Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Священномученик Философ Орнатский
Проповедь прот.Сергия Филимонова 03.07.2022 г., День всех святых, в земле Петербургской просиявших

Сегодня, в день всех святых, в земле Петербургской просиявших, давайте остановимся на житии священномученика протоиерея Философа Орнатского и его сыновей-мучеников Бориса и Николая. Священномученик Философ Орнатский возрастал духовно постепенно, незаметно для людей, но не для Бога. Он служил в различного рода благотворительных учреждениях, принимал участие в устройстве в городе больниц для неимущих, ночлежных домов, сиротских приютов и богаделен, не искал себе славы, молился и неустанно трудился.

Со временем его проповеди, его знания и благомыслие были замечены, и в 1913 году отца Философа назначили на должность настоятеля Казанского кафедрального собора нашего города. Его пастырские труды длились с 1893 по1918 год. До революции Церковь не была отъединена от государства, и отец Философ был и гласным Петербургской городской думы от духовенства, и членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. В течение 26 лет он возглавлял петербургское Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, его стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов.

Таким образом, пресвитер Философ Орнатский проявил себя не только как выдающийся священнослужитель, но и как видный общественный и государственный деятель. В эти предреволюционные годы расцерковленное русское общество выступало не только против государства, но и против Церкви. Положение Церкви усугублялось тем, что Патриаршества не было со времен Петра Первого, Соборы не созывались, а император Николай II все время откладывал срок проведения нового Собора и восстановления Патриаршества. Постепенно среди священнослужителей и архиереев сформировались два совершенно разных течения. Одни стояли за обновление Церкви, другие – за сохранение традиций против бездумных реформ, которые могли привести к расколу. Что впоследствии, в 1922 году, и произошло, когда Церковь раскололась на обновленческую красную церковь и на Церковь истинную, которая под водительством избранного в 1917 году патриарха Тихона старалась соблюдать все древние установления.

В это очень непростое время отец Философ своими проповедями и статьями всячески способствовал тому, чтобы в Петербурге Церковь оставалась неделимой, цельной. Его активность практически всегда проявлялась нужным для нашей Церкви образом. Например, в 1917 году он не только зачитывал в Казанском соборе воззвания патриарха к пастве, но размножал и рассылал их по всем храмам Петрограда. В трудах ему помогал будущий митрополит Мануил Лемешевский, тогда иеромонах.

Напомню, что священномученик Философ был духовным сыном и другом святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Очень часто они бывали друг у друга дома. Кроме духовных уз, их связывали родственные отношения, так как младший брат отца Философа, тоже священнослужитель, был женат на племяннице отца Иоанна.

Кстати, не все относились тогда к деятельности Иоанна Кронштадтского положительно. Ведь это было небывалое, совершенно новое явление в Церкви — общая исповедь при огромном количестве причастников. Ну, не мог Иоанн Кронштадтский исповедовать частно четыре-пять тысяч человек за одну службу, физически не мог. Да и его воззрения, его жизнь во Христе вызывали неоднозначное отношение у властей и некое смущение даже у святителя Феофана Затворника. Тогда отец Иоанн Кронштадтский доверил отцу Философу как опытному полемисту и проповеднику, который защищал его от нападок, быть посредником между ним и святителем Феофаном Затворником, участвовать в их переписке, слова его не искажались и разногласий впредь не возникало.

Много можно рассказать о многогранном и насыщенным служении отца Философа. Он был известен не только в Петербурге, но и по всей России. Но осуществить все намеченное ему не удалось. В 1918 году, когда начались гонения на Церковь, в канун памяти святого Илии Пророка он неожиданно был арестован. Отслужил всенощную в храме Илии Пророка на Пороховых, пришел домой, сел ужинать с семьей, но тут раздался звонок и в дверях появились вооруженные люди. Отец Философ был арестован, как и два его старших сына Николай и Борис, которые отказались бросить отца в трудную минуту. Пусть это станет примером тем детям, что оставляют родителей без поддержки и помощи, когда те в этом особо нуждаются.

Несмотря просьбы прихожан, отец Философ с сыновьями не были отпущены. Власти давали успокоительные ответы, обещали вскоре их освободить. Но все это были пустые посулы. Вскоре они были отвезены на побережье Финского залива и расстреляны. Так отец Философ с сыновьями Николаем и Борисом приняли мученическую смерть.

Я очень кратко рассказал о священномученике Философе Орнатском. Прошу вас, найдите его житие. Сейчас это несложно благодаря Интернету. Внимательно прочитайте о его жизни, деятельности и духовных свершениях.

Молись за других, чтобы обрести молитвенников за себя и почитай святых
Один священник, изучавший наследие священномученика Философа Орнатского, поделился со мной своим недоумением: «Я не понимаю, как он мог участвовать в таком огромном количестве различных созданных им религиозных, благотворительных, образовательных объединений и при этом оставаться молитвенником». Вопрос совершенно закономерный. Ведь несмотря на все свою постоянную занятость и немалые свершения, отец Философ был постоянным делателем Иисусовой молитвы. Это пример для тех, кто, прикрываясь своей занятостью и заботами, говорит, что им некогда читать молитвы. Отец Философ сумел достичь уровня самодвижущейся, то есть непрестанной Иисусовой молитвы. Совершать такие великие Божии дела, как он, можно лишь тогда, когда в человеке живет имя Иисусово, когда Христос неотлучно пребывает в нем.

И если вы хотите, чтобы вашим делам помогал Бог, трудитесь над Иисусовой молитвой, старайтесь, чтобы она приросла к вашему сердцу и душе. Никакие должности, никакая занятость не должны и не могут отделить человека от Бога. Освящайте именем Иисусовым свое сердце, свой ум и свою душу, потому что христианин без Иисусовой молитвы, как говорил преподобный Серафим Саровский, подобен черной головешке. Если не хотите быть обгорелыми головешками — старательно приучайте себя к Иисусовой молитве.

После ареста, готовя сыновей к смерти, отец Философ сказал им в назидание лишь несколько фраз, которые для нас очень важны. Повторяя мысль святителя Василия Великого, он напомнил, что если будешь молиться за других, то обретешь молитвенников за себя. Еще раз повторю: если будешь молиться за других, то обретешь молитвенников за себя. То есть за тебя тоже будет кто-то молиться.

Мы зачастую молимся и пишем в записках прошения лишь о своих близких и своих желаниях. В этом раскрывается наш эгоизм. В свое время, когда я проводил занятия с детьми в церковно-приходской школе в Лимасоле на Кипре, то напоминал, что уеду в Санкт-Петербург и передам записки учеников святой нашего города Ксении Петербургской, и что в записках можно писать любые просьбы. Я попросил разрешения потом прочитать записки, чтобы понять, о чем просят дети. И я вам скажу, что записки детей в возрасте до 12–14 лет разительно отличаются от того, что пишут дети старше 14 лет и взрослые. Почти все детские записки были такими: помоги моему другу —он инвалид; помоги моей подружке — у нее папа ушел из семьи; помоги моему однокласснику —он очень тяжело и долго болеет. В них практически не было просьб о себе. Почти все дети просили друг за друга, о помощи в болезнях и несчастьях или о хорошей учебе и благополучии в семьях.

Но дети вырастают, и характер записок меняется. Это я уже наблюдал в Иерусалиме. Читал и ужасался: Господи, помоги мне, я хочу, чтобы мне ставили только пятерки; помоги, чтобы мама мне подарила самокат, велосипед, смартфон и т.п. Записки чисто эгоистические: дай мне, Господи, дай. Этот эгоизм с возрастом постепенно нарастает. Поэтому священномученик Философ и говорил: чтобы за тебя молились, сам учись молиться за других. Раскрывайся, смотри вокруг себя, замечай, кому плохо, молись за них — за раненых, за голодных, за усталых. Не смотри бездумно, как погибают под обстрелами мирные люди. Молись за усопших, молись за живых, чтобы они выживали в этих трудных обстоятельствах. Будешь молиться только за себя, тогда ничего в твоей жизни не получится. Умрешь, и не будет за тебя молитвенников.

Священномученик Философ Орнатский учил еще одной вещи: если будете почитать святых и заботиться об их прославлении, то тогда и святые будут ходатайствовать за вас пред Престолом Божиим. А что значит почитать и прославлять святых?

Надо совершать паломничества, читать их жития, молиться им, рассказывать об их жизни и чудесах, что они творили именем Божиим, и других приучать молитвенно обращаться ко святым. Тогда святые становятся ходатаями за вас пред Богом.

Если соединить оба совета отца Философа, то можно сказать так: ищите себе друзей и на земле, и на Небе. Не с эгоистическими целями ищите, а с вниманием к другим людям и жертвенностью. Тогда все у вас будет как должно и на Небе, и на земле.

О стяжании молитвы
Говоря о священномученике Философе, мне хотелось бы еще раз особо заострить ваше внимание на том, что он, занимаясь постоянно религиозными, общественными, благотворительными делами, сумел стяжать Иисусову молитву. Мне приходится часто слышать ваши жалобы, что вам не хватает времени на молитвы — вечером пришел, упал, и сил нет молиться, а утром молиться некогда. Но для людей, которые давно ходят в церковь, нет жестких правил в молитве — все должно быть согласовано с духовником. Есть, например, люди-жаворонки, они рано встают и могут осознанно молиться. А у других мозг просыпается только когда они на работу приезжают. Все люди разные. Один человек не может в домашней суете молиться Богу и вместо молитвы творит формальное молитвословие.

Здесь все зависит от того, чем ты занимаешься в семье. Если ты мама, то умылась, встала у плиты готовить завтрак мужу, детям — да и читай в это время молитвы. Кто мешает? Ты спокойно молишься, тебя никто не отвлекает. Некоторые молятся, когда совершают утренний туалет, чистят зубы, одеваются. Некоторые — когда выходят из парадной, идут на автобусную остановку, к метро. Можно отвернуться в автобусе к окошку и молиться Богу. Или сесть в машину и читать наизусть свое утреннее молитвенное правило — читать сознательно, мозг уже проснулся, и обращение к Богу неформальное.

Вот то главное, на чем я заостряю ваше внимание, опираясь на молитвенный опыт отца Философа, — не должно быть формальной вычитки молитв. Такая молитва не приносит никакой пользы. Запомните это. Перефразируя святителя Иоанна Златоуста, скажу вам так: лучше сказать две молитвы умом, чем сто — языком. Молитва творится соединением ума и сердца, и ни в коем случае не формально.

Поэтому нет греха, если человек едет и молится. Или уже на работе смог сосредоточиться, уединиться. Дверь закрыл, помолился, побыл наедине с Богом, освятил свою душу, благословил свой день. Если твои дела, не освящены Божественной благодатью, то ничего толкового не выйдет. Как говорил известный афонский старец XX века Иероним Эгинский: «Когда ты утро начинаешь без молитвы, то все у тебя пойдет кувырком». И в течение дня человек тоже должен молиться. Едешь домой — читай вечерние молитвы. Приехал домой — можешь за столом про себя читать. Можешь даже лежа в кровати, если ноги тебя не держат.

Согласуйте со своими духовниками чин, по которому вы читаете свои молитвы. Так Иоанн Кронштадтский со студенческих лет читал молитвы, прохаживаясь по саду. И в Кронштадте, в своем маленьком садике он в четыре часа утра читал утренние молитвы и молитвы ко Святому Причащению, потому что потом он шел на службу, готовился к богослужению, которое длилось девять часов. А вечером, в любое время года возвращался порой за́ полночь. Представьте, какая огромная нагрузка. Естественно, при такой усталости тяжело сосредоточится. И что делал Иоанн Кронштадтский? Чтобы не заснуть и быть бодрым, он постоянно двигался и в движении читал молитвы. Это его спасало.

Повторю, у каждого есть индивидуальные особенности, особый склад ума, даже пол имеет значение, состав семьи, физическое состояние, возраст. А потому приучайтесь к постоянной молитве в течение дня, чтобы она все время была внутри вас, следите, чтобы утром и вечером ваше обращение к Богу было не формальным, а из глубины сердца. Особенно вечером, когда вы просите у Бога прощения, если за день натворили что-то недолжное. Просите, чтобы Господь простил вас и благословил на сон грядущий. Тогда и ночь спокойно протечет, и день после молитвы станет благословленным.

Священномученик Философ Орнатский был не только общественным деятелем, настоятелем кафедрального собора и одним из самых выдающихся священников Санкт-Петербурга, но и глубоким, настоящим, искренним молитвенником и предстоятелем перед Богом. Он соединял внешнюю деятельность с духовной. Я желаю вам того же. Учитесь, изучайте жития святых, делайте соответствующие выводы. Меньше оправдывайтесь тем, что вы очень заняты, что у вас что-то не получается. Это ни к чему. Вот вам конкретное житие — берите пример и трудитесь над собой. Не нойте. Оправдания ваши приниматься не будут.

Здесь, на Петербуржской земле, молитвенно трудились наши предшественники. Теперь наш черед.

03.07.2022 г. День всех святых, в земле Петербургской просиявших

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: