Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вопросы иноверцев и ответы православных. Скорая помощь

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос

Вопрос:
Всегда помните слова:
Матфея 23:8-10 "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос." Все мы называем священников Отцами, так что есть два варианта, либо вы обращаясь к священнику, обращаетесь к самому Господу, либо противоречите уроку Матфея.

Ответ:
Господь называл Себя «Наставником» и «Учителем» и даже более того — говорил о Себе, как о наставнике и учителе в единственном собственном смысле этого слова. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель — Христос, все же вы братья; …И не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник — Христос» (Мф. 23, 8-10). Конечно, эти слова Спасителя не следует понимать в смысле формального запрета употреблять наименования «учитель» и «наставник». Из Книги Деяний и апостольских Посланий явствует, что уже в апостольский период в Церкви Христовой было особое харизматическое служение, которое так и называлось — учительство. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что у коринфян «тысячи наставников во Христе». (1 Кор 4, 15) Значит, эти слова (учитель, наставник) не были запрещены формально, как полагают в своем буквоедстве некоторые сектанты.

Здесь говорится об особом учительстве и наставничестве, которые являет Христос. Слово «учитель» употребляется в различных смыслах. В самом широком смысле слово «учитель» обозначает профессию, род деятельности человека. Совсем в Другом смысле употребляется слово «учитель», когда речь идет об учителях человечества — Моисее, Мухаммеде, Сократе, Будде. В этом случае под учителем понимается человек, являющийся основателем некоторого учения, который желает сказать человечеству новое слово. В этом втором смысле слова для христиан Христос является единым Наставником и Учителем, в один ряд с Которым не может быть поставлен никто из других учителей. Эта уникальность учительства и наставничества Христа обусловлена тем, что Он не просто свидетельствует об Истине, но есть Первоисточник и Законоположник Истины.

«И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Эти слова часто используют протестанты, обвиняющие православных за то, что у них священнослужителей называют «отцами». Однако из контекста видно, что слова о запрещении называть отцом кого-либо, кроме Отца Небесного, стоят в одном ряду с запрещением называть кого-либо учителем и наставником, помимо Христа. Несомненно, они связаны с особым пониманием того, что есть отцовство. Христианская Церковь никогда не запрещала использовать это слово, и апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «…у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов» (1 Кор 4, 15). И далее говорит о себе: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Таким образом, ап. Павел называл себя духовным отцом коринфских христиан. Кроме того, из Свщ. Писания Нового Завета видно, что такое обращение, как «чадо», было широко распространено среди первых христиан. Этим словом начинает свои соборные послания ап. Иоанн; ап. Павел тоже часто им пользуется. Поэтому слова Спасителя не нужно рассматривать как формальный запрет. Если подходить с буквалистских позиций, то можно дойти до абсурда и запретить человеку называть отцом даже своего родного отца по плоти.

Само по себе слово «отец» означает того, кто подает жизнь. Христиане веруют, что источником всякой жизни является Бог, Который «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5, 24). Отцы же плотские и отцы духовные суть не источники жизни, а лишь посредники, через которых эта жизнь нам сообщается. Плотские родители, которые дают жизнь детям, не являются причиной и источником их жизни, они являются лишь средством сообщения жизни своим потомкам. Источником же всякой жизни является Бог, Который все животворит. Точно так же отцы духовные не рождают для новой вечной жизни своей собственной силой, они — лишь посредники, через которых Бог возрождает человека. Об этом говорит и ап. Павел. Возрождая коринфян к новой христианской жизни, он действовал не от себя, а как один из служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор 4, 1). Поэтому запрет называть кого-либо отцом следует понимать в том смысле, что никому на Земле не могут воздаваться Божеские почести, никто не имеет права потребовать такого почитания, какое подобает только Богу; никто не может претендовать на то, чтобы требовать от людей безусловного послушания, безусловного доверия своему учению, не имеющему основания в Божественном Откровении. С такими претензиями во всей полноте выступит антихрист. И сегодня появилось много «антихристов», которые восхищают то, что подобает только одному Богу. Многие лидеры современных религиозных движений, нередко именующие себя «отцами», требуют от своих последователей Божеского поклонения и абсолютного послушания.

Курс лекций "Догматическое богословие", ПСТГУ.

Посмотреть предыдущие комментарии
Катехизатор
16 августа 2015 в 10:02

Дорогая Анна,


Существует только один способ избежать фальши - это искренняя любовь. Причем ко всем: к вчерашним мальчишкам, переросших нас, к сану, к братьям и сестрам. Как ни удивительно, но священнослужители, которых мы называем отцами, остаются братьями, и Господь наш Иисус Христос, которого м...

Развернуть

16 августа 2015 в 12:47

Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?


То есть из множества пастырей-наставников он дозволял наз...

Развернуть

Катехизатор
16 августа 2015 в 13:48
Анна# 16 августа 2015 в 12:47

Дорогой Андрей, ваши рассуждения у меня противоречий не вызывают, только не пойму: зачем называть всех а) пастырей б) дьяконов - не пастырей в) монахов - не пастырей отцами, если апостол написал про "тысячи наставников" и "не много отцов"?

То есть из множества пастырей-наставников он дозволял наз...

Развернуть

О пастырях, молодых священниках и дьяконах.


Обратите внимание, что к наставникам архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) относит и дьяконство:
"Во всем, кроме бесплотности и неудободвижимости ко греху, подобны небесным духовным руководителям и учителям учителя земные, пастыри, истинно учащие...

Развернуть

16 августа 2015 в 16:57

Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.


Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитри...

Развернуть

Катехизатор
16 августа 2015 в 17:22
Анна# 16 августа 2015 в 16:57

Спасибо, Андрей; по имени-отчеству подходит. На вас сошлюсь, если что.

Только как вы представляете обращение по имени-отчеству к тому юному диакону, про которого я упоминала? Знаю его с шаловливого возраста. Был Максик. Рукоположился - стал для кого-то отцом Максимом, а для меня - Максимом Дмитри...

Развернуть

Это не светский этикет, Анна, это совсем небольшой шаг к христианскому смирению. Очень важный шаг. Выговорить: Максик душе гораздо легче, чем "принизить" себя, сказав "отец Максим". Лествица в небо начинается с таких простых и обидных для себя самого упражнений - почувствовать не на высоте, а под...

Развернуть

17 августа 2015 в 10:05

Вот к дьякону Андрею очень даже хочется обратиться "отец": потому что он по факту хороший наставник и благодаря его трудам многие пришли к Церкви. Это лишь подтверждает принцип, заложенный апостолом: не много отцов.


А вот к тому, кто наставником по факту не является, на мой взгляд, так обращатьс...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Жития святых

    Сообщество