- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос
Вопрос:
Всегда помните слова:
Матфея 23:8-10 "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос." Все мы называем священников Отцами, так что есть два варианта, либо вы обращаясь к священнику, обращаетесь к самому Господу, либо противоречите уроку Матфея.
Ответ:
Господь называл Себя «Наставником» и «Учителем» и даже более того — говорил о Себе, как о наставнике и учителе в единственном собственном смысле этого слова. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель — Христос, все же вы братья; …И не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник — Христос» (Мф. 23, 8-10). Конечно, эти слова Спасителя не следует понимать в смысле формального запрета употреблять наименования «учитель» и «наставник». Из Книги Деяний и апостольских Посланий явствует, что уже в апостольский период в Церкви Христовой было особое харизматическое служение, которое так и называлось — учительство. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что у коринфян «тысячи наставников во Христе». (1 Кор 4, 15) Значит, эти слова (учитель, наставник) не были запрещены формально, как полагают в своем буквоедстве некоторые сектанты.
Здесь говорится об особом учительстве и наставничестве, которые являет Христос. Слово «учитель» употребляется в различных смыслах. В самом широком смысле слово «учитель» обозначает профессию, род деятельности человека. Совсем в Другом смысле употребляется слово «учитель», когда речь идет об учителях человечества — Моисее, Мухаммеде, Сократе, Будде. В этом случае под учителем понимается человек, являющийся основателем некоторого учения, который желает сказать человечеству новое слово. В этом втором смысле слова для христиан Христос является единым Наставником и Учителем, в один ряд с Которым не может быть поставлен никто из других учителей. Эта уникальность учительства и наставничества Христа обусловлена тем, что Он не просто свидетельствует об Истине, но есть Первоисточник и Законоположник Истины.
«И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Эти слова часто используют протестанты, обвиняющие православных за то, что у них священнослужителей называют «отцами». Однако из контекста видно, что слова о запрещении называть отцом кого-либо, кроме Отца Небесного, стоят в одном ряду с запрещением называть кого-либо учителем и наставником, помимо Христа. Несомненно, они связаны с особым пониманием того, что есть отцовство. Христианская Церковь никогда не запрещала использовать это слово, и апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «…у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов» (1 Кор 4, 15). И далее говорит о себе: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Таким образом, ап. Павел называл себя духовным отцом коринфских христиан. Кроме того, из Свщ. Писания Нового Завета видно, что такое обращение, как «чадо», было широко распространено среди первых христиан. Этим словом начинает свои соборные послания ап. Иоанн; ап. Павел тоже часто им пользуется. Поэтому слова Спасителя не нужно рассматривать как формальный запрет. Если подходить с буквалистских позиций, то можно дойти до абсурда и запретить человеку называть отцом даже своего родного отца по плоти.
Само по себе слово «отец» означает того, кто подает жизнь. Христиане веруют, что источником всякой жизни является Бог, Который «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5, 24). Отцы же плотские и отцы духовные суть не источники жизни, а лишь посредники, через которых эта жизнь нам сообщается. Плотские родители, которые дают жизнь детям, не являются причиной и источником их жизни, они являются лишь средством сообщения жизни своим потомкам. Источником же всякой жизни является Бог, Который все животворит. Точно так же отцы духовные не рождают для новой вечной жизни своей собственной силой, они — лишь посредники, через которых Бог возрождает человека. Об этом говорит и ап. Павел. Возрождая коринфян к новой христианской жизни, он действовал не от себя, а как один из служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор 4, 1). Поэтому запрет называть кого-либо отцом следует понимать в том смысле, что никому на Земле не могут воздаваться Божеские почести, никто не имеет права потребовать такого почитания, какое подобает только Богу; никто не может претендовать на то, чтобы требовать от людей безусловного послушания, безусловного доверия своему учению, не имеющему основания в Божественном Откровении. С такими претензиями во всей полноте выступит антихрист. И сегодня появилось много «антихристов», которые восхищают то, что подобает только одному Богу. Многие лидеры современных религиозных движений, нередко именующие себя «отцами», требуют от своих последователей Божеского поклонения и абсолютного послушания.
Курс лекций "Догматическое богословие", ПСТГУ.
Дорогая Анна,
Существует только один способ избежать фальши - это искренняя любовь. Причем ко всем: к вчерашним мальчишкам, переросших нас, к сану, к братьям и сестрам. Как ни удивительно, но священнослужители, которых мы называем отцами, остаются братьями, и Господь наш Иисус Христос, которого м...
Развернуть
Дорогая Анна,
Существует только один способ избежать фальши - это искренняя любовь. Причем ко всем: к вчерашним мальчишкам, переросших нас, к сану, к братьям и сестрам. Как ни удивительно, но священнослужители, которых мы называем отцами, остаются братьями, и Господь наш Иисус Христос, которого мы называем нашим Господином, нам тоже Брат. А для любви не различия каким именем кого называть, она от этого не изменится и не пропадет.
Я понимаю, у Вас не придирки, а желание быть максимально искренней со всеми и во всем. Я тоже хочу быть честным в каждом слове (к сожалению, не всегда это так), и, поэтому я стараюсь разглядеть не то, что мне мешает назвать матушку матушкой (ну какая она мне мама?), а батюшку - отцом, а то, что позволяет это сделать. Это гораздо сложней, так как недостатки всегда на первом плане, а достоинства надо поискать, и для этого нужна искренняя любовь. Простите, что привожу постоянно митр. Антония Сурожского, но это сейчас мой главный учитель. Вчера прочитал вдогонку нашему общению:
"Когда священник или дьякон приходит к рукоположению, я его всегда останавливаю на этом рубеже и предупреждаю: смотри, ты в первый раз переступаешь эту грань. Эту грань может преступить только Сам Христос, Бог, ставший человеком, и теперь ты можешь ее переступить, только если так отдашься Богу, так с Ним соединишься, что станешь как бы иконой, и больше того — носителем в себе самом Его присутствия. Это очень страшно. Это страшно, потому что ты вступаешь в область, куда только Христос имеет право вступить, и вступаешь именно как икона, чтобы быть Его видимым действием и гласом Его, совершающим таинственно службу. Потому что самую службу никакой человек совершить не может, освятить хлеб, освятить вино, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, никто не может. И в самой молитве перед освящением Даров нам говорится: Ты, Господи, и приносящий и приносимый, и приемлющий и раздаваемый.
Можно ли называть отцом человека, переступившего ту грань, на которой находимся мы все? Мне кажется, да. Он, благодаря Благодати Божией, а не своему умению или возрасту, Духом Святым может нам дать то, что мы сами не в состоянии воспринять от нашего Отца Небесного. И в слове "отец" при понимании этого, будет звучать не обращение к отцу Максиму, а к Богу, пусть отец Максим еще и не вполне достоин. Господь сам решит, как поступить - вразумить священнослужителя или самого человека.
Оставайтесь честной и искренней, Анна, задавайте вопросы, сомневайтесь, иначе невозможно найти правильное понимание. И постарайтесь любить всех, не взирая на лица.
Свернуть
Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?
То есть из множества пастырей-наставников он дозволял наз...
Развернуть
Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?
То есть из множества пастырей-наставников он дозволял называть отцами не многих, а мы почему-то должны называть так не только всех пастырей, но и еще две категории членов Церкви, по своему основному служению к пастырству отношения не имеющих?
Свернуть
Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?
То есть из множества пастырей-наставников он дозволял наз...
Развернуть
Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?
То есть из множества пастырей-наставников он дозволял называть отцами не многих, а мы почему-то должны называть так не только всех пастырей, но и еще две категории членов Церкви, по своему основному служению к пастырству отношения не имеющих?
Свернуть
О пастырях, молодых священниках и дьяконах.
Обратите внимание, что к наставникам архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) относит и дьяконство:
"Во всем, кроме бесплотности и неудободвижимости ко греху, подобны небесным духовным руководителям и учителям учителя земные, пастыри, истинно учащие...
Развернуть
О пастырях, молодых священниках и дьяконах.
Обратите внимание, что к наставникам архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) относит и дьяконство:
"Во всем, кроме бесплотности и неудободвижимости ко греху, подобны небесным духовным руководителям и учителям учителя земные, пастыри, истинно учащие людей вечному “единому на потребу”, единственно необходимому для вечности. Таковы прежде всего пастыри, принявшие апостольскую благодать через возложение рук. Епископы, пресвитеры и диаконы, причем последние поставлены в Церкви Божией не исключительно для храмового молитвословия, но и для помощи иерею в благовествовании и свидетельстве истины. Клирики также не только являются рипидоносцами, чтецами и певцами, но в той же мере свидетелями веры, апологетами Церкви как в своей собственной жизни, так и в умении защитить веру правую пред людьми, в умении привлечь равнодушных и неверных. На это столь же, сколь и на молитву, получают они благодать хиротесии."
И более того:
"Учителем является и всякий христианин, ибо, по слову апостола, он должен быть всегда готов “дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением”. Поступки веры, даже если делающий их безмолвен, всегда учат."
Есть примеры, когда дьякон успешно выполняет служение наставника.
Мне по душе определение, данное в Азбуке.ру:
"Пастырь (церковнослав. - пастух) – одно из имен Иисуса Христа, распространенное Им на служителей Церкви. Пастырь – священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы.
Сам Начальник и Совершитель веры Евр (12:2) Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Пастырь добрый!» (Ин. 10:11) Тем самым Он заявил о Себе как о Наставнике и Учителе человеческих душ, заботящемся о их духовном совершенствовании."
Подытожу разговор, так как мы начинаем зацикливать его: если Вы не можете называть молодого батюшку или дьякона отцом, можно обойтись без общения с тем священником, который Вас не устраивает. Многим, и мне в том числе, нравится такое обращение в Церкви, хотя, я, иногда, по возрасту вдвое превосхожу молодых священников, но, уважая их, называю отцами и при благословении целую руку. Вы свободны сделать свой выбор и никто не неволит. Можете даже называть по имени-отчеству, если не боитесь задеть за те струны, которые не следует трогать, как это сделал я, не обратившись к Вам на "ты" в начале нашего разговора.
Спаси Вас Господь!
Свернуть
Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.
Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитри...
Развернуть
Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.
Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитриевичем? Но в таком случае я бы попросила и меня по имени-отчеству называть, но на это никто не пойдет. Да и официозно будет, неестественно.
В общем, несмотря на ваше полнейшее благорасположение, очевидно, что церковный этикет не предоставляет никаких удовлетворительных возможностей человеку, старающемуся воспринимать слова апостола как руководство к действию: наставников - много, отцов - не много. Не каждый пастырь - отец.
Цитата из архиепископа Иоанна про диаконов: "последние поставлены в Церкви Божией не исключительно для храмового молитвословия, но и для помощи иерею в благовествовании и свидетельстве истины". Увы, мне на практике это не знакомо. Возможно, архиепископ Иоанн жил в других реалиях, у него диаконы благовествовали и свидетельствовали истину.
"Учителем является и всякий христианин, ибо, по слову апостола, он должен быть всегда готов “дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением”.
Хорошо. Вот вы выступаете как наставник. По опыту вы явно превосходите юных клириков. Как я понимаю, вы почтете зазорным называние вас отцом, так? А ведь согласно апостолу, как раз вам это именование подобает явно более, чем новоиспеченным служителям алтаря. Почему вас покоробит, если к вам обратятся "отец Андрей"?
Свернуть
Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.
Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитри...
Развернуть
Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.
Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитриевичем? Но в таком случае я бы попросила и меня по имени-отчеству называть, но на это никто не пойдет. Да и официозно будет, неестественно.
В общем, несмотря на ваше полнейшее благорасположение, очевидно, что церковный этикет не предоставляет никаких удовлетворительных возможностей человеку, старающемуся воспринимать слова апостола как руководство к действию: наставников - много, отцов - не много. Не каждый пастырь - отец.
Цитата из архиепископа Иоанна про диаконов: "последние поставлены в Церкви Божией не исключительно для храмового молитвословия, но и для помощи иерею в благовествовании и свидетельстве истины". Увы, мне на практике это не знакомо. Возможно, архиепископ Иоанн жил в других реалиях, у него диаконы благовествовали и свидетельствовали истину.
"Учителем является и всякий христианин, ибо, по слову апостола, он должен быть всегда готов “дать ответ о своем уповании с кротостью и благоговением”.
Хорошо. Вот вы выступаете как наставник. По опыту вы явно превосходите юных клириков. Как я понимаю, вы почтете зазорным называние вас отцом, так? А ведь согласно апостолу, как раз вам это именование подобает явно более, чем новоиспеченным служителям алтаря. Почему вас покоробит, если к вам обратятся "отец Андрей"?
Свернуть
Это не светский этикет, Анна, это совсем небольшой шаг к христианскому смирению. Очень важный шаг. Выговорить: Максик душе гораздо легче, чем "принизить" себя, сказав "отец Максим". Лествица в небо начинается с таких простых и обидных для себя самого упражнений - почувствовать не на высоте, а под...
Развернуть
Это не светский этикет, Анна, это совсем небольшой шаг к христианскому смирению. Очень важный шаг. Выговорить: Максик душе гораздо легче, чем "принизить" себя, сказав "отец Максим". Лествица в небо начинается с таких простых и обидных для себя самого упражнений - почувствовать не на высоте, а под ней, увидеть в окружающих то, что превосходит, а не то, что принижает. Понимаю, что сложно, однако необходимые каждому христианину аскетические упражнения (пусть и бесцельные) лечат больную душу, помогают духу стать со-трудником Духа Святого.
Аскетика не только в монастыре есть и нужна, но и в нашей мирской жизни.
Вы ошиблись, я не выступаю как наставник. Я преподаю на Православных Интернет Курсах и всегда на первых занятиях сообщаю, что я пере-подаю то, что дали мне другие, более умные, опытные, действительно наставники. К тому же я не священник. К сожалению, а может и не к сожалению, это то, что задумал Господь и Его путь - мой путь. Будь я священником - меня не покоробило бы обращение "отец", да и священники друг друга называют отцами. Так принято и не нам отменять.
Кстати, насчет дьяконов и их наставлений: отец Андрей Кураев - дьякон и написал очень много душеполезных работ. Так что на практике это Вам знакомо. Только пожалуйста, не нужно обсуждать некоторых его высказываний. Для этого на Елицах кто-то сделал тему обсуждения и осуждения отца Андрея, которая мне очень не нравится.
Свернуть
Вот к дьякону Андрею очень даже хочется обратиться "отец": потому что он по факту хороший наставник и благодаря его трудам многие пришли к Церкви. Это лишь подтверждает принцип, заложенный апостолом: не много отцов.
А вот к тому, кто наставником по факту не является, на мой взгляд, так обращатьс...
Развернуть
Вот к дьякону Андрею очень даже хочется обратиться "отец": потому что он по факту хороший наставник и благодаря его трудам многие пришли к Церкви. Это лишь подтверждает принцип, заложенный апостолом: не много отцов.
А вот к тому, кто наставником по факту не является, на мой взгляд, так обращаться смысла имеет мало.
Принцип смирения вы предлагаете довольно странный, явно расходящийся с апостольским. При всем уважении к вам все же предпочла бы подход апостола Павла: пусть наставляют многие, но привилегию отцовства имеют единицы.
Относиться как к отцам к диакону Андрею, к митрополиту Антонию (хотя вы меня поправите: митрополита отцом называть не принято; принято владыкой - вот апологию этого уж точно у апостолов на найти) - разве не личное дело каждого? Кому-то эти и подобные духовные деятели - отцы, кому-то - еретики и отщепенцы от истинной веры.
Еще назвала бы профессора Осипова как явного отца для многих верующих, он и возрастом солиден. Вот уж в этом случае явен контраст: молодой служитель алтаря будет настаивать: называйте меня отцом, пожилой же профессор - не будет. Это ли не настоящее смирение?
Свернуть