Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Иеромонах Макарий (Маркиш) - православные ответы.

О Православии и Православной Церкви.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
http://www.youtube.com/watch?v=wdUD4V7czeM&t;=11
— «Я в церковь не хожу!» - вот такая фраза. Почему в церковь не ходите? - «Ну, там, очень много запретов». Каких запретов? Человек сразу теряется: знает, что запреты, но какие не знает, потому что в церковь никогда не ходил, и об этом не задумывался. Начинают говорить о запретах в еде, то что надо рано вставать. Бывает, что перескакивают на сексуальные темы. Вот, мол, Церковь требует обязательно вступать в брак. Начинаешь с человеком разговаривать, и может быть, потому что я священник : хожу в подряснике с крестом, но лично мне никто еще не сказал, что внебрачные связи – это то, что надо, а Церковь не права.
Но я запомнил один факт очень интересный, из радиопередачи. В ней шла речь о происхождении видов путем естественного отбора – Дарвиновская теория. И один биолог сказал так, что «в эволюционное происхождение видов надо верить». На вопрос ведущего: «Почему?» Человек был, видимо, честным и умным, он сказал так: «Потому что, если в это не верить, значит существует Бог, а если есть Бог, значит, есть седьмая заповедь, а я ее выполнять не хочу!» Он сказал это честно и прямо. Вот это надо помнить и понимать, потому что человек сказал честно и прямо, и ценить эту прямоту, потому что она нам объясняет очень многое. Объясняет нам место Церкви в нашей жизни. Потому что это место есть мотивация нашей воли, к соединению с Божьей волей. Люди часто спрашивают: «Как узнать Божью волю?», как будто, это тоже самое, что: «Какая будет завтра погода?» А ответ на самом деле коренится в слове Церковь. Будьте православными христианами, живит в Церкви, и Вы возьмете, впитаете в себя эту Божью волю.
— То есть, Церковь, это грубо говоря, такой конкретный инструмент для того, чтобы человек соединился с Богом?
— Это так и есть, это средство соединения людей друг с другом, и с Богом. Спасителю был задан вопрос: «Что главное в законе?» и Он говорит: «Возлюби же Господа своего, и ближнего своего». И эта любовь, это самопожертвование, эта соучастие с Господом, с ангельскими силами, которых мы, в общем-то, не видим, но тем не менее они существуют, и друг с другом – составляют Церковь. Это и есть единство и общность в Святом Духе.
— Возможна ли духовная жизнь вне Церкви?
— Вопрос тонкий, понимаете, у нас ведь нет «светомера», или «духомера». Здесь не скажешь ни «да», ни «нет». Потому что сказать «да»- значит уничтожить границы Церкви. Сказать «нет» - значит исключить огромный объем духовного наследия, и религиозного, культурного наследия. Огромного количества людей, наших собственных предков, принявших христианство. Здесь вопрос о границах Церкви, глубокий и во многом таинственный. Таинственный, не потому что его кто-то скрывает, а потому что он не поддается исследованию. Дело в том, что Церковь, будучи организмом небесно-земным, имеет невидимую составляющую. Как человек – единство тела и души. Тело мы видим, а душа – менее подвержена исследованию. Также и в Церкви, важные ее элементы исследованию не подвержены. Стоит вспомнить, что такой автор II века, как мученик Иустин Философ, он прямо отождествлял древних мудрецов: Сократа, Платона, Диоклита, с христианами. Прямо назвал их «христианами до Христа», но эта формулировка не вошла в церковную догматику. Но, тем не менее, направление мысли очень правильное. Мы их не называем «христианами до Христа», но, безусловно, видим частицы истины в других религиях и других мировоззрениях. Религия, во времена Платона, которой он придерживался, - она весьма туманна. Потому что традиционная древняя эллинская религия, в это время превратилась уже в некий пандемонизм. Тем не менее, такой философ, как Платон видел единого Бога, и видел в этих существах греческого пантеона, только какие-то силы, энергии, которые действуют в контексте этого единого Бога. И монотеизм Платона, он конечно очень существенен и важен. Тоже самое, можно сказать о многих других верованиях, суждениях и концепциях духовных и философских – это частичная истина. Она важна, но она частична в том смысле, что не имеет полноты. Вот возьмите, компас, стрелка всегда указывает на одно направление, если возьмете на 5 градусов в сторону, то увидите, что почти тоже самое, но есть в чем-то разница. Есть разница, но есть и сходство. Но и разницы могут быть разными.
— В чем специфика православия?
— Здесь можно ответить очень просто: полнота. Понимаете, рассказывать о православии, можно бесконечно, и выделив в православии главное, помимо того, что это православие, и что это полнота истины, вряд ли возможно. Иногда задают вопросы, более такие простые: «В чем особенность христианства, по сравнению с другими верованиями?». И тут ответ предельно простой, христианство – это вера, исходящая из того, что Бог стал человеком. Христос – Бог и человек, два существа в одном лице. Это действительно, специфика христианства, по своему названию и по факту жизни. Ни одна другая религия такого не имеет, не имела и иметь не будет. Когда Бог становится человеком и умирает за нас, и воскресает. Но когда мы говорим о православие, то надо смотреть: во-первых, с чем его сравнивают. Люблю вспоминать и перечитывать полемический такой отрывок, достаточно острый и отрезвляющий, это «Легенда о Великом Инквизиторе», Ивана Карамазова. Понимаете Достоевский – не богослов, его нельзя назвать учителем православия, но очень важный свидетель православия. И вот кого, волнует этот вопрос, может взять почитать этот отрывок, с карандашом в руках. Почитайте, посмотрите, может там есть места, где все абсолютно правильно, а где-то возникают вопросы, это может быть и недоумение. Есть у нас такой священник в Петербурге, отец Георгий Митрофанов, у него были замечания по этой легенде, буквально парадоксальные. Он видел в чем-то правоту этого инквизитора. Что ж? Может он в чем-то и был прав, действительно, частичная истина. Но основная истина остается за нами.
— Насколько я помню, великий инквизитор говорит, что Христос нам не нужен?
— Абсолютно правильно. Мы Бога уберем, мы сами по себе хозяева. Это на самом деле и есть основной момент, современной, пост христианской культуры. «Бог умер» - это фраза Ницше и с тех пор его постепенно так отталкивают. В этом сила ислама, для них Бог не умер. Они Его по –другому воспринимают: они не знают полноты божества. Если мусульманину сказать, что Бог стал человеком, то для него это будет звучать, как хула. Для нас это догмат, от которого мы никогда не откажемся, но мусульмане, к сожалению, принять это не могут. Но сила мусульман, которая сейчас выражается и в делах не добрых, в том, что из ислама выходят террористические группы экстремистские. Ведь, обратите внимание, человек, который обмотал себя динамитом и взорвался в толпе женщин и детей, он убежден, что он это делает ради Бога. Он убежден, что он делает доброе дело. Вот мы часто говорим: «когда человек делает зло, то его совесть всегда подскажет ему, что он делает что-то не правильно». В большинстве случаев, но не всегда!
И эти террористы, это те люди, которым совесть ничего не подсказывает. Это люди с «промытыми» мозгами, которые убеждены, что они делают доброе дело, ради Бога, ради Аллаха, того же самого Бога, которого ислам отождествляет с истинным Богом – Творцом. И в этом проблема. Потому что эти маленькие уклонения, могут привести к большим неприятностям. Все зависит от того где мы стоим: если мы стоим очень далеко от Бога, тогда можно стерпеть какие-то небольшие уклонения. Но чем ближе мы подходим к делу, к осознанию и воссоединению с Церковью, тем опаснее становятся ошибки.
— В чем разница, когда человек подходит близко к Богу, и когда стоит далеко?
— Мы с Вами упоминали инославные конфессии и римо –католицизм, и вот это омерщвление, отказ от того фундаментального факта, что Бог стал человеком, чтобы человек стал подобен Богу. Что жизнь наша земная, есть движение к небу. Что цель нашей жизни – это воссоединение с Богом. Оно, как правило, полностью исчезает из сознания людей не православного исповедания. Трудно сказать, католики и римо-католики – народ очень разный. Может быть, просто в силу большого размера, разброса Римско-католической Церкви по всей земле. Там диссидентов, инакомыслящих – очень много: одни могут придерживаться одних позиций, другие других.

27 марта 2015 в 09:26

Спасибо.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Собаки...

    Сообщество