Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.

Как Православная Церковь относится к занятиям йогой?

Вопрос: "Прочитал в интернете, что Православная Церковь запрещает занятия йогой. Действительно ли это так, если да, то по какой причине?"


Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):
- Вот сама первоначальная посылка ошибочная: Церковь никому не запрещает заниматься йогой. И, вообще Церковь редко, что запрещает. Большая часть того, что окружает нас в гражданской жизни, не подпадает под категорию запрета. Церковь может что-то рекомендовать, и то, как правило, не своим соборным, каноническим словом, а в виде рекомендацией авторитетных священнослужителей.
В отношении йоги я припоминаю ответ тогда митрополита, ныне Патриарха Кирилла в телевизионной программе "Слово пастыря". Он давал очень сбалансированный ответ, что, как в большинстве жизненных явлений, есть сторона опасная, вредоносная, а есть нейтральная, которую можно принять.
Йога - это практика телесных упражнений, некоторых видов индуистских религий. Современный индуизм, это сочетание многих религиозных практик. И йога – это телесный аспект, индуистской религиозной жизни. Мы должны понимать, что открывая себя, входя в эту сферу, мы открываем контакт не христианским воздействиям на нашу душу, на нашу личность. Если мы будем это знать и помнить, видеть, откуда может прийти опасность и даже удар для не слишком опытного человека, тогда мы себя защитим, соответствующим образом и, быть может, извлечем какую-то пользу. Лично мое мнение такое: - Ну, что свет клином сошелся на этой йоге? Не хватает иных форм физических упражнений или оздоровление организма? Проконсультируйтесь с опытными людьми, врачами, специалистами по восстановительной медицине, лечебной физкультуре, другими специалистами по телесной гигиене, и вам расскажут, как можно прекрасно обойтись без всякой йоги.
Ведущий:
- В чем может заключаться "удар", о котором Вы сказали?
Иеромонах Макарий (Маркиш):
- "Удар" состоит в том, что индуизм и христианство имеют полярно противоположные взгляды на мир, бытие и Бога. У профессора Андрея Борисовича Зубова, есть очень хорошая классификация трех фундаментально противоположных религиозных ареалов: восток, юг и запад.
Восток - это Китай и часть Японии. Запад - это все, что охватывает христианское духовное наследие, мусульманское и иудейское духовные наследия. Все это западный религиозный ареал, в котором мы имеем разные религии. И юг - Индостан, где существует свой подход к религиозной жизни и взгляду на Бога. Человек и его жизнь рассматриваются, как нечто, подлежащее устранению и уничтожению.
Если Запад, не важно, христиане, мусульмане, иудеи, видят в человеке некую ценность, непреходящую, хоть и по разному оценивают эту ценность. Юг не видит в жизни такой ценности. И такое слово, как "нирвана", которое относится к буддизму, у нас его любят употреблять в самых неудачных словосочетаниях, означает на санскрите "увядание, исчезновение". Никто из мусульман, христиан не обозначит цель своей жизни, как увядание, наоборот, мы видим некое усовершенствование, подвиг, борьбу к чему-то, что венчает человеческую жизнь.
Может быть, не очень уместная тема в данном обсуждении - об индуистских понятиях "брахман" и "атман". Наше слово атмосфера того же корня, что и атман, потому что русский язык и санскрит в чем-то близки. Основной тезис индуизма: атман есть брахман, то есть человек есть Бог, человек растворяется в Боге. Для христианина : человек может уподобиться Богу по благодати, не потеряв своей личности. Для индуиста ничего подобного. Человек должен раствориться в божестве.
Буддизм сделал следующий шаг и утверждает, что атман есть ничто. Вот вам - увядание и нирвана. Как только мы добьемся, осознаем, что наша атман есть ничто, тут мы и достигаем цели.
Вот это принципиальные основы миропонимания и мировоззрения индуистских и буддистских религиозных практик. Какой-нибудь средне грамотный инструктор йоги может этого даже не знать, и если с ним об этом заговорить, он даже скажет: все это вам не надо, оставьте, все это неинтересно, самое главное, как Вам свернуть ногу, чтобы достать до левого уха, и тогда пройдут Ваши болезни. Может быть, по-своему, он будет прав, поскольку не имеет никаких религиозных знаний, но, к сожалению, чисто объективно он подключен к этому источнику, который не христианский. И здесь христианина может ожидать очень большая неприятность.
Ведущий:
- Когда Вы говорите об увядании, может сложиться впечатление, что это какая-то унылая и жизнеотрицающая религия.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
- Оказывается, нет. В силу его древности, богатства, и подлинности. Это не секта, которую выдумали, это древнейшая религиозная структура, но у нее совершенно иные основания, чем мы видим в качестве истинных. И это надо помнить.
Покойный иеромонах Серафим Роуз, который во многом был знатоком Востока и имел непосредственный контакт с восточными мыслителями, называл буддизм, высшей ступенью, на которую способен подняться человек без Христа. С одной стороны, это звучит, как некий комплимент: вот высшая точка, как это хорошо! С другой стороны, подумайте и сообразите. Вот представьте себе склон горы, по которому мы ползем вверх, поднимаемся, устраняем свои ошибки, приобретаем что-то новое и вот мы вылезли на вершину, не не подлинную, на боковую точку поднялись, все – с нами в порядке. И вот это есть не что иное, как смертельная гордыня: я поднялся на высшую точку, все остальные ниже меня. И это характерно, знатоки восточных религий видят в этом очень тонкую и очень опасную гордыню, слезть с которой очень трудно и практически не возможно. Потому что высшая точка- есть Господь. Но чтобы до Него добраться, надо спуститься с этой высшей точки, потом начать подниматься.
Ведущий:
- Мне кажется, одним из доказательств истинности православия являются нетленные мощи святых, но ведь и в буддизме есть нетленные мощи - знаменитый волгинский дацан.
Иеромонах Макарий (Маркиш):
- Поэтому от слова доказательство здесь стоит отказаться и сказать, что это одно из свидетельств. Можно сказать, что свидетельством истинности православия является огромное количество добрых и хороших людей, которых мы встречаем в Церкви, но есть много хороших, добрых людей и вне Церкви, и это тоже свидетельство.
Чтобы найти и выяснить основополагающий критерий, который отличает христианство от всего остального, мы просто смотрим на само наименование и говорим, что христианство отличается от всего остального Христом, Богом, Который стал человеком. Все остальное уже производно от этого.
Ведущий:
- То есть, другой совершенно стержень, иной ориентир?
Иеромонах Макарий (Маркиш):
- Совершенно верно, причем стержень глубинный или потаенный. Поэтому какому-нибудь инструктору по йоге или просто человеку он может быть невидим.
Да, есть люди, которые говорят, что православие - это сила, потому что есть такая чудотворная икона или чудеса. Это все важно, но важнее увидеть лес за деревьями и оставаться на этом верном курсе, не удаляясь во второстепенные или производные факты жизни. По той простой причине, что жизнь - это борьба, и борьбу с нами ведет тоже личное существо. Если мы потерям верное направление, то дальше он уведет нас, и мы упадем в яму.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем