Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Катехизация (воскресная школа для взрослых)

Простые тезисы христианского учения о Троице

Христианское учение о Троице может быть сведено к нескольким простым тезисам:
1. Бог один. Существует только один Бог – Тот, Который открывал Себя Аврааму, Моисею, другим ветхозаветным праведникам и пророкам. Христианское откровение является продолжением ветхозаветного откровения о том же самом едином Боге.
2. Бог один, но в трёх Лицах. Отец, Сын и Святой Дух – не три бога, но один и тот же Бог, условно называемый Святой Троицей (первое известное употребление этого термина относится к III веку), но остающийся единым и неделимым. Отец, Сын и Святой Дух – не три части единого Бога. Каждый из них по отдельности есть Бог, и все трое вместе тоже суть единый Бог.
3. Три Лица Святой Троицы не являются тремя проявлениями единого Бога, Его эманациями (излияниями) или масками, под которыми Он действует в истории. Такое понимание, высказанное в III веке еретиком Савелием, было отвергнуто Церковью. В Боге существует три Лица, или три «Ипостаси» (термин «Ипостась», означающий «существование», «бытие», окончательно закрепился за Лицами Святой Троицы в IV веке). Иными словами, вечный Бог всегда существовал в трёх Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.
4. Отец, Сын и Святой Дух по Своей Божественной природе равны. Отец «больше» Сына, если иметь в виду человеческую природу Сына или то, что Сын рождён от Отца. Отец больше Святого Духа, если иметь в виду, что Дух исходит от Отца. Но по Своему Божественному достоинству Отец, Сын и Святой Дух равны.
5. Источником Божества в Троице является Отец. От Него рождается Сын и от Него же исходит Святой Дух. Это рождение и исхождение не связаны с каким-либо конкретным пунктом во времени, не имеют отношения к человеческой истории. На вопрос, когда Сын родился и Дух изошёл от Отца, отцы IV века отвечали: «Прежде самого “когда” … Тогда же, когда и Отец… Никогда не было, чтобы не было Отца. То же относится к Сыну и Духу Святому». Единоначалие (монархия) Отца в Троице не означает субординации – подчинённого положения двух других Лиц.
6. Три Лица Святой Троицы имеют единую волю. Это проявилось в том, как Они действовали в истории мира и человека. Все три Лица участвовали в сотворении мира и создании человека по образу и подобию Божию. Пришествие в мир Сына Божия осуществилось по инициативе Отца и при содействии Святого Духа. Дважды во время земной жизни Иисуса Христа все три Лица Троицы были явлены людям одновременно – в событиях крещения Иисуса от Иоанна и Преображения. Смерть Сына Божия на кресте была следствием воли Бога Отца, но для Самого Сына Божия была добровольной, так как Его воля не противоречила воле Отца. Пришествие Святого Духа в мир стало следствием крестной смерти Сына Божия.
7. Тайна Троицы раскрывалась человечеству постепенно и поэтапно. Ветхий Завет был откровением единого Бога, Которого богоизбранный народ знал под различными именами: Господь, Сущий, Отец. Новый Завет стал откровением Сына Божия, принявшего на Себя человеческую плоть и через неё явившего человечеству невидимый лик Божий. Последующая история Церкви стала эрой откровения Святого Духа, многообразно действующего в ней.
Изложенное выше учение, с точки зрения многих протестантских и светских исследователей Нового Завета, является самостоятельным измышлением богословов II-IV веков, не имеющим достаточных оснований в Евангелии. С точки зрения самой Церкви, это учение является закономерным продолжением и раскрытием того, что говорил об Отце, Сыне и Святом Духе Иисус Христос. В трудах отцов Церкви и постановлениях Вселенских Соборов усматривается действие Того Самого Духа, о Котором Иисус сказал ученикам: «Утешитель же, Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Учение Церкви, родившееся из учения Иисуса и основанное на нём, развивалось не самостоятельно, но под воздействием Святого Духа, Который напоминал Отцам Церкви о словах Иисуса и помогал истолковывать их.
Церковь продолжает оставаться хранительницей и легитимной толковательницей учения Иисуса Христа. Конечно, Евангелие доступно для каждого, и каждый исследователь может попробовать свои силы в толковании тех или иных евангельских эпизодов и концептов. Однако, чем дальше интерпретатор уходит от церковной традиции, отражённой в догматическом учении ранней Церкви, тем более произвольной и далёкой от изначального смысла становится его интерпретация.
Источник: митрополит Иларион (Алфеев) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга V. Агнец Божий», гл.12. Прощальная беседа с учениками, р.7. Будущее христианской общины, стр. 588-592.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности