- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Когда душа может возлюбить любовь к Богу
Исаак Сирин
Из слова 55:
"...
Еще писал ты в послании своем, что возлюбила душа твоя любовь к Богу, но не достиг ты любви, хотя имеешь великое вожделение любить, а сверх того, вожделенно для тебя пустынное отшельничество.
И сим показал ты, что положено в тебе начало сердечной чистоты и что памятование о Боге прилежно разжигается и возгревается в сердце твоем.
И это — великое дело, если справедливо;
но не желал бы я, чтобы писал ты это, потому что не к одной принадлежит это степени.
Если же сказал это для вопроса, то и вопрос требовал иного порядка.
Ибо кто говорит, что душа его не имеет еще дерзновения в молитве, потому что не препобедила страстей, тот смеет ли сказать, что душа его возлюбила любовь к Богу?
Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, вослед которой таинственно течешь ты в отшельничестве, если она не препобедила страстей.
Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка.
Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, — о том не знаю, что он говорит.
Но скажешь: не говорил я: «люблю», но «возлюбил любовь».
И это не имеет места, если душа не достигла чистоты.
Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога;
и не только христиане говорят это, но и неправо поклоняющиеся Богу.
И слово это всякий произносит, как свое собственное;
однако же при произношении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит.
И многие больные не знают даже того, что они больны.
Порок есть болезнь души, и заблуждение — утрата истины.
И весьма многие из людей, недугуя сим, объявляют себя здоровыми, и у многих заслуживают похвалу.
Ибо если душа не уврачуется от порока и не будет приведена в естественное здравие, в каком создана, чтобы родиться от духовного здравия, человеку невозможно вожделевать сверхъестественных даров духа,
потому что душа, пока болезнует страстями, не ощущает чувством своим духовного и не умеет вожделевать оного, вожделевает же только по слуху ушей и по писаниям.
Справедливо, наконец, сказал я и выше, что вожделевающим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу.
И сие произошло не просто и как ни есть.
Ибо написано, что без кровопролития не бывает оставления (Евр.9:22).
Но первоначально естество наше в вочеловечении Христовом прияло обновление, приобщилось Христову страданию и смерти;
и потом, по обновлении излиянием крови, обновилось и освятилось естество наше и соделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных.
А если бы заповеди сии даны были людям до излияния крови, до обновления и освящения естества нашего, то, может быть, и самые новые заповеди, подобно заповедям древним, отсекали бы только порок в душе, но не могли бы истребить в душе самый корень порока.
Ныне же не так: напротив того, последовавшее сокровенное делание и заповеди новые и духовные, которые душа хранит, имея в виду страх Божий, обновляют и освящают душу и сокровенно врачуют все члены ее.
Ибо явно для всех, какую страсть безмолвно в душе исцеляет каждая заповедь, и действенность их ощутительна и врачующему и врачуемому, как было и с кровоточивой женою..."
Из книги «Святаго отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижническия»
Интересные личности
- Священник
- Священник