- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 143
- |
- Видео 25
- |
- Мероприятия 0
Православие и технологическое развитие России
• 13 января 2017 года Алексей Кудрин, выступая на Гайдаровском экономическом форуме, оценил существующее технологическое отставание России как самый серьезный для неё вызов и угрозу её суверенитету (www.vesti.ru/doc.html?id=2842351).
• А затем уже и Президент России Путин В.В. 5 июля 2017 года публично осознал весь масштаб катастрофичности нашего технологического отставания (kremlin.ru/events/president/news/54983) и, как мне кажется, понял, что будущее творится не только агентами спецслужб.
• Я давно уже пытаюсь самостоятельно осмыслить этот вопрос. В итоге (пока предварительном) я стал склоняться к тому выводу, что технологическое отставание России от Запада на протяжении последних 600...500 лет является следствием того, что технологическая сторона жизни русского общества оказалась не включённой органично в цивилизационную парадигму России.
• Западная цивилизация является технологической по своей природе – там любят технологии, а в России творчески любили технологии только подвижники-одиночки (иногда в смешных видах, например, в подковывании блох). Вот приведу даже такое моё наблюдение: во многих американских фильмах на тему спасения человечества от смертельной опасности, главный американский герой-спаситель зачастую побеждает смертельную угрозу, применяя какие-то супер-оружие, технические приборы и т.п., и сам остаётся жив; а герои наших фильмов спасают людей, в первую очередь жертвуя своей жизнью (в соответствии с заповедью любви Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 15:13)).
• Содержание действующих документированных "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" (mospat.ru/ru/documents/social-concepts) является для меня горьким аргументом в подтверждение моего вывода, приведенного выше (при всех неоспоримых достоинствах указанного документа).
• Однако же очень хочется решительно противодействовать тому, чтобы в 21 веке Россия сама исключила себя из узкого круга активных субъектов Истории и грустно перетекла в серую массовку отсталых и понукаемых объектов Истории. Но как противодействовать этому?
• Мне видится решающим данную проблему следующий принципиальный подход: Русская Православная Церковь могла бы разработать богословское обоснование религиозной мотивации технологического делания-творчества и органично включить эту мотивацию в православное сознание народа России, широко пропагандируя её и в обществе в целом.
• Вот и наш Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что в центр технологического развития нужно ставить человека –
• При этом несомненно то, что православная мотивация технологического делания-творчества должна быть существенно иной, чем мотивация этого у протестантов (ну, например, православная позиция может быть такой: Бог – творец, следовательно и мы должны быть творцами по образу и подобию Божьему; современное западное технологическое делание становится всё более сатанински ориентированным, а наше технологическое делание угодно Богу, осуществляется по благодати Духа Святаго и во славу Божию; и др.).
• Таким образом, мне видится необходимым коренным образом сменить исторически сложившуюся и до сих пор существующую и крайне не эффективную мотивационную схему эпизодических технологических рывков России – "из-под палки и сверху-вниз" (Пётр I, Сталин) – на религиозно мотивированное, постоянное, широкое и самостоятельное народное технологическое делание-творчество.
• Хватит нам быть пассивными завистливыми потребителями иностранных станков, автомобилей, самолётов, компьютеров, компьютерных программ и прочих технологий и продуктов (которые, несомненно, являются высоко качественными). Нужно возбудить в России массовый религиозно мотивированный энтузиазм научного, технического и технологического творчества, активно поддерживаемый Русской Православной Церковью.
• В противном случае, нам придётся, как мне думается, отвечать на Суде Божьем в конце века сего за свою пассивность, за то, что мы, хотя и были способны и талантливы, но не обеспокоились и не подготовились технологически сопротивляться зверю, который "... творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми" (Откр. 13:13).
Да