- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 599
- |
- Видео 196
- |
- Мероприятия 8
Мы читаем в календарях предписание о сухоядении, посте без рыбы, например, с вином или с рыбной икрой. Спрашивается, как это исполнять? Мысля аккуратно и последовательно, мы понимаем, что нужно сначала прояснить источники. Откуда эти предписания попали в календарь? Мы идем по следу и находим книгу «Типикон» — текст, который сформировался и был принят в конце XVII века в Русской Церкви.
Открываем эту книгу, читаем и видим, что это монашеский устав. Там первые главы все посвящены тому, как жить в общежитии, как отставлять жезлы во время службы, где брать одежду, как лечить брата, описывается общее владение имуществом. Это устав мужского монастыря. Мы задаем себе вопрос: какое это отношение имеет ко мне, например, мирянину или монахине?
Дело в том, что восточная монашеская традиция знает огромный ансамбль разных уставов, отсюда и происходит фраза «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Может быть, было принято какое-то положение общецерковное, которое обязало всех чад Русской Церкви следовать именно этому уставу? Нет, такого тоже не было.
Значит, не надо так поститься? А как надо? Мы сейчас находимся в некоторой канонической растерянности, потому что нет даже определения, что такое постный продукт. У нас есть некоторая не очень проясненная традиция, которая сформировалась на Востоке, где совсем другой ритм питания, другие условия жизни и прочее. Какое это отношение имеет к нам?
И поэтому для себя я вывел совершенно простые правила:
✅ «Типикон» — книга старинная, и мы должны ей руководствоваться, уважать ее, но не как правило к поведению, а как ориентир в том, чтобы самому искать свою собственную меру поста.
✅ Нужно ориентироваться на практику поста в вашей общине, в вашем храме, где вы молитесь. Есть ваш настоятель, есть ваш духовник — надо советоваться с ним, сверять поиск своей меры поста с руководством духовника и рекомендацией этой святой книги.
✅ Но третий момент — самый главный для меня. Самая суть, сердцевина, зачем нужно поститься. Не потому, что Бог был вегетарианцем или мы против, например, поедания рыбы, мяса. Разные мотивы можно подыскать. Дело совсем в другом. Формула поста — это два «с» — скромность и сдержанность.
Постом мы не едим эти продукты не потому, что они как-то влияют на нас. Мы сейчас знаем о медицине и о влиянии их на наш организм гораздо больше, чем самые святые из святых отцов. Мы уже прояснили, что орехи влияют гораздо хуже на аскетов, чем куриное мясо. Но дело совсем в другом. Пост в древней Церкви воспринимался как время скромности.
Я, например, считаю, что молоко — это постный продукт, потому что это дешево. И я вам признаюсь, что даже Великим постом — не всегда, но в простые дни — я утром ем кашу на молоке. Потому что до этого целые года я страшно мучился, у меня постоянно были проблемы с желудком. Но живу я в монастыре, и там что на трапезу поставили, то и поставили. В конце концов, я нашел вот эту простую формулу: утром я ем кашу на молоке, и у меня нет никаких проблем с желудком в течение дня.
Я должен есть в свое время вот эту простую пищу, ни на что не претендуя. Или я буду искать какие-то устрицы, кальмары, экзотические грибы и потрачу на эту пищу гораздо больше и времени, и денег, чем в непостные дни. Если ваша постная пища стоит дороже, чем скоромная, значит, вы не поститесь. Если вы объедаетесь постной пищей так, что вам нужно поддерживать живот, когда вы бежите за троллейбусом, вы не поститесь.
Сдержанность, с одной стороны, с другой — скромность. И это просто ориентиры. У меня нет категорического ответа, как поститься. Я думаю, что в ближайшее время у нас в Церкви сформируется богословская каноническая комиссия, которая выработает какой-то современный устав поста, где будет отделен пост монашеский от поста для мирян, где будет прописано, что мы считаем постными продуктами и каков пост для беременных, для больных, для путешествующих.
Это необходимо, потому что мы — Русская Православная поместная Церковь. Мы имеем полное право, не спрашивая другие православные общины, не спрашивая у старших братьев, сами сформировать устав поста, руководствуясь своей традицией. А потом они пускай у нас даже консультируются. Есть у нас еще в Русской Церкви какой-то церковно-национальный комплекс неполноценности — перед греками, перед дивным византийским прошлым. Это неправильно.
Чисто практическая задача — снять хотя бы комплекс вины с людей, которые не могут выполнять этот устав, но хотят поститься.
Они не постятся не потому, что они кощунники какие-то. А потому, что это просто невозможно. Ты днями только и думаешь: «Как это съесть?» Ты его туда — а оно обратно! А потом как это заесть таблеткой омепразола, чтобы не болело? А потом что делать, каким святым молиться, чтобы оно вернулось, понимаете, в природное свое состояние? Это бесконечная история.
И спрашивается, чего мы себя изводим, если это даже не общецерковно принятый документ? Это какое-то сплошное недоразумение.
Подчеркиваю: я консервативный человек, я сторонник традиции, никакой я не обновленец. Просто к чему я призываю всех и себя в том числе — к здравому смыслу.
Архимандрит Савва Мажуко
"Во всем нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность - царица добродетелей. Если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет. Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, есл...
Развернуть
"Во всем нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность - царица добродетелей. Если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет. Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, если не поест пару раз в день, свалится и умрет." Архимандрит Клеопа (Илие).
Свернуть
Просто пост не приходит сразу к человеку, нужно время, чтобы человек стал через церковь духовнее, иногда на это уходят многие годы.
Ко всему нужно подходить с рассуждением, а то так и запоститься можно...