Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Псково-Печерские старцы о Промысле Божием
Проповедь прот.Сергия Филимонова 2 июля 2023 г., память Псково-Печерских святых и святителя Иоанна Шанхайского

Сегодня мы празднуем память Псково-Печерских святых, святителя Иоанна Шанхайского. У нас особое отношение к Псково-Печерскому монастырю. Напоминаю, что отец Пантелеймон, один из основателей нашего храма, даже хотел, чтобы наш храм был подворьем Псково-Печерского монастыря, но этого не случилось. И с Псково-Печерскими отцами мы были в большой дружбе, в духовном общении, они молились за наш храм, особенно отец Иоанн (Крестьянкин) давал особые наставления. Сейчас их среди нас практически нет, но все они: и нынешние, и святые, и несвятые святые — запечатлены на фреске, которая находится в левой части над алтарем, и всегда находятся рядом с нами. У нас в храме находятся икона и частица мощей святого Симеона Псково-Печерского.

Поэтому мне хотелось бы особо обратить внимание на учение Псково-Печерских отцов о Промысле Божием. Я буду использовать книгу, которую издал Сретенский монастырь. Она так и называется: «Миром правит Бог». Почему мне хочется именно эту тему поднять?

Среди вас очень много маловерных и боязливых, к сожалению. Но вера укрепляется постепенно. И отец Василий Ермаков все время говорил: «Укрепляйте веру! Укрепляйте веру!». Все спрашивали: а что это такое? Как и чем ее укреплять? Стамеской, лопатой, раствором, бетоном? И старцы, в том числе святой Паисий Святогорец, говорили, что вера укрепляется, конечно, доверием Богу, Промыслу Божию.

Во многих исповедях я очень часто слышу: «Уныние, печаль, отчаяние... А как быть? А что делать? Что нас ждет в будущем и как с этим справляться?» И хочется ответить словами Святого Евангелия: «маловере, почто усумнелся еси?» (Мф. 14, 31). Неужели Господь, пекущийся о птицах и одевающий цветы (см. Мф. 6, 24–30), бросит тебя, человека, который верует в Бога и ходит в церковь? Псалмопевец Давид что говорит? «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23).

Начну я с архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Главное в духовной жизни - вера в Промысел Божий и рассуждение с советом. У Бога нет забытых людей. И Промысел Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог, и никто другой! От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. — А у вас в голове все время крутится: а как же, а что же? И это смятение души приводит к тому, что вы не видите Бога, не слышите Его и начинаете совершать большие ошибки. — Он знает, что заботы причиняют страдание. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить все, что тяготит нас. Он хочет проложить для нас путь там, где мы больше уже не видим никаких возможностей. Он хочет изменить всю обстановку, которая обременяет нас. — «Которая обременяет нас», а ведь вы сами часто начинаете плакать о своих туфельках, сумочках, занавесочках и прочей шелухе. А Ему не хочется, чтобы вы в этом зарастали. — Он хочет послать нам помощь, поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари Его за то, что Он всё берет на и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом твое сердце исполнится миром. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. — Очень часто из ваших уст слышится ропот: «Я молюсь-молюсь, а ничего не слышу в ответ». Но ты не слышишь, потому что, может быть, ты духовно глухой. И надо помнить о том, что Бог отчета тебе давать не должен. Кто ты такой? Ты же не начальник, а Он тебе не исполнитель и не чиновник. — Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь. Беда людей, родившихся в послереволюционный период, что они утратили главное в жизни понятие о Боге и Его благом Промысле, созидающем жизнь всего мира и каждого человека отдельно. Отягчилась эта беда еще и тем, что веру не просто отвергли, но кощунствовали и надругались над ней. Жизнь наша подобна плаванию. И все происходящее в ней всегда совершается по благому Промыслу Божию. Наше будущее, как и настоящее, всегда находится в полном и непосредственном подчинении воле Божией, которая на время бывает от нас сокрыта для нашего же блага. — Вы порой начинаете вопить: «Я ничего не вижу. Я ничего не понимаю. Что же мне делать? Завтрашний день закрыт». Бог может и не открывать, так как видит, что это будет неполезно. Ты сейчас истеришь, а если тебе откроется то, что будет через год или через месяц — ты ляжешь под диван и будешь там плакать целыми днями и жалеть себя несчастного. Ты не умеешь справляться со своими эмоциями, управлять своими делами. Поэтому воля Божия пребывает сокрыто для нашего же блага. Молчит Бог — смиряйся, жди и терпи, когда Он откроет тебе Свою волю. — Промысл Божий прав всегда. И если он попускает нам испить горечь современной жизни, то это при несомненном доверии Богу есть единственный спасительный путь для нас. — Надо усвоить, что, если Господь открывает определенный путь, пусть он нам и не нравится, значит, в этом есть спасительный смысл. — Помни, детка, что самое ценное — научиться себя предавать всецело воле Божией. Молитесь о даровании живой веры Богу и несомненной надежды только на Него. Ведь только Он один и правит миром, и в этом — наша крепость и сила. Всё Им, всё от Него и всё к Нему. А сейчас такое время настало, когда только вера в Промысел Божий устрояет жизнь и может все трудности жизни преодолеть. — Нет доверия Богу - и каждая трудность, каждое испытание начинают нас тяготить. Есть известное изречение не святого, но, я думаю, мудрого человека о том, что камни на нашей дороге могут двоякое значение иметь. Они могут быть препятствием, о которое мы постоянно спотыкаемся, и эти же камни могут быть ступенями для нашего духовного развития и восхождения. — Надо забыть свое «нравится» или «не нравится». Надо принять Божие. Со временем и опытно ты поймешь, что благо полное для нас только в том, что совершается по воле Божией. Промысел Божий бдителен и заботлив о нас до мелочей. Запомните, что у Бога ошибок не бывает. Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. — Особенно это касается женщин: хочу по-своему, а если не так, то готова разорвать священника пополам и церковь разнести. Такая женщина начинает ходить и шататься по разным храмам и искать, кто же ее такую ублажит, будет с ней, что называется, дуть в одну дуду. А иначе: «Мне такой храм с такими священниками не нужен, я буду искать свое». И может она в итоге прийти к тому, что такой Бог ей не нужен. - Случайностей в жизни нет и быть не может. Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели — познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и возможно, несмотря на все враждебные для того обстоятельства. Дорогие, не отчаивайтесь, не стройте своих планов. Дайте место воле Божией и благодати Божией, хотящим всем спасения». — Но нам же планы важны. Лето короткое в Петербурге, дачный сезон всего два месяца. Зона рискованного земледелия. И как легко забыть про Промысл, про храм, потому что есть свои заботы. А Господь дождиком залил огородик, или выжгло все насаженное. И такое недовольство, такой ропот. Господь как бы говорит: «Ладно, не печалься, будут тебе и луковицы, и тыковки, и патиссоны, и огурчики. Все вырастет. И даже если не выросло, то подвинься в храм Божий, не отсиживайся на дачке, не забывай про Исповедь и Причастие».

Преподобный Симеон Желнин, уже канонизированный: «Помни, будет только то, что определил Господь. Верь в Промышление Божие — сам не сочиняй ничего, живи — как Бог дал и кем ты есть; — Однако мы все время не хотим принимать, кто мы есть. Тебе даны определенные способности не просто так. Но ты начитался — и хочешь в пещеру залезть или в подвале девятиэтажного дома подвижничать и смешить соседей. — Верь в Промышление Божие, живи — как Бог дал и кем ты есть, как можно, очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай и кайся. — Будь тем, кто ты есть, служи своими дарами. Не надо демагогии. И Апостол тоже об этом говорит: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 20). — Предоставь себя Богу говори: спаси, Господи, душу мою окаянную, ими же веси судьбами, ея же ради Ты в плоть человечу оболкися, поругания, мучения и позорную крестную смерть претерпел еси». — Если так молимся, то Господь, видя наше смирение, промышляет о нас и старается нам помочь.

Митрополит Вениамин Федченков, который тоже погребен в Псково-Печерском монастыре: «Предайся же всецело в руки Божии и будешь мирен! — Вы хотите спокойствия сердца, но отчего оно мирным будет, если ты Богу не доверяешь? Что же мы «всуе мятемся» (см. Седален заупокойный, глас 6)? — Мало того; скажу больше. Все испытания, посылаемые (или попускаемые) Богом, приводят к благим последствиям». — И Старец Паисий Святогорец говорит, что, когда Бог попускает какое-то зло, из этого зла происходит, минимум, три-четыре добра. Вот и научитесь считать, сколько добра вы получите в результате того испытания, которое Господь вам попустит.

Отец Нафанаил (Поспелов) неоднократно убеждался в Промысле Божием и всю свою монашескую жизнь связывал с тем, как Господь его вел через разные испытания. Он потомок новомучеников Церкви Русской. «На гражданские власти нельзя смотреть однобоко, как только на противников нашего спасения, а различные регистрации и прописки нельзя считать исключительно вражескими кознями. Еще когда я поступал на курсы, благочинный города Ленинграда, отец Николай Ломакин сказал нам всем: „У кого-то из вас не хватает документов, кто-то не получит регистрации. Это не значит, что вам помешали мирские власти, – это значит, что Господь избирает сегодня не вас, а других“. — На этом примере понятно: если вы куда-то не попали или что-то у вас не получилось — это значит, что Промысел Божий сегодня вас ставит немножечко назад, а другого человека - вперед. Сегодня у Бога планы на этого человека. Нас же много, а вы хотите растолкать всех своими локтями. Разве так можно? Тебя Господь возьмет за шкирку и поставит обратно — туда, откуда ты начал расталкивать людей. Нужно уметь смиряться и этим самым соблюдать заповедь Божию: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). — Поэтому во всех жизненных обстоятельствах мы должны видеть Божью волю и Божественный Промысл».

Архимандрит Алипий (Воронов) — знаменитый наместник Псково-Печерского монастыря, который помимо прочего, по существу, спас от уничтожения монастырь, говорит: «Отец Небесный — Величайший из всех художников, — он сам был художником-иконописцем, — Мы, сыны Его, — материал, глина в Его руках. Он очищает, обжигает нас, мнёт, толчёт для того, чтобы мы были чистыми, как бисер и прекрасными кирпичиками для Престола Божия».

Схиигумен Савва (Остапенко) — один из известнейших подвижников благочестия, который украсил собой Троице-Сергиеву лавру, при этом отстроив ее половину, и Псково-Печерский монастырь. Сколько храмов построил, трижды умирал, выжил. Он сделал так, что его духовные чада, жившие по всему Советскому Союзу и за его пределами, читали Неусыпаемую Псалтырь. Каждый часовой пояс был на молитвенной страже. И вот что он говорит: «Сами себе и весь живот наш Христу Богу предадим», — но мы же слышим это каждую Литургию. И что? Ведь это значит, что мы себя должны полностью отдать в Его руки и довериться Богу. Однако мы из раза в раз на Исповеди говорим, как будто мы этого не слышали и не понимали. И Схиигумен Савва продолжает: «Пусть раздается не в ушах только наших, но дойдет до сердца, до самой глубины его, и там найдет себе искренний и положительный отклик. «Да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10), — слова Господней молитвы, как ласковые, теплые лучи солнца, да согреют наше существо, разливая в нем благостный мир и спокойное отношение ко всем невзгодам и радостям жизни. — Практически все вы знаете молитву «Отче наш». Но если мы говорим: «Да будет воля Твоя», то мы должны подчиниться этой воле, а мы всячески сопротивляемся ей и ропщем. — Откуда бы ни приходили твои несчастья, помни, что без Божией воли или без Божия попущения нигде ничего с нами не случается. Говори: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей». Предать себя водительству Божию, взойти под Его тёплый, любовный кров - в этом главное условие счастливой жизни».

Иеросхимонах Михаил (Питкевич), который был старцем Валаамской обители, потом стал старцем Псково-Печерского монастыря: «Многие люди, сраженные несчастьем, впадают в уныние, — Когда я исповедую, много у меня человек признается в унынии. И приходится им объяснять, что такое доверие Промыслу Божию. — Впадают в уныние и считают, что все погибло, или становятся бунтарями, полагая, что они страдают несправедливо, — Меня обошли на работе. Меня обидели родственники. Со мной несправедливо обошлись мои начальники. Меня не оценили мои сослуживцы. Меня не заметили. Сколько мы этого слышим. И это выливается в бунт, ропот. - Истина, конечно же, что Бог ведет нас всех своим собственным путем, который всегда является наилучшим для каждого человека. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас». У старца спросили: «А как узнать, что есть воля Божия о нас?» Отец Михаил ответил: «Здесь есть три пути. Первый — это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. — Надо уметь открыть глаза свои, посмотреть, как складываются обстоятельства. Тебе Господь подсказывает: вот твой путь. А ты ничего не понимаешь. — Бывают обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае лучшее — это получить совет старца, но если у нас нет никакого старца, то мы можем посоветоваться с нашим духовником или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии. Если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется – хотя бы немного – решение нашего сердца. А затем уж соответствующим образом и действовать». — Добавлю только еще, что, бывает, и трижды кто-то помолится, а ничего не открывается. В таком случае не надо сидеть в своем болоте. Надо обратиться к Богу, принять решение, а дальше делать то, что ты задумал. И Бог тебе покажет: если ты был не прав — тебя остановят, а если прав — Он поможет тебе воплотить именно то, что ты задумал. Когда ты молишься: «Господи, если мое начинание правильное, то благослови, а если неправильное, то притормози меня и дай мне понять святую волю Твою», - Господь уже промышляет о тебе. Господь никогда над человеком издеваться не будет, потому что «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 16). И ты не погрешаешь, потому что ты поступил не от своего хотения, а свое решение преподнес на Божие усмотрение.

Архимандрит Серафим (Розенберг), почивший в 1994 году, много поживший, 1909 года рождения, говорит: «Должен твердо надеяться на Промысел Божий — тогда и не убоишься, и не смутишься при искушениях. Думай о судьбах Божиих: я ничего не знаю, но при этом помни, что мы всегда под крылом Божиим».

Вот изречения нескольких подвижников благочестия. Они воистину были святые люди. Придет время, может, их и канонизируют. Они все говорят об одном, видя слабость современного человека Церкви. Это его недоверие Промыслу Божию и очень слабая вера. Но посмотрите на жизнь святого Иоанна Шанхайского. Европа, Китай, Австралия, Америка. Всю землю обошел и освятил своими молитвами, и Господь положил его святые мощи в Сан-Франциско, где спасаются очень многие люди, которые в силу разных обстоятельств туда эмигрировали. Поэтому Промысл Божий делает не так, как мы хотим, а так, как Господь считает нужным. И все святые Ему подчинялись. Укрепляйте свою веру и доверяйте Богу. И тогда вы будете спокойны и мирны, а ваша жизнь - счастливой.

У нас особое отношение к Псково-Печерскому монастырю. Отец Пантелеймон, один из основателей нашего храма, даже хотел, чтобы наш храм был подворьем Псково-Печерского монастыря, но этого не случилось. И с Псково-Печерскими отцами мы были в большой дружбе, в духовном общении, они молились за наш храм, особенно отец Иоанн (Крестьянкин) давал особые наставления.

Сейчас их среди нас практически нет, но все они: и нынешние, и святые, и несвятые святые — запечатлены на фреске, которая находится в левой части над алтарем, и всегда находятся рядом с нами. У нас в храме находятся икона и частица мощей святого Симеона Псково-Печерского.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество