Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

В чем различие концепций пресуществления и преложения Святых Даров в евхаристии?

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДА сторонников концепции пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Суть очень проста. Концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело. Не мертвое же тело Христа? Не мертвое, то есть – в Самого Христа. В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходит изменение материи, а затем мы с вами причащаемся. Извините – это ужасные слова, и я не могу без содрогания их произносить, но там написано: «невареное мясо». И это называется – причащение. Вот в чем суть доктрины пресуществления.

Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения (то есть хлеб причастия) – не простой хлеб, но соединенный с Божеством». То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа. Поэтому мы причащаемся – Самого Христа! Поэтому хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа – становятся Его плотью! Не – мясом, а – плотью! Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления – «атомистическим чудом», при котором атомы как будто бы превращаются один в другой.

Вот в чем разница между этими двумя концепциями. И Вы правы: многие преподаватели сейчас возвращаются к этой католической доктрине, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами. Но целый ряд наших профессоров (и я в их числе) выступили, сказав, что для нас – это неприемлемо! Никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит! Евхаристия называется – бескровной жертвой! Если же хлеб превращается в настоящее Тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной. И кем же тогда мы становимся? Вот в чем суть разногласий.

Остается только удивляться тому, что мы вдруг стали слышать, будто бы между православным и католическим пониманием евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие! Нет материальных превращений! По-моему, это своеобразное наследие материализма – когда первичным считается всё материальное.

Святой Григорий Нисский пишет: «Тело Христово – это хлеб и вино». А теперь-то уж и физика говорит: сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же! Так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть – Телом и Кровью! Почему мы называем – истинным? Потому что это – Христос! Вот в этом вся суть.

Посмотреть предыдущие комментарии
09 марта 2015 в 16:16

Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?


"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, ...

Развернуть

09 марта 2015 в 17:14

------------------------------
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ
СЕКРЕТАРИАТ УЧЕНОГО СОВЕТА
В (496) 540-53-43 fax: (496) 540-31-60 e-mail sovet.mda@gmail.com
141300, Московская обл. г. Сергиев Посад Лавра, Академия
20 сентября 2007 г.
Исх. № 177
ЕГО ВЫСОКОПРЕОС...

Развернуть

09 марта 2015 в 17:21

Возможно, некоторым гордыня мешает признавать свои заблуждения,
таково уж ее свойство..

09 марта 2015 в 17:25
Василий# 09 марта 2015 в 16:16

Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?

"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, ...

Развернуть

Василий, если нужно, могу перевести фотосканы этих документов
в текст в формате '.docx'

09 марта 2015 в 18:46
Аккаунт удален# 07 марта 2015 в 23:50

Алексий (негоден), да, я поняла, что официальный. Я уже читала

Марина, тоже неубедительно ?
Остерегайтесь сотворить себе кумира..

09 марта 2015 в 18:57
Алексий (негоден)# 09 марта 2015 в 17:25

Василий, если нужно, могу перевести фотосканы этих документов
в текст в формате '.docx'

Алексий (негоден), благодарю, не надо.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности