Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Клуб любителей книг

Архимандрит Макарий Веретенников. Познавательно!

Древнейшим памятником книжности, сохранившимся до наших дней, является так называемый Изборник 1076 года, в нем содержится «Слово некоего калугера о чтении книг»7. Оно начинается так: «Доброе дело, братья, чтение книг, особенно для каждого христианина». Неизвестный монах говорит о необходимости вдумчивого чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся быстро дочитать до следующей главы, но подумай, о чем говорит книга и слова ее, и трижды обратись к одной главе. Ведь не сказано: устами только произнес, но в сердце запечатлел, чтобы не погрешать перед тобою! Задумываясь над истинными писаниями, должны мы направляться ими»8. Книжная премудрость есть духовное украшение: «Красота воину оружие и кораблю — паруса, так и праведнику — почитание книжное»9. О необходимости медленного чтения свидетельствует народная мудрость: «Не на пользу читать, коли только вершки хватать». Об этом же говорит наш современник академик Д.С. Лихачев (†1999): «Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно».

Апостол Филипп по дороге из Иерусалима встретил ехавшего эфиопского вельможу, который читал (!) книгу в пути. Апостол подошел и услышал, что он читал книгу пророка Исаии. Начавшееся их общение закончилось крещением уверовавшего вельможи (ср.: Деян. 8, 2–39). На Востоке издревле ученика учили читать книгу вслух, «и этой привычки он не изменял нигде, читает ли он у себя дома, на улице ли, или на базаре. И все так привыкли к этому, что, проходя мимо читающего, никто не остановится подслушать его, а потому и секретные письма читали там громко, без опасения быть подслушанным»10. В наше время чтение вслух является большой редкостью, но, заходя в храм, мы слышим чтение и пение, душеполезные книги по-прежнему читаются в монастырских трапезных во время приема пищи.

В Киево-Печерском Патерике создание книг описано как соборное делание монахов-подвижников: «И мно-гажды же великому Никоны седящю и строящу книгы, блаженному [Феодосию Киево-Печерскому (†1074; пам. 3 мая). — А. М.] въскрай его седящу и прядущу вервие, еже на потребу таковому делу»11. По завершении написания книги писцы могли оставить в ней свои приписки. В конце книги писец мог написать: «Как рад заець избегши тенета, то как рад писец остачьной строце исписав»12. Монах Лаврентий, переписавший древнейшую русскую летопись, именем которого она теперь называется, в конце текста добавил: «Радуется купець, прикупъ створив, и кормьчии, въ отишее приставъ, и странник, въ отчьство свое пришед, тако ж радуется и книжныи списатель, дошед конца книгам. Тако ж и азъ, худыи, недостоиныи и многогрешныи рабъ Божии Лаврентеи мних»13.

Труд писца был нелегок, один писец отметил, что «уже нощь, велми тьмно». В другом месте он пишет: «О святыи Пантелеимоне, поспеши! Уже глази спать хотять»14 и т.д. Дьяк Козьма Попович, переписавший в 1312 году во Пскове Паремейник, потратил на переписывание 161 большого листа 152 дня. Таким образом, в среднем он писал в день несколько более одного листа. Неизвестный писец, заботившийся о духовном просвещении, в конце переписанной им рукописи отметил цель своего труда: «чтобы то в земли расплодилось»15. Будучи большой ценностью, книга являлась традиционным вкладом в храмы и монастыри «по своеи души», написал митрополит Макарий (†1563; пам. 30 декабря), «и по своих родителях в вечнои поминок»16.

В ХIV столетии на Руси начинается новая страница в истории книжности: пергамен постепенно вытесняется новым материалом для письма — бумагой, на смену уставному почерку приходит полууставное письмо. В древности параллельно бумаге и пергамену в быту применялась также береста. Современник Преподобного Сергия Радонежского (†1392; пам. 25 сентября) послал берестяную грамоту новгородцу Максиму Онцифоровичу и в конце просит адресата: «Да пришли мне чтения доброго»17. «Это было время особого подъема русского общества, осознания им своих духовных сил, истоки которых виделись в обращении к культуре Киевской Руси. Именно к этому времени относятся самые ранние списки различных произведений Киевского периода: Лаврентьевская летопись, содержащая труд преподобного Нестора Летописца; Киево-Печерский Патерик, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и др.»18 Одновременно древнерусская книжность пополняется переводами на русский язык аскетических творений древних отцов-подвижников. Мы не знаем, что послал в ответ на просьбу автора грамоты представитель семьи новгородских посадников19, но, несомненно, он выполнил его просьбу20.

Византийский император Василий I (867–886) оставил своему сыну Льву VI Мудрому (886–912) наставление, которое, как предполагается, было переведено на русский язык при московском князе Иоанне III (1462–1505), женатом на Софии Палеолог (†1503)21. В наставлении имеется глава о чтении книг, она начинается весьма многозначительно: «Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте»22.

В древнерусской книжности получил распространение переводной сборник «Пчела», содержавший различные изречения мудрых мужей. Например: «Ум без книг, как птица опешена. Якож она взлетети не может, тако же и ум недомыслится свершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное, его же лишився, безумный, аки во тьме ходит и погибнет во век». Знаменитый проповедник Древней Руси святитель Кирилл Туровский († 1183; пам. 28 апреля) наставлял свою паству: «Сладко медвен сок и добро есть сахар, обоего же добрее книжный разум». Все подобные наставления воспринимались русскими людьми, и они тянулись к книге и знаниям. При раскопках в Рязани, погибшей при батыевом нашествии, археологи находили застежки книжных переплетов в жилищах простых горожан.

В середине XVI века в Московской Руси начинается новая страница русской книжности: диакон Иоанн, клирик кремлевского собора, по благословению митрополита Макария напечатал так называемый первопечатный Апостол. В акафисте святителю Макарию говорится: «Радуйся, начало книгопечатанию положивый!» После этого печатная книга целое столетие сосуществует с рукописной, после чего начинает постепенно вытеснять ее.

Современник святителя Макария, знаменитый автор «Домостроя» благовещенский священник Сильвестр советует в письме своему сыну: «Почитаи часто Божественное Писание и влагаи в сердце себе на ползу».

Народная мудрость подчеркивает важность содержательного чтения: «Не красна книга письмом, красна умом». В XIX веке в Оптиной пустыни была благочестивая традиция: новоначальный послушник-инок переписывал аскетическую книгу, например «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника (†649; пам. 30 марта), которая затем становилась для него учебником в духовной жизни на всю жизнь. Культуру чтения показывают названия наших дореволюционных журналов, отражающих специфику общения с книгой: «Воскресное чтение», «Христианское чтение», «Душеполезное чтение», «Чтение в Обществе любителей духовного просвещения», «Православный собеседник». Из современных периодических изданий следует назвать журнал «Православная беседа», у которого есть подзаголовок — «Журнал для семейного чтения».

Люди, стремившиеся активно собирать книги, назывались библиофилами, библиоманами. В истории их собрания могли стать основой публичной библиотеки или же влиться в состав библиотеки. Граф Н.П. Румянцев (†1826), открывая для публичного читателя библиотеку со своим собранием рукописей и книг, укрепил при входе доску с надписью: «Отечеству на благое просвещение»25. Сегодня для многих источником информации становится компьютер и на смену библиофильству пришла не просто привязанность к компьютеру, но компьютерная зависимость. Проводя сравнение, можно сказать, что библиофильство — это благородное качество, характерное для интеллигента и вызывавшее уважение, а компьютерная зависимость — это болезнь и повод для медицинского вмешательства.

Д.С. Лихачев отмечает противостояние телевизора и книги: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы нам ничего не мешало. Он нас отвлекает от забот, он нам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть. Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты»26. Сейчас на смену телевизору пришел более мощный и захватывающий Интернет. Если он помощник человеку в его деятельности, то это благо; если же человек становится рабом компьютера, то это бедствие.