Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Насколько часто следует причащаться по церковным правилам?

Вопрос: «В апостольских правилах сказано о том, что христианин, не причащающийся три недели подряд – исторгается из церкви, а христианин, присутствующий на литургии и не хотящий причащаться – должен уйти из храма. Так ли это?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Все правила, которые существуют в церкви – всегда соотносятся с тем временем, в котором они установлены, и обстановкой!

Особенно хочу сказать о причащении за каждой литургией. Да, было время особых духовных дарований, без которых (например, в первом веке) христианство было бы уничтожено! Стерто с лица земли! Скажите: кто бы решился стать христианином, увидев, как в цирке звери растерзывают христиан? Да никто бы и ни за что! Лишь услыхал бы – и тут же в страхе бежал бы! Только благодаря чрезвычайным дарованиям, которые получали первые христиане – христианство не было уничтожено еще в первом столетии!

Какие это были дарования? Во-первых, дарование необычайной радости! А так же дар исцеления, дар прозрения, дар пророчества, дар языков и так далее. Только благодаря этим потрясающим дарованиям, которые поражали окружающих людей – христианство не только сохранилось в истории, но и распространилось по Римской империи! Иначе – оно было бы уничтожено!

Правила, о которых говорится в вопросе – это правила первых столетий, которые соотносились с жизнью той эпохи. В наше же время надо смотреть в первую очередь за тем, чтобы причащение не оказалось нам в суд и осуждение! Надо внимательно смотреть за тем, чтобы я – более или менее – но мог подготовиться к святому причащению, а не подойти просто так, чтобы потом в меня, как в Иуду, не вошел бы сатана.

Поэтому строгие предписания – причащаться каждую литургию – сейчас уже не могут быть применимы к нам. Но если я чувствую, что не могу причащаться – значит ли это, что я не могу и ходить к литургии? Что лучше: пойти к литургии и не причаститься, или я не только не причащусь, но и не пойду к литургии? Церковь на это сказала: нет, ты побудь хотя бы на литургии! То есть литургия для данного человека является уже богослужением, за которым он может помолиться, покаяться и побыть с Богом. Поэтому в столь строгом виде это правило в наше время уже не применимо, но оно напоминает нам о том, что долгое не причащение – это явное свидетельство охлаждения человеческой души. А поэтому мы должны, насколько это возможно, причащаться чаще.

Но удивительные вещи можно прочитать, например, в дореволюционных источниках: причащаться – хотя бы раз в год. Или – во время четырех постов. И вы прочтете это не у кого-нибудь, а у митрополита Филарета (Дроздова): «Хотя бы – каждый пост! Но хорошо бы – каждый месяц».

Всё зависит от того, в каких условиях мы находимся. К этому же можно еще добавить и то, что иной раз налагают бремена неудобоносимые на готовящихся к причащению. Например, то, что соответствует монастырской жизни (допустим, трехдневный пост перед причастием) – едва ли может подойти каждому мирянину, который находится в условиях работы и других обстоятельств мирской жизни. В этих условиях – хотя бы один день. То есть все эти ограничения – должны быть разумными! Для многих людей трехдневный пост является большим препятствием. И священники об этом знают. Ну не может иной человек поститься три дня! Это надо учитывать. И вот здесь священник – зная человека и говоря с ним – может регулировать количество дней подготовки.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем