Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Почему в нашей церкви существуют дополнительные условия для причастия?

Вопрос: «Ваше отношение к дополнительным условиям для причастия: правила, пост, исповедь. Ведь этого, насколько мне известно, нет в Греции, в такой же православной стране. Не являются ли эти условия противоречием и дополнительной искусственной трудностью?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– «В Греции – уже! – этого нет» – вот так надо было написать. Уже нет – хотя и было всегда. Медики говорят, что есть лекарства, которые нельзя принимать, если человек перед их приемом поел какой-нибудь жирной пищи – лекарство в этом случае может стать ядом, и человек может отравиться или даже умереть! Если врач скажет: «Нельзя ни в коем случае!» – это мы понимаем. Надо же, какие дополнительные условия странные!

Апостол Павел пишет: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Прямо, как с лекарствами! «…Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», – апостол Павел даже предупреждает об этом!

Что же это за условия, которые необходимы? Самое главное, конечно, состоит в следующем. Первое. Я знаю – к чему я подхожу! И я – в это верю. Не надо причащаться, если нет веры. Я верю, что я причащаюсь Христа – и душой, и телом.

Второе. Я должен причащаться с осознанием того, кто я есть в настоящем состоянии. А кто же я есть? Такой «святой», что приходится говорить: «Не тронь, а то пойдет вонь!» Если я этого не осознаю, если я этого не вижу – и приступаю: «Господи, я осознаю – кто я есть! Я причащаюсь только потому, чтобы Ты хоть немножко помог мне своей благодатью!» Если я причащаюсь со смиренным чувством осознания своей негодности – это будет, конечно, достойное и полезное причащение. Такое причащение действительно будет во благо душе и телу.

Для того, чтобы хоть немножко человек осознал себя и пришел в это чувство, требуется молитва. А какое содержание у всех молитв? Покаянное! На исповеди перечисляешь грехи и думаешь: «А чего это я? В общем-то, я особенно и не грешный… Раз–два – и грехов-то у меня больше нет…» А начинает священник читать – батюшки, мои! И правда! И в том, и в другом, и в десятом – грешен!

Если говорить о посте, то разве мы не знаем, что «сытое брюхо к учению глухо»? А уж к молитве – в квадрате! Вот почему требуются пост, молитвы и исповедь. Не смотрите на Грецию, а вернее – посмотрите и увидьте, что было у нас до революции: обмерщвление церкви!

Что на Западе творится? Я сижу в ресторане с католиками: едим, пьем, шутим. И одна католичка меня спрашивает: «Профессор, Вы на мессу пойдете с нами?» Я говорю: «Как? Неужели, Вы причащаться будете?!» – «Да, конечно! Папа разрешил один час поста! Пока мы дойдем до костела – час и пройдет». Мы этого хотим?

Русская традиция уже трещины дает, хотя мы еще и держимся. Уже некоторые священники на Пасху, на Рождество призывают всех причащаться. А что пишет Иоанн Златоуст? «Достойное причащение бывает не редко, и не часто, и не в праздники, а только тогда, когда ты подойдешь к нему с сердцем сокрушенным и смиренным». При чем тут праздник? Если праздник – значит, я могу и к президенту наведаться? «Здравствуйте, господин президент, я к вам пришел!» Можно ли это? Все скажут: «С ума сошел!». Да никто и не пустит! «А почему? Праздник же!» Это мы понимаем… А к Христу – не к президенту, а к Христу! – прийти в праздник можно. Без исповеди, безо всего! Шаляй-валяй – сегодня Пасха! И таких простых вещей мы не понимаем?!

Мы принимаем величайшее таинство – мы приступаем к самому Христу! Надо же просто осознать и понять – с каким благоговением мы должны подойти! Но не может быть ни благоговения, ни молитвы, ни покаяния, если мы не подготовимся перед причастием. И именно для этого установлены и исповедь, и пост, и молитвенные правила. Ну, как же можно в грязных сапожищах заявиться – и только потому, что сегодня Рождество или Пасха?

А вообще-то, знаете ли… Здо́рово придумали! Можно без исповеди, два раза в год – на Рождество и на Пасху – причащаться! Да и хватит, пожалуй, не правда ли? Забыли, что исповедь – это великое благо! Благо, когда перед лицом священника, как свидетеля, я могу назвать хотя бы самое-самое, что мучает мою совесть. Хотя бы немного пересилить себя – и покаяться.

Святые Отцы запрещают безраздельное, свободное причащение, когда подходит, кто хочет. Еще раз повторю слова святого Иоанна Златоуста: «Редко надо причащаться? Нет. Часто надо причащаться? Нет. В праздники надо причащаться? Нет». Мария Египетская причастилась всего два раза за свою жизнь, а Иоанн Кронштадтский чуть ли не каждый день причащался. И кому следовать?

Когда начинают на кого-то ссылаться – надо нам не подражать этим образам, а следовать великому слову Златоуста: не редко, не часто, не в праздники, а тогда, когда мы можем подойти к причастию – подготовившись, осознав себя, собравшись в себе самом. Только так!

27 февраля 2015 в 17:24

Спаси Господи!!! Было очень полезно....

28 февраля 2015 в 06:32

Надо же: в который раз одно и то же, казалось бы...
А Всё польза!
Спасибо.

01 марта 2015 в 15:55

Хорошо сказал профессор (кроме о ресторане) !
---
У нас - "условия, которые необходимы",
а у них - "дополнительные..", т.е. не важные..
---
*..Ведь этого, ..., нет в Греции, в такой же православной стране. *
---
В Греции уже нет такого же Православия,
кроме как на Святой Горе Афон.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем