Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Псалтирь

Пс.118, 37. ОТВРАТИ ОЧИ МОИ, ЕЖЕ НЕ ВИДЕТИ СУЕТЫ: В ПУТИ ТВОЕМ ЖИВИ МЯ

Телесные очи – окна в сердце, слух – двери в сердце. Да не внидет этими окнами и дверями грех в сердце, потому что освобождение очей и слуха убивает душу. Суета – это все, что придумано и делается не по нужде и пользе, а для услаждения своих чувств и своей похоти. Мир битком набит такими вещами и обычаями. Кто живет среди этого, тот все кружится, не имея возможности опомниться, все гоняется за чем-то. а это что-то все бежит от него и вырывается из рук, когда кажется, вот-вот уже завладел им. В этом отношении суета значит толкотня без толку, без пользы.
Но как же отврати? – Сам не смотри; ведь никто не заставляет. Так-то так; но, живя среди суеты, нельзя не взглядывать; это можно лишь в безлюдной пустыне. А между тем это воззрение раздражает кроющиеся в сердце позывы, а возбужденные позывы вызывают сочувствие и сосложение, с которыми тесно граничит увлечение и кружение в суете. Когда позывы раздражены, глаза невольно обращаются к предметам раздражающим и еще более раздражают их. Тут уже они бывают прикованы к этим вещам, и душа чрез них пьет сласть, одуряющую и убивающую ее разумность.

Отврати очи будет иметь такой смысл: не дай мне воззрением на вещи суетные увлекаться суетою и прицепляться к ним вниманием и сочувствием моим, потому что в этом – смерть для меня. Держи меня лучше на пути заповедей Твоих, потому что в этом – жизнь. Дай, чтобы я пребывал в них весь моим сердцем и вниманием, и в таком пребывании находил и жизнь, и сладость жизни, оживляющую и возбуждающую энергию – все быстрее и быстрее тещи тем же путем Твоим.
Пророк молится отвратить очи его от такой суеты, потому что она, при всей пустоте своей, привлекательна: взгляни только – повлечет и потянет, не поостерегись – увлечет и утянет.
Суета есть неистовое пристрастий к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление: в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия (Еф. 4, 17–18). Суета ума состоит в том, когда кто, имея его, не пользуется им к усмотрению истинного, а предает его связующему сатане. Пророк называет также суетою, что есть прекрасного в теле и что плотским очам представляется хорошим.
Последнюю мысль полнее излагает блаженный Феодорит: «Бесполезное и ни к чему не служащее – суетно; а таковы мнимые приятности в жизни. Так именует их и Премудрый: суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1, 2). И, пересказав, как созидал он домы, насаждал сады, устроял резервуары, присовокупляет: и се вся суета и произволение духа (Еккл.2, 11). Посему пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию и не обольщались суетою настоящего».
Блаж. Анфим пишет: Обращающий очи на суетное идет путем смерти и отдаляется от жизни Божией. С ним бывает то же, что с женою Лота, обратившеюся поглядеть. Отвративший же очи свои, еже не видети суеты, избавляется от смерти, как избавился и Лот. Такой хорошо справляет дело свое и доводит его до конца, как и тот, кто, возложив руку свою на рало (плуг (Лк.9, 62), не озирается вспять.
Св. Иларий: "Отвратить очи души и тела... от всего, что люди ценят высоко, но что само в себе ничтожно и непрочно. Какой плод отвращения очей от такой суеты? – Жизнь духовная".
«Так как мы немощны, пишет святой Амвросий, то, и при всем желании не увлекаться любоиманием, часто бываем уязвляемы им чрез воззрение на чужое, со внешней стороны светлое, – состояние, дом, наряды и тому подобное и начинаем желать тех же суетностей, то пророк и прибавляет: отврати очи... ведь и то Божий дар, чтобы око наше отвращалось от суетных благ века сего. Все блаженство в Господе: блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная (Пс. 39, 5).
Толкование по святым отцам