

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева
Путь к сердцу современного человека лежит через Слово: через проповеди, книги, лекции, видеоблоги, телепередачи. Отец Андрей собирает огромную аудиторию тех, кто жаждет правды, думает и размышляет, сомневается и ищет.
Помоги Господи!
Священник Андрей Ткачёв не боится называть вещи своими именами, он говорит ярко, просто и доходчиво, не заигрывая со слушателями. Это сделало его проповеди популярными в совершенно разных кругах — среди студентов, профессоров, пенсионеров, детей, атеистов и прихожан.
Сегодня отец служит в Храме свт. Василия Великого при православной гимназии и является ведущим нескольких авторских видеопроектов "Доброе утро", "Коротко о важном", "Соборная молитва" в соцсети "Елицы", автором более 60 книг.
Обсуждаем, делимся, слушаем известного проповедника - миссионера.
#АндрейТкачев #Православие #Ткачёв
- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
О Бисере и свиньях. Протоиерей Андрей Ткачев
Протоиерей Андрей Ткачев
Речь идёт о неких духовных существах, перед которыми нельзя разбрасывать драгоценности. Нужно кому-то говорить, а перед кем-то молчать.
Что касается псов, то псы, это животные, которые возвращаются на блевотину, пожирают собственные экскременты, такие грязные существа на самом деле. Это знаковая вещь, что люди бросились в собаколюбие. Это знаковая вещь. Псы, в духовном смысле, это люди, которые всю жизнь каются в одном и том же, всю жизнь повторяют одно и то же.
Давать святыню им нельзя. Может быть, здесь имеет смысл говорить о том, что некоторых грешников, настырно повторяющих свои грехи, церковь отлучает от причастия.
Ну а бисер высоких мыслей сыпать перед грязным, хрюкающим животным, которое ничего не понимает, кроме того, что можно сожрать, — тоже нельзя. Иногда нужно говорить высокие вещи людям. А иногда нужно замолчать. Это суровые и правдивые слова Господа Иисуса Христа, который всех любит, свиней и собак, и тем не менее, говорит, что не нужно тратить силы на этих, бесполезно. А мы должны иметь мудрость, чтобы понимать, с какой свиньёй нельзя разговаривать и какую собаку нужно отогнать от святыни. Какую тяжёлую задачу дал нам Господь, чтобы мы не были пушистыми хомяками. Суровыми и справедливыми служителями тайн Божиих: «Тебя я не причащу. До свидания! С тобой я разговаривать не буду никогда, пока ты не покаешься».
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Skype
- Telegram
- LiveJournal
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Blogger
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Доброе утро
О духе уныния

Вопросы батюшке
Задай свой вопрос


Заказать молебен
Святителю Николаю Чудотворцу

Патриарх Кирилл
Страница Патриарха

Молитва по соглашению

Наши проекты

Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Наша статистика
- Регистраций287626
-
Посетителей293294
- Священников1171
- Храмов всего19736
- Активных храмов12234
Все права защищены
Правила | О нас | Партнеры
Служба поддержки | Разработчикам | Мобильная версия
Всех спаси Господи. Всё от Господа, всё от Господа. Всех спаси Господи.
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, До первой звезды нельзя
По русскому обычаю запрещалось есть телятину, конину и зайчатину. Такой традиции следовали и казаки. Помимо этого, старообрядцы, которые до XVIII века предпочитали селиться на Дону, не употребляли свинину.
Казаки, как и многие народы, имели...
Развернуть
..).. Сергий, Чеширский Крокодил, До первой звезды нельзя
По русскому обычаю запрещалось есть телятину, конину и зайчатину. Такой традиции следовали и казаки. Помимо этого, старообрядцы, которые до XVIII века предпочитали селиться на Дону, не употребляли свинину.
Казаки, как и многие народы, имели достаточно запретов, сопровождавших брак и рождение детей. Молодым на свадебном пиршестве запрещалось прикасаться к яствам и алкогольным напиткам. Женщина в положении не могла использовать битую посуду и кушать рыбу. Считалось, что из-за нарушения этого табу ребенок мог родиться больным или некрасивым.
Свернуть
Громовы Валерий и Людмила, )), конечно, сейчас молодым очень надо напоминать о критически вредных факторах для здоровья будущих детей, но прежде всего не битой посуды и рыбы - а пьянства, курения, семейных стрессов и неурядиц. Ну, разве что "битая посуда" - это образ семейных разладов... ))
А что, разве это правда, что собаки - это по самой сути грязные мерзкие существа, и что они поедают свои экскременты? Что они могут отрыгнуть полупереваренное мясо своим щенкам - это да. Но разве это признак мерзости? Вот так оклевещут верующие в собственную клевету - и не отмоешься... )))
Такое прямое понимание и абсолютизация библейских образов - это дикий бред!
Псы отнюдь не поедают свою блевотину и экскременты, мир отнюдь не лежит весь во зле, человек отнюдь не полностью падшее существо - как клевещется "верующими", не хотящими видеть ничего доброго в мире, всех и всё радостно...
Развернуть
Такое прямое понимание и абсолютизация библейских образов - это дикий бред!
Псы отнюдь не поедают свою блевотину и экскременты, мир отнюдь не лежит весь во зле, человек отнюдь не полностью падшее существо - как клевещется "верующими", не хотящими видеть ничего доброго в мире, всех и всё радостно очерняющими.
"Я прохожу в радостный зал дикой своей "пурги" " - вот сущность и образ такой "веры"... ))
Свернуть
Такое прямое понимание и абсолютизация библейских образов - это дикий бред!
Псы отнюдь не поедают свою блевотину и экскременты, мир отнюдь не лежит весь во зле, человек отнюдь не полностью падшее существо - как клевещется "верующими", не хотящими видеть ничего доброго в мире, всех и всё радостно ...
Развернуть
Такое прямое понимание и абсолютизация библейских образов - это дикий бред!
Псы отнюдь не поедают свою блевотину и экскременты, мир отнюдь не лежит весь во зле, человек отнюдь не полностью падшее существо - как клевещется "верующими", не хотящими видеть ничего доброго в мире, всех и всё радостно очерняющими.
"Я прохожу в радостный зал дикой своей "пурги" " - вот сущность и образ такой "веры"... ))
Свернуть
Сергий, -
11 Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Притчи 26 глава
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 26:11
https://azbyka.ru/biblia/in/?Prov.26:11
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами сво...
Развернуть
Сергий, -
11 Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Притчи 26 глава
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 26:11
https://azbyka.ru/biblia/in/?Prov.26:11
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Евангелие от Матфея 7 глава
Толкования на Евангелие от Матфея 7:6
https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.7:6&r;
22 Но с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идёт валяться в грязи».
2-е послание Петра 2 глава
Толкования на 2-е послание Петра 2:22
https://azbyka.ru/biblia/in/?2Pet.2:22&r;
Свернуть
А что, разве это правда, что собаки - это по самой сути грязные мерзкие существа, и что они поедают свои экскременты? Что они могут отрыгнуть полупереваренное мясо своим щенкам - это да. Но разве это признак мерзости? Вот так оклевещут верующие в собственную клевету - и не отмоешься... )))
Сергий, -
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Евангелие от Матфея 7 глава
Толкования на Евангелие от Матфея 7:6
https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.7:6&r;
https://azbyka.ru/biblia/in/?Prov...
Развернуть
Сергий, -
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Евангелие от Матфея 7 глава
Толкования на Евангелие от Матфея 7:6
https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.7:6&r;
https://azbyka.ru/biblia/in/?Prov.26:11
https://azbyka.ru/biblia/in/?2Pet.2:22&r;
Собака. У древних египтян собаки, равно как и кошки, пользовались особенным уважением. По иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у мусульман. Между евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с мертвым псом (1Цар.24:15), и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию – в Дом Господа (Втор.23:18). Посему-то название пес прилагается ап. Павлом к лжеучителям (Флп.3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами.
Свинья домашняя (Втор.14:8, Лев.11:78). Мясо этого особенно нечистого и грязного животного так было отвратительно для евреев и настоящих мусульман, что многие из них не произносили даже самое это слово, но вместо того говорили: этот зверь, это животное. Вот почему занятие блудного сына, пасшего свиней, означало самое презренное занятие (Лк.15:15). Употребление свиного мяса упоминается пр. Исаиею (Ис.65:4) в числе греховных привычек народа израильского.
Выражение: бросать жемчуг пред свиньями (Мф.7:6) означает то же самое, что и предлагать слова истины и благоразумия людям, презирающим оные и встречающим подобные советы насмешками и оскорблениями.
Библейская энциклопедия 1891г
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи
[Пес] снова ест то, что природа его, отторгнув, заставила изблевать, и, поглощая испорченное и уже извергнутое природой, он еще больше наполняется скверной. Так же и [вымытая] свинья, если пойдет валяться и сделает это в грязи, то станет еще грязнее, чем прежде.
Экумений (†VIв.)
Но если кто избег скверны мира, познал Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и опять в них запутывается, слушает лжеучителей и увлекается ими, то для таких людей последнее бывает хуже первого. Лучше бы таким людям не познавать пути правды, лучше бы им не быть христианами, нежели познавши истину в учении Христовом возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Такие люди погибают для спасения. С ними случается то, что обыкновенно бывает с известными нам животными: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Как свиния почитает для себя утратою, если кто извлечет ее из тины; так, если и похотливого отвлекает кто от тины сластолюбия, то врагом своим, а не другом, признает он советующого ему быть целомудренным. Итак, бисеров наших — пречистых таин, не будем пометать пред людьми, подобными свиниям. Ты говоришь: и они желают приобщиться святых; но они бесстыдные псы и свинии, валяющиеся в сластолюбии. Поэтому, не давай им. Ибо и больные желают воды, но врачи не дозволяют им пить; и похитители власти желают царской порфиры, но охраняющие ее, предвидя опасность, не уступают ея. Внемли же и ты, диакон; не давай недостойным порфиры пречистого Тела, чтобы не подпасть тебе ответственности, не по законам гражданским, но по Владычнему слову. Итак, не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями: да не поперут их ногама своима, неразумными помыслами, и вращшеся расторгнут вы, произведя расколы и ереси.
Афанасий Великий, свт. (†373)
Когда же ты услышишь о свиньях, то не сочти их бессловесными животными; и когда услышишь о собаках, то не сочти и их за собак. Свиньями Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет необдуманно беснующихся против Господа.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Не давайте святыни псам
Святыня - это хлеб сынов. Итак, мы не должны бросать хлеб детей и отдавать его псам.
Некоторые под собаками считают возможным понимать тех, которые, уверовав во Христа, возвращаются к грязи своих грехов, а под свиньями - тех, которые еще не уверовали в Евангелие и еще вращаются в нечистоте неверия и пороках. Поэтому неприлично людям подобного рода быстро вверять бисер евангельский, чтобы они не попрали его и, возвратившись, не начали разрушать.
Иероним Стридонский, блж.
следует тщательно исследовать, что такое святыня, что - жемчуг, что - собаки, а что - свиньи.
О псах говорится, потому что они бросаются на растерзание и все разрывают на части, ничего не оставляя нетронутым. [Господь] говорит: Не давайте святыни псам, потому что даже если ее и нельзя растерзать и истребить и она остается целой и невредимой, следует принять во внимание тех, кто решительно и самым враждебным образом противодействует этому и, насколько в их власти, если бы можно было, пытается уничтожить истину. Свиньи же, хотя и не нападают, как собаки, кусая, однако оскверняют, вытаптывая все вокруг. Поэтому не бросайте, сказано, жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Таким образом, я считаю, что мы вполне справедливо назвали псами тех, кто нападает на истину, а свиньями тех, кто пренебрегает ею.
Однако я не пойму, почему они не растерзают с яростью и негодованием того, кто их наставляет. Ведь и псы, и свиньи - нечистые животные. Поэтому следует остерегаться, чтобы не открыть ничего тому, кто не способен вместить. Лучше пусть он ищет то, что скрыто, чем преследует или пренебрегает тем, что открыто. И не нашлось другой причины, почему они не воспринимают то, что очевидно и важно, кроме ненависти и презрения, из-за которых одни названы псами, а другие свиньями.
Августин Аврелий, блж.
Посему не дадите святая псом, то есть Иудеям, которые неоднократно принимали Божие Слово и снова возвращаются на свою блевотину (2Пет. 2:22), или приступающим к истинному учению от ересей и опять предающимся прежнему злоумию.
Слово Божие свято, и подлинно оно есть самый драгоценный бисер, псы же и свинии - это погрешающие не только в догматах, но и в деятельной жизни. Попирание - раздор и споры об этом тех, кто покушается извратить правоту догматов и оскорбляет доблестное житие; а расторжение - это поругание со стороны живущих неправо и их пренебрежительное отношение к тем, кто предлагает им слово Божие и подает добрые советы. Посему Господь и сказал: не повергайте слова, подобно чему-либо малоценному и легко приобретаемому, чтобы вам и Господа не оскорбить, и самим не подвергнуться осмеянию со стороны тех, которые не говорят и не делают ничего право.
Иные же - и они близки к истине - утверждают, что Господь здесь повелевал и священства не давать непотребным и нечистым, чтобы они не осквернили оного и не стали нападать на рукоположивших, расторгая ту добрую славу, какую те имели прежде. Если же скажут, что Господь здесь повелевает и согрешающим мирянам не преподавать Божественных Таин, не противоречь сему. И если будут говорить, что Он запрещает совершать Божественное Крещение над теми, которые притворно приступают к вере, но не оставляют настоящих своих занятий, - также не спорь.
Исидор Пелусиот, прп.
православный проповедник не должен молчать при всяком случае. Но он всегда должен быть настороже и помнить о людях с сожженной совестью (Тим. 4:2), которые имеются даже и в православном клире и которые воспользуются полученными от нас знаниями только во вред Церкви и при первом же поводе постараются растерзать тех, кто говорит им о святыне.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Онуфрий (Гагалюк), сщмч.
Святым и бисером назвал таинство нашей веры, – святым, как божественное, а бисерами – по причине драгоценности заключенного в ней учения. С другой стороны, псами и свиньями назвал одержимых неизлечимым нечестием: псами, как лающих на Христа, а свиньями, как покрытых грязью страстей. Итак, повелел не передавать таким таинство догматов веры. Ни пометайте, т.е. не предлагайте. Они не достойны слушать такую святыню. Затем присоединяет и причину.
да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы
Лучше им не знать этого, чем знать, чтобы, узнав это от вас с притворною искренностью, они не ругались и не издевались над вами. Это и значит: поперут. Ногами назвал неверие их, которым они идут к погибели. Затем, обратившись от притворной искренности к явному противоборству, они расторгнут вас, т.е. будут нападать на вас и сопротивляться вам. Не будучи в состоянии богоприлично понять Божественных догматов, они приписывают им человеческие страсти, и затем, вооружившись, издеваются над ними и мучают вас.
Толкование на Евангелие от Матфея
Евфимий Зигабен
Дикие псы, алчность которых раздражена, но не удовлетворена, и прожорливые свиньи, которые вместо пищи получили бы то, чего съесть не могут, раздраженные, могут броситься на того, кто раздражил, но не удовлетворил их алчность, и растерзать его. Так и развратные люди, неспособные понять и принять истину евангельскую, поправ ее, могут обратиться яростно на самых проповедников истины и причинить им разные бедствия, даже смерть.
Равным образом «Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним мы наносим преступлением оных. Следствием сего пре¬ступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большей смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы терзают своими укоризнами и обличениями» (свт. Василий Вели¬кий. 5, 334).
Михаил (Лузин), еп.
Далее, думают, что кроме внутренней, есть еще и внешняя связь, которая заключается в противопоставлении брата, об исправлении и спасении которого мы лицемерно заботимся, псам и свиньям, которые относятся к нам совершенно иначе, чем братья, и совершенно иначе принимают наши о себе заботы, чем брат.
Многое от доброго старого времени осталось и до настоящего времени, в том числе и псы, которые и теперь во множестве ходят и живут в палестинских городах. Они спят днем, поднимаются при захождении солнца и начинают очистку грязных закоулков на улицах. В это время они воют, ворчат и между ними начинается грызня из-за отбросов и нечистот, которые выкидываются из домов, потому что в восточных городах все выбрасывается на улицы и поедается собаками.
Толковая Библия А.П. Лопухина
Не давайте, – говорит Он, – святыни псам, не предлагайте святейших тайн веры истинной злобным врагам истины, упорным еретикам, которые неспособны принять их с кротостью агнцев, но с ожесточением псов лают на проповедников истины и готовы растерзать их. Не бросайте жемчуга вашего – не бросайте безценного жемчуга слова Божия – перед свиньями, перед такими людьми, которые живут не по-человечески, а по-скотски, которые потонули в нечистых похотях и разврате и не хотят знать и слышать о Боге, о Небе, о спасении души.
Свинья ждет корм – зерно; жемчуг похож на зерно; бросьте ей жемчуг; сначала она накинется на него, думая, что это зерно, но потом, обманувшись в своем ожидании, она станет топтать его и, пожалуй, бросится на вас. Так и люди развращенные: везде ищут они того, что тешит их скотские похоти, а когда им предлагают слово Божие, которое осуждает их пороки, то они нагло смеются над ним и гонят самих проповедников слова Божия.
Итак, остерегайтесь, чтобы они не попрали его, этого жемчуга, этих жемчужин спасительных истин в ожесточении своем, ногами своими, чтобы они не оскорбили святыню их, не извратили самих истин, не смешали их с суетными мудрованиями человеческими, как жемчуг с грязью; И потом, обратившись на вас, проповедников этих истин, не растерзали вас. И в этом случае руководствуйтесь любовью к людям и духовным рассуждением: пожалейте этих рабов греха и сынов тьмы, чтобы ваша неосторожная проповедь не послужила им к большему осуждению и вечной погибели.
Троицкие листки (XIX в.)
Псы и свиньи, эти нечистые животные означают людей, которые нравственно испорчены и для которых потому все священное не только не дорого, но еще чуждо и даже противно (слич. 2Петр. 2, 22). Таковы явные еретики и отъявленные грешники. Да не поперут их ногами своими (чтобы они не попрали (святыни) ногами своими). Как свиньи, не зная высокой цены драгоценного жемчуга, попирают его ногами; так и нравственно извращенные люди, не понимая высокой цены Христова евангельского учения, пренебрегают им, унижают, извращают его, а часто и глумятся над ним. И вращеся расторгнут вы (и, обратившись, не растерзали бы вас). Дикие псы и прожорливые свиньи, будучи раздражены, могут броситься на того, кто раздражил их, и растерзать его. Так нравственно испорченные, которые не способны понять и принять евангельскую истину, поправ истину, могут обратиться яростно и на самих проповедников ее и причинить им разные неприятности, даже бедствия и самую смерть.
Так, часто свв. апостолы и первые христиане терпели много оскорблений и разных бедствий от неверных, злых и безнравственных людей.
Иоанн Бухарев, прот.
Блаженный Феофилакт поясняет, что псы – это неверные, то есть неверующие, а свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь вопреки заповедям Божьим. Они грешат, но при этом не каются в своих грехах, они как бы радуются своей нечистоте и не принимают никаких усилий, чтобы от нее избавиться.
«Псы», как мы увидели выше у Феофилакта, – это безбожники, а здесь он называет их еще и философами. Это связано с тем, что многие безбожники подобно языческим философам скрывают свое неверие за пустыми, напыщенными и ничего не значащими словами.
Сейчас многие молодые люди увлекаются философией. Но любая ли форма философии полезна для христианина? В Писании сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Если под философией понимать любовь к словам мудрости, так вот Библия запрещает нам стремиться к философии, основанной не на Христе, а на пустом обольщении «по преданию человеческому, по стихиям мира». Иными словами, подлинная философия – это Богословие. То Слово познания о Боге, которое реально может поменять нашу жизнь, воздействуя на наши сердца.
Некоторые под собаками считают возможным понимать тех, которые, уверовав во Христа, возвращаются к грязи своих грехов, а под свиньями – тех, которые еще не уверовали в Евангелие и еще вращаются в нечистоте неверия и пороках.
Олег Стеняев, протоиерей
Разбираемые слова Спасителя тесно связаны с предыдущим местом Евангелия, в котором говорится о том, что осуждать поступки ближнего и учить, как избавиться от грехов может только тот человек, который сам безгрешен. То есть человек, который вынул из своего глаза бревно и может быть достойным сыном Отца Небесного. Вот такой человек, который исправился сам, может исправлять других людей, то есть вынимать из их глаза сучок.
Однако даже таких людей Иисус Христос предостерегает, говоря о том, что и они не могут вразумлять любого грешника. Иисус Христос в разбираемых словах говорит о том, что не все грешники готовы к исправлению, не все в состоянии воспринять истины Божественной мудрости. Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их просветить, вразумить и наставить. Есть такие грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так погрязли в духовной грязи, так привыкли к окружающему их мраку, что им приятен стал грех и порок. У таких людей из за постоянного общения с пороком изменился характер. В результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним. Всякий луч света и мудрости, озаряющий их темное царство греха, они встречают враждебно и раздражительно. Эти люди одержимы духами зла, которые и защищают неприкосновенность темного царства их душ и реагируют с озлоблением и ожесточенностью на всякую попытку просветить разум заблудших людей.
Таких людей, закореневших в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Потому что в ответ на попытку ознакомить их с истиной, они могут проявить пренебрежение к Евангелию или насмехаться над ним.
В древнеславянском переводе написано вместо жемчуга бисер. Однако в древнегреческом указан жемчуг, перлы. Именно слово «жемчуг» и надо брать при толковании, так как жемчуг похож на зерно или желуди, которые охотно едят свиньи, предпочитая пищу драгоценностям в виде жемчуга. А применительно к людям это означает выбор низменного, мирского вместо возвышенного и божественного. Под свиньями и псами подразумеваются закоренелые грешники, одержимые злыми духами, которые мешают этим людям избавиться от грехов, а заставляют с озлоблением и ненавистью реагировать на просветителей. Эта злоба и ненависть и выражается в том, что закоренелые грешники попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями Святого учения. А затем в безумстве своей злобы могут причинить вред и просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова. Проповедники слова Божьего не принесут пользы таким людям.
Заблудшие люди, закостенелые грешники не поймут слова истины и отнесутся к ним как свиньи, которые накидываются на брошенный им жемчуг, который напоминает им по виду зёрна. После того как эти грешники поймут, что обращенные к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, то с жемчугом Божественных истин поступят как свиньи, которые, поняв, что жемчужины, брошенные им, зерном не являются и их нельзя съесть, затопчут жемчуг ногами. А на тех, кто преподнес им жемчуг знаний, могут броситься чтобы растерзать как свирепые псы, которым не дали вкусной похлебки, удовлетворяющей их животные инстинкты.
Самых закоренелых грешников перед просвещением, нужно освободить от духов зла, которыми эти люди одержимы. А изгнание духов должен производить не рядовой просветитель, а духовно чистый человек – святой. Поэтому обычный просветитель, не способный изгнать злых духов из закоренелых грешников, не должен их трогать и не преподносить им жемчуг чистых знаний, то есть не давать святыни псам, потому что сперва закоренелого грешника нужно освободить от духов зла, затмевающих его разум, а затем наполнить этот разум истинными знаниями. Как видим для закоренелых грешников нужен не обычный, а особый просветитель.
Но несмотря на это, Иисус Христос никогда не оставлял человека, как бы низко он не пал, если этот человек готов принять драгоценный жемчуг Святого учения.
Поэтому под ненавистью, озлоблением и раздражением грешника, под слоем грехов и пороков в таком человеке скрыта душа, которая может жаждать спасения и которую Благодать слова Божьего может спасти, наставив её на путь истинный. И эта душа постепенно избавляясь от грехов, может совершить много славных дел во имя Христово. Но, по представлениям христианства, знания и разъяснения Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят. «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). Их просьба и говорит о том, что они созрели для восприятия Божественного учения.
Долженко, А. Г.
Осуждение ближнего в основании своем имеет или горделивое сознание своих нравственных совершенств (Лк.18:10 и др.), или желание осрамить ближнего, пропеть про него дурную молву, или же то и другое вместе; даже в легких пересудах, которые бывают большею частью в обыденной жизни, нельзя в собеседниках не подметить всегда сопровождающего эти пересуды чувства злорадования о недостатках ближнего, хотя оно иногда и прикрывается выражением сожаления о последнем. Между тем, с одной стороны, нет ни одного порока, ни одной страсти, которые не могли бы зародиться в каждом человеке и которых поэтому он мог бы не опасаться, с другой – осуждение ближнего, очевидно, решительно противоречит христианской любви к ближним. Поэтому так и случается, что чем более кто усовершенствовался в нравственном самоиспытании и в ком есть истинная любовь к ближнему, тот всего менее склонен к осуждению ближних; при суждении о ближнем он, напротив, постоянно стремится усмотреть в нем что-либо доброе и достойное похвалы. И наоборот, люди лицемерной праведности, внутри полные страстей, всего более склонны к осуждению. Таковы и были фарисеи. Против них здесь Христос и направляет свою речь.
Д.П. Боголепов, проф.
Свернуть