил это для того, чтобы другие ему помогали, чтобы он каялся, не возносился, и терпеливо свое внутреннее состояние преодолевал и через эту бедность, нищету и трудности получил венец от Господа в Царствии Небесном. Поймите, у Господа другие мысли и планы.
Поэтому еще раз увещеваю вас: успокойтесь, восстановите сердце, чтобы оно не скакало. На Господа обратите свой внутренний мысленный, сердечный взор и еще раз скажите Ему: «Господи, верю Тебе, что все, что Ты делаешь, все делаешь к моему благу. Благодарю Тебя, Господи, за все, что со мною есть и будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу». Надо учить свое сердце, учить свою душу. Не позволять ей распоясываться. Надо, чтобы ум владел душой и сердцем и обучал их, и трудился духовно, восстанавливал и каждый раз напоминал: насколько вы вверитесь в руки Божии, настолько все и будет происходить. Вспомните мою прошлую проповедь про молитву святителя Филарета Московского. «Безмолвствую и благоговею перед святой волей Твоей, не дерзаю просить ни креста, ни утешения». Вот, дорогие мои, надо свою душу воспитывать. И тогда будет покой в вашей душе, и происходящие события вы будете видеть через призму Божию, и не будете увлекаться всеми этими новостями, душа не будет раздергиваться, сердце не будет в таких ранах и смятении. Учитесь этому, доверяйтесь Богу, доверяйтесь Богу, и Господь тогда все управит так, как оно должно быть по Его святой воле.