- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 607
- |
- Видео 2364
- |
- Мероприятия 0
«ЧТОБЫ ПОВЕРНУТЬСЯ К БОГУ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ».
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ О ПРОЕКТЕ «СТУПЕНИ ВЕРЫ»
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений протоиерей Андрей Ткачев представил новую серию издательства «Никея» — образовательно-просветительский проект «Ступени веры». Презентация двух первых книг серии – «Вхождение в Церковь» и «Духовная жизнь» состоялась во время круглого стола «Информационная миссия Церкви», в котором участвовал также главный редактор издательского дома «Никея» Владимир Лучанинов.
— Дорогие друзья, представляю вашему вниманию книги, которые были написаны мной. Не совсем скромное занятие, но я смирюсь и займусь этим, потому что мне представляется очень важным следующее.
Можно сказать, что воцерковляющиеся люди отданы на откуп двум вещам: либо личным интересам и пристрастиям (то есть они воцерковляются так, как сами хотят), либо на волю своего духовника или настоятеля того храма, в который они стали ходить. То есть они попадаю в руки авторитетному человеку или считающемуся авторитетным, и он гнет их туда, куда считает нужным, определяет им молитвенное правило, часы посещения храма, круг чтения, характер повседневной жизни и прочее.
А люди, которые воцерковляются сами, чаще всего либо совершают с любовью паломнические поездки, либо, например, пытаются подвижничать в условиях городов и сел: посты и молитвы, посещение храма и так далее. Круг чтения эти люди себе, конечно, тоже сами выбирают. Соответственно, кого-то интересует мистическая литература, кто-то читает житийную литературу.
Нужно сказать, что подавляющее большинство наших прихожан – это люди, обретшие Бога в зрелом возрасте. Блаженный Августин в 32 года принял Крещение, он называл Иисуса Христа «о поздняя любовь моя». Эти слова должны быть понятны каждому современному человеку, во взрослом возрасте пришедшему к Богу.
Мы тоже можем сказать Христу: «О поздняя любовь моя!» И мы ощущаем огромный вакуум в душе — непрочитанных книг, церковных учений, богослужения, общения с разными людьми — и заполняем этот вакуум, как получится, как хотим. Мы отданы здесь на откуп нашим «хочу – не хочу». И вот сегодня такое время, когда церковному народу нужно предлагать некий более или менее систематизированный опыт разумного воцерковления, вхождения в Церковь — такое, при котором и сердце, и голова находятся в согласии. Если сердце обгоняет голову или голова сердце – это бывает очень печально. Это когда говорят: «Сердцем верю, головой сомневаюсь».
Алексей Фёдорович Лосев говорил, что никогда не понимал этого, что, дескать, у меня всегда голова верила, а сердце туда-сюда ходило, направо-налево. Согласие ума и сердца – это очень важная вещь, поэтому человеку нужно евхаристически, литургически воцерковляться всю жизнь, любить Христа через Евхаристию, нужно питаться некой здоровой пищей, вначале с чистым словесным молоком, а потом уже приступать и к твердой пище.
111И вот с таким предисловием я представляю эти книжки, которые изданы издательством “Никея” именно с таким намерением, как говорил классик, — учиться христианству настоящим образом (люди старшего поколения поняли, наверное, какого классика я имею ввиду: эти слова он говорил про военное дело, а мы его перефразируем). Желающий воцерковиться человек сталкивается с огромным пластом культурных задач.
Смотрите, сколько нужно всяких вещей человеку освоить: ему нужно познакомиться с историей христианской Церкви, хотя бы с какими-то главными этапами. Потом ему нужно освоить более-менее историю поместной Церкви, своей собственной матери, — в данном случае Русской Церкви. Ему нужно познакомиться с литургикой и всю жизнь вникать в Божественную литургию так, как шуруп в доску заворачиваться, — чтобы потом вытащить невозможно было. Человеку нужно обязательно какой-то аскетический образ Церкви для себя открыть, святоотеческую письменность, христианскую поэзию, понимание иконописи и многое другое. То есть перед ним стоит целый блок культурных задач, без которых воцерковление будет хромающим.
Представьте себе, что человек хочет причаститься, ему говорят: «ты каноны читал?», он говорит – «нет», — «тогда бери и читай». Он берет и читает, открывает книжку, а там написано:
«Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же деиствуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите во вся веки!».
Что он понимает в этом? Ничего, он читает какую-то сложную витиеватую византийскую поэзию, переведенную на славянский язык, он не понимает ни византийской поэзии, ни библейского основания чтения этих канонов, ни соответствия с теми или иными местами Священного Писания, ни славянского перевода. Он потеет и мучается и читает эти каноны, иначе его к Причастию не пустят. Он годами их читает, прогрызаясь в смысл медленно и постепенно, иногда до старости не понимая, о чем это.
И это реальная культурная проблема: священник, который дает человеку задачу читать каноны перед Причастием, должен быть готов к тому, что человек вернется и спросит у него: «Батюшка, а что это такое, о чем тут говорится?» Значит, будет нужно сесть с ним и разговаривать о переходе евреев из Египта через черное море в пустыне, о пророчащей песне Анны, открыть соответствующий текст библейский, и об Исайе, и о проглоченном китом Ионе. Что тут нужно? Здесь нужно и поэтическое понимание, и библейское образование, и практический литургический опыт, здесь все сочетаются воедино. Вот какой труд, по сути, берет на плечи себе всякий человек, входящий в Церковь. Значит, он должен ознакомиться с основными этапами библейской истории, он должен изучать Священное Писание, и во всём этом никак нельзя обойтись без каких-то пособий и методичек.
1И вот эти книжки робко претендуют на роль помощника, костыля для любого пастыря или лично для сознательно воцеркволяющегося взрослого человека. Без книги современный человек жить не должен и не может, гаджеты не заменяют книгу, гаджеты являются некой, может быть, помощью (или помехой, я тут не знаю, может быть и так, и так), но без книги жить нельзя.
Вообще, христианская религия – это религия книжная, мы должны быть книжниками, но не фарисеями, мы должны много читать, учитывая, что мы действительно заполняем огромные бреши отсутствия внутреннего образования, учитывая то, что мы сшиваем целые поколения, распавшуюся связь времен. Нам нужно заполнять эту брешь при помощи книг и литературы, причем в широком смысле слова, нам нужно много читать не только святоотеческих, аскетических и прочих творений, не только Священное Писание, но и вообще читать нужно. Христианство чрезвычайно умная религия, христианству по дороге и с философией, и с поэзией, христианству по дороге и с хорошей книгой по истории из любой областей, касающейся любой страны и любого периода. Человек современный, воцерквляясь, должен, действительно, поднимать для себя тяжелейший, благородный, тяжелый труд культурных занятий. Это тяжелое занятие, как говорил Экклезиаст, дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Книги, которые я представляю, — «Вхождение в Церковь» и «Духовная жизнь» — родились диалогически, в разговоре автора с редактором. Человек вообще существо диалогичное, пока он не начнет с кем-то разговаривать, он даже не знает, что в нем самом живет. Только при наличии вопрошающего и слушающего, или отвечающего на твои вопросы, при наличии некоего второго «я», человек совершает мыслительную деятельность и способен говорить об истине.
Мы сидели с редактором, и даже с несколькими редакторами, и вели долгие диалоги при включенном аудиозаписывающем устройстве — о том, что тревожит современного человека. О том, как ему разобраться, как ему отделять мухи от котлет, с чего начинать и чем заканчивать. Бросаться ли ему сразу читать акафист или браться ему, например, за библейские тексты. Какой храм ему искать, стоит ли вообще искать храм или надо ходить в тот, который ближе. Как готовиться к крещению, если он не крещен. Как искать друзей в вере, и что вообще самое важное при вхождении в Церковь. Как часто причащаться и каковы критерии настоящей церковности.
Фото: Иван Джабир
Фото: Иван Джабир
Об этом всем мы пытались говорить — с тем, чтобы разговоры был, во-первых, искренний, во-вторых, сострадательный, изнутри боли внутренней, чтобы разговаривал человек в режиме сострадания и в надежде на то, что искреннее слово будет сердцем читателя расслышано и воспринято как подсказку. Не как прямое руководство к действию, не как приказ, — у нас не было цели создавать некие всеохватывающие методички, которые касаются всех и каждого.
Кто-то из священников сказал, что после 20 лет служения каждый пастырь может написать свой катехизис – это правда. Это будут разные катехизисы, говорящие разными словами об одном и том же опыте Церкви, об одном и том же этом многогранном чудесном явление, которое называется «Христос, живущий с человеком».
В общем, друзья мои, книг должно быть много и книги должны быть разные. Есть много ненаписанных книг, сегодня на пленарном заседании я говорил о том, что каждый человек наговаривает за год 20 томов текста, примерно по 300 страниц в каждом, это удивительно и страшно, ведь кто-то читает эти «книги», всю эту бурду, которую мы наговариваем.
А между тем есть много настоящих, хороших ненаписанных книг, причем, вами ненаписанных — потому что каждый человек, пришедший в Церковь в зрелом возрасте, имеет свой личный ценный опыт обретения Христа. Это стоит вспомнить, это стоит проанализировать, стоит перемотать эту пленку назад и понять, как я шел ко Христу, как долго я шел к нему, кто зародил во мне первую мысль о нем, какую первую книгу я прочел, какое чудесное событие было в моей личной жизни, благодаря которому я повернулся лицом к Богу, а не спиной.
У каждого человека есть этот личный драгоценный опыт. Кто-то обретает Бога на больничной постели, кто-то после потери ближних, кто-то после счастливого события, ведь не обязательно надо познавать Бога через скорби и слезы, ведь можно через радость познать Творца, можно понять через искусство, через красоту природы, через разговор с интересным человеком, случайным попутчиком, например, в ночном купе. И эти все истории — ненаписанные книги, свидетельства о том, как обретается Господь разными людьми, в разных условиях, в разном возрасте и в разных обстоятельствах. Но потом уже, после того, как ты узнал эту позднюю любовь свою и как ее зовут, сына Божия и девы — Иисуса Христа, перед тобой стоит непременно задача планомерного, не хаотического и не отданного на откуп твоему «хочу — не хочу», воцерковления.
Если пройтись по оглавлениям этих книг, в первой оно такое: поиск своего храма, первые Исповедь и Причастие, литургия как центр нашей веры, таинства Церкви, святыни и традиции. Вторая книжка – это аскетика для мирян, покаяние, духовное руководство, молитва, служение, духовное чтение. И конечно, главное здесь – покаяние. Обретая веру, каюсь, и сохраняя веру, каюсь. И когда будем умирать, последнее, что будет нас тревожить в этой жизни, – это как бы нам покаянием войти в Царство Небесное и вселиться на Небо с грешниками, Богу покаянием угодившими.
Покаяние — вечный спутник человека, но покаяние настоящее, не то унылое постное, наружное, натужное внешнее, а то покаяние, о котором Христос говорит, что Богу в тайне нужно служить, главу помажь – лицо умой, а имей внутри скорбный помысел о своем несовершенстве. В книжке попытка нащупать баланс между внешней обычностью и внутренним плачем. О молитве христианина и о том, что в Бога надо не просто верить, в Бога мало верить, Богу надо служить.
Верить в Бога – это слишком просто: то есть позволять Богу быть, дескть, я согласен, что Он есть, — и дальше ничего. Этого мало, мало в Бога верить, надо Богу служить, человек должен найти себя в Церкви. Есть же руки у человека, голова есть, глаза есть, сердце есть. Как говорил Крылов: «Чтоб Бога знать, быть нужно Богом, но чтоб любить и чтить Его, довольно сердца одного».
У человека есть очень много всего, чтобы послужить и отдать Господу. Всё, что у него есть: таланты, способности, силы, возможности, если угодно – деньги, если угодно – время, если угодно – жизнь. В общем, об этом надо говорить, думать, писать, если получается, делиться этим всем и наблюдать за тем, как асфальт равнодушия ломают тонкие росточки веры.
Мы живем в удивительное творческое время, когда открыты все возможности, все двери открыты. Апостол Павел говорит: молитесь о нас, чтобы открылась нам дверь шире благими словами. Широко открывается дверь благими словами, надо только это время ловить, искупать время, ибо дни лукавы. А вот глядишь да и закроются эти двери и мы пропустим величайшую возможность послужить Христу и посодействовать перемене сознания человека. Самое драгоценное — достичь, чтобы поменялось сердечно и мысленно сознание человека.
В общем, друзья мои, мне хочется, чтобы весь мир перевернулся, содрогнулся радостью о Христе воскресшем, и давайте приложим к этому наши руки и сердца, и может быть, вам поможет эти книжки «Ступени веры», вышедшие в издательстве «Никея», — пока еще в двух томах. А будет еще третий и четвертый.
Друзья, братья и сестры!
Если вам дороги авторские программы о.Андрея Ткачева: «Доброе утро», «Коротко о важном»,
«Молитва по соглашению»,
помогите в обеспечении технической возможности их выхода.
Любая пожертвованная сумма принимается с большой благодарностью, как проявление вашего сердечного участия.
- Помочь программе «Коротко о важном с о.Андреем Ткачевым»
- Помочь программе «Доброе утро с о.Андреем Ткачевым»
- Помочь трансляции «Молитвы по соглашению с о.Андреем Ткачевым»
Техническое обеспечение трансляции программ ежемесячно требует от 30 - 50 тыс.руб.
Спаси Господи батюшка!