27 сентября - Празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Заказать молебен ко Господу "Слава Богу за все" у частицы Его ризы в Вознесенской Давидовой Пустыни.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Проповеди протоиерея Андрея Ткачева

Из послания апостола Павла к Тимофею. Протоиерей Андрей Ткачев

Братья и сестры, здравствуйте! У меня есть большое желание почитать с вами некоторые слова из послания апостола Павла к Тимофею. Это не послания, обращенные к общине, а послания, обращенные к личности. Они имеют совершенно иной окрас. Когда ты пишешь всем, говоришь на проповеди, например, это одно. Когда ты говоришь на исповеди, один на один, это совершенно другое. И вот послание к Тимофею, а также к Титу, это такие «лицом к лицу», «один к одному», а мы с вами стали очень индивидуалистичны, мы чувствуем самоценность, эпоха нас учит, новейшая эпоха раскрыла ценность личности. Не народы ценны, не большие политические образования, а именно человек важен. Раньше рисовали только королей и военачальников, а потом начали рисовать прачек, балерин, блудниц… Простой человек стал объектом внимания, раньше такого не было. Простой человек и его тревоги, его болезни, его страдания. В этом смысле послания Павла к Тимофею и к Титу важны тем, что они обращены к личности, а не к общине. Поэтому я буду читать в ближайшие дни Тимофея, и сегодня, поскольку я уже преамбулой занял большую часть времени, отведенную на один ролик, то прочтем сегодня следующее: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир грешников спасти, с которых я первый». Эти слова мы читаем перед причастием, когда складываем руки. Вообще, когда мы причащаемся, мы исповедуем символ веры Петра и Павла. Помните молитву перед причастием? «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго… пришел в мир грешников спасти». Вот до сих пор – это слова апостола Петра. 16 глава Матфея, Христос спрашивает: «За кого меня люди считают?» - «Ну, за Иеремию, за Илью, за кого-то там еще…» - «А вы за кого?» И Петр говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти». Там этих слов нет, но «Ты Христос, Сын Бога Живого». И вот мы читаем: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос пришел в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз» - это уже Павел говорит. Т.е. когда мы причащаемся, мы читаем символ веры апостолов Петра и Павла. Так сочетается петропавловский символ – Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший зачем? Грешников спасти. Каких грешников? Всяких. А кто из них главный? Я. Вот Павел и говорит Тимофею: «Для того я и помилован, что я гнал церковь Божью, я недостойный человек, для того и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал долготерпение и пример тем, которые будут веровать после к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Итак, Христос пришел в мир грешников спасти, от них же первый есть я. Это Павел говорит, и это же мы повторяем. Между прочим, все наши молитвы сшиты из цитат Писания. И я уже давно вынашиваю мысль доказать это на практике и показать, что все, что мы читаем на литургии, утренних, вечерних молитвах, - это все компиляция из священных текстов. Но пока у меня руки до этого не дошли и времени пока не хватило. Но имейте в виду, что все, что мы на литургии говорим, пронизано так или иначе текстами Священного Писания. То-то и странно, что мы молимся словами Священного Писания, не зная самого Священного Писания. Так что мы сегодня к Тимофею из первой главы взяли одно словечко. Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир грешников спасти, от них же первый есть я. Это мы читаем даже каждый раз перед причастием.

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, ходатайства, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте». Эти слова цитируются у нас в сугубой ектении. Сугубая – т.е. два раза «Помилуй нас, Боже по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». «Помилуй» дважды повторяется, поэтому «сугубая». «Трегубая» - это когда три раза повторяется. И там говорится «Да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Это в литургии прямая цитата из послания апостола Павла. И для того, чтобы проводить жизнь во всяком благочестии и чистоте, жизнь тихую и безмятежную, по-славянски безмолвную, не в смысле молчаливую, а в смысле без молвы, без ругани, без споров, нужно приносить Богу моления, прошения, благодарения за царя, за всех человеков и всех начальствующих. Эти слова лично мне очень тяжелы, потому что когда я жил в Украине, я там очень долго жил, я там родился, воспитался и священствовал там довольно долгое время, я отказывался молиться и сейчас сомневаюсь, нужно ли было молиться о некоторых правителях. Как у Мусорского в «Борисе Годунове» - нельзя молиться за царя Ирода. Есть некие такие персонажи, за которых рот не открывается молиться. Не будем вникать в детали украинской политики, но это тяжелый текст, потому что когда Павел это все говорил, на престоле был Мирон, человек без добродетелей, который убил братьев, мать, вокруг себя зачистил поле, который объявил себя, сойдя с ума, мужем всех жен сенаторов и женой всех сенаторов. Т.е. он был в разные стороны успешным. Для того, чтобы ему песню пропеть, нужно было Рим сжечь. И он мог наслаждаться зрелищем горящего города, чтобы сравнить себя с кем-то из древних, которые видели пожар Трои. Ну, я не заставляю вас молиться за всех, кого вы любите или не любите, но слово остается. Мы молимся о властях и воинстве для того, чтобы мы жили тихо и безмятежно. Власти меняются, власти бывают разные, но от христиан зависит одно. Первое намерение наше – это жить тихо. Без лишней молвы, без пены, без фейерверков. В благочестии и чистоте. Т.е. милостыню подавать никакая власть не запрещает. Но, кстати, Петр Первый запрещал подавать милостыню, и это был большой конфликт. «Хочешь благотворить – отдавай деньги в фонды». Создадим фонды для помощи бедным, и туда жертвуй. А там чиновники, казнокрады, всякая шваль в париках и пудре, одно ворье. И Петр хотел, чтобы не было милостыни, копеечку нищему подать запрещал. Не давайте никому ничего, в фонды давайте! А фонды будут распределять. Вот это такой образ западного благочестия, который является антиевангельским. Нам нужно жить тихо и безмятежно, и нужно молиться за власть, чтобы Бог дал им ума, а нам тишины. Чтобы мы никуда не дергались, не пенились и жили себе тихо и в чистоте, «ибо это хорошо и угодно нашему Богу, который хочет, чтобы все спаслись и к познанию истины пришли». Так говорит апостол Павел в послании Тимофею. Тяжелый текст, потому что кто не любит власть, под которой живет, тому трудно молиться за власть, но церковь никогда не исключала молитву за власть из своих молитвенников - ни при монголах, ни при других властях, ни при советской власти, и Сталина церковь хоронила, и всех остальных отпевали. Это все, оказывается, выше человека. Человек может не соглашаться, но мудрость, которую говорит апостол, она, оказывается, больше, чем наши личные эмоции. Такой интересный и тяжелый текст о молитве за власть. Не завидуйте им, но, если можете, молитесь за них. Чтобы они правили нами, а мы жили тихо и безмятежно. Вот такой прекрасный текст, объясняющий жизнь социума.

Хочется обратить наше с вами внимание на несколько качеств и характеристик священника и епископа. То, что пишет Павел Тимофею. Кто может править Божьей церковью, т.е. людьми искупленными, спасенными, уверовавшими… Там много перечислений. Благочестивый, не пьяница, много всего, идеальный человек должен быть. Хорошо. И вот еще что. «Детей содержащий в послушании со всякой честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, будет ли печься о церкви Божьей?» Вот это важнейшее качество, что надо завоевать доверие в глазах Бога переживанием о собственной семье. Потому что если ты этого не делаешь, как ты будешь переживать обо всех остальных? О вдовах, сиротах, стариках, молодых на приходе твоем. Докажи, что ты хороший сын, хороший муж, ну, епископы не могут иметь жен, поэтому для священников это в полный рост применяется, а с епископами чуть-чуть тяжелее. Но ты докажи, что семьянин, что ты нормальный человек и переживаешь. Потому что тот, кто не переживает за своих, разве может большее сделать? Очевидно, что нет. И второе: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не попал под осуждение с дьяволом». У Павла вообще все важно, но вот такие две вещи он говорит в этом случае – переживай о своих и не будь молодым, зеленым, новообращенным, потому что люди приходят в церковь и начинается «хочу это, хочу то, хочу здесь, хочу там, хочу быть дьяконом, хочу быть священником…» Это все очень сыро, незрело, и очень сильно ошибаются те, кто быстро продвигаются по иерархии, потому что еще тридцать, а он уже не поймешь кто, уже очень большой. А потом, когда ему будет шестьдесят, ему это все надоест. Он состарится в этом всем, он захочет в боулинг поиграть, на картинге погонять, из лука пострелять. Это я называю самые невинные вещи, а вдруг ему что-то серьезнее захочется? Потому что он всю жизнь с кадилом, с кропилом с малолетства, ну и что? Спешить не нужно, нужно доказать свою церковность семейственностью. Церковность и семейственность – это одно и то же. Только семейственность – это папа, мама, я, братья и сестры, а церковность – это много братьев, сестер, дедов, бабушек, отцов, матерей. И правильная церковность – она семейственная. Если ты приходишь на приход, а там как семья – это хороший приход. А приходишь и там как хлев какой-то, никто никого не знает, как вокзал, как касса на вокзале: «Дайте свечку! – На!» Поставил свечку и ушел. И все бродят туда-сюда, нет семьи. Ну, значит там все плохо. Ты докажи, что ты церковный семейственностью и не спеши никуда. Вчера уверовал, сегодня хочу в семинарию поступать. Вчера поступил в семинарию, сегодня хочу быть священником. Да подожди ты, куда ты несешься? Не надо никуда спешить. Не должен быть никто из духовных людей новообращенным. Это большая проблема, когда при советской власти у епископов не было, из кого выбирать священников, то они просто брали любого, кто «Отче наш» знает, трактористов разных, колхозников. «Ты веруешь в Бога? - Верую! - Женат? – Женат! – Пойдешь попом? – Да я ничего не знаю… - Я научу!» А что делать? Не было никого. Но тогда ладно, тогда было особое время. А сегодня спешить не надо. Священник не должен быть вчера уверовавшим и должен быть семейным. Даже есть семья, нет семьи, но ты должен вести себя с женщинами как с сестрами, а старшей женщиной как с матерью, с мужчинами как с братьями, со старшим как с отцом. Ты должен не стесняться поцеловать руку старшему человеку, даже если ты священник и тебе руку целуют. Это не страшно. А ты тоже поцелуй руку старику, которому 85 лет и он с палочкой стоит. Это нормально, отцу можно руки целовать. Нужна семейственность. Не барство, барства быть не должно, когда мы свои пухлые пальчики суем людям в морду, чтобы они их там целовали, и ходим так, будто мы мир создали. А мы что из себя представляем? Нули без палки. Мы без этих людей, кормильцев и поильцев, вообще ничего из себя не представляем. И не нужно выпендриваться, не нужно думать, что ты самый главный на свете, потому что ты просто ноль, но тебе еще не показали твое место. Когда покажут, то ты будешь сильно удивлен. Нужно доказать, что ты семейный человек, тогда будешь пастырем, будешь переживать за них, с молодыми как с братьями, с женщинами как с сестрами, старшие женщины пусть будут для тебя матерями, бабушками. Об этом говорит апостол Павел, очень важные слова. Берегите свои семьи, без семьи ничего не получится.

Протоиерей Андрей Ткачев

Посмотреть предыдущие комментарии
19 апреля 2018 в 20:36

Спаси, Господи! :pray: :heart: :pray:

19 апреля 2018 в 21:26

Спасибо, о. Андрей! Это послание звучит современно и обращение ко всем нам необходимо, как напоминание, кто мы.

19 апреля 2018 в 21:42

Что большее можно сказать человеку согревающему душу : Пусть Господь спасет Вас :heart: :clap:

20 апреля 2018 в 19:43

За власть молиться тяжело. Но ещё более тяжелее молиться за своих врагов! Власть тебя притесняет и унижает, это можно вытерпеть! А вот враг тебе сколько пакостей делает - и нужно выстоять, чтобы не проклинать его, а помолиться за него! Чтобы сердце врага стало добрым, и добро вернётся к тебе!

22 апреля 2018 в 21:16

Вот это да!Почти воскресил батюша!...Нет, но перелицевал- точно!Спасибо!

Модератор
12 июля 2018 в 14:02

Спаси, Господи, батюшка!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем