

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
В чем различие концепций пресуществления и преложения Святых Даров в евхаристии?
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДА сторонников концепции пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Суть очень проста. Концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело. Не мертвое же тело Христа? Не мертвое, то есть – в Самого Христа. В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходит изменение материи, а затем мы с вами причащаемся. Извините – это ужасные слова, и я не могу без содрогания их произносить, но там написано: «невареное мясо». И это называется – причащение. Вот в чем суть доктрины пресуществления.
Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения (то есть хлеб причастия) – не простой хлеб, но соединенный с Божеством». То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа. Поэтому мы причащаемся – Самого Христа! Поэтому хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа – становятся Его плотью! Не – мясом, а – плотью! Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления – «атомистическим чудом», при котором атомы как будто бы превращаются один в другой.
Вот в чем разница между этими двумя концепциями. И Вы правы: многие преподаватели сейчас возвращаются к этой католической доктрине, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами. Но целый ряд наших профессоров (и я в их числе) выступили, сказав, что для нас – это неприемлемо! Никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит! Евхаристия называется – бескровной жертвой! Если же хлеб превращается в настоящее Тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной. И кем же тогда мы становимся? Вот в чем суть разногласий.
Остается только удивляться тому, что мы вдруг стали слышать, будто бы между православным и католическим пониманием евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие! Нет материальных превращений! По-моему, это своеобразное наследие материализма – когда первичным считается всё материальное.
Святой Григорий Нисский пишет: «Тело Христово – это хлеб и вино». А теперь-то уж и физика говорит: сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же! Так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть – Телом и Кровью! Почему мы называем – истинным? Потому что это – Христос! Вот в этом вся суть.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Skype
- Telegram
- LiveJournal
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Blogger
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Интересные личности
- Протоиерей
- Священник
- Митрофорный протоиерей
Доброе утро
Молитвенное правило

Вопросы батюшке
Задай свой вопрос


Заказать молебен
Святителю Луке (Войно-Ясенецкому)

Патриарх Кирилл
Страница Патриарха

Молитва по соглашению

Наши проекты

Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Наша статистика
- Регистраций287517
-
Посетителей324986
- Священников1171
- Храмов всего19736
- Активных храмов12234
Все права защищены
Правила | О нас | Партнеры
Служба поддержки | Разработчикам | Мобильная версия
Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?
"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, ...
Развернуть
Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?
"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, прежде всего, тайна такого духовного изменения Даров, когда призыванием Святого Духа они становятся одно с Телом Христовым, не изменяя сущности своего естества (не пресуществляясь), но приобретая все богоспасительные свойства Его Тела, и потому являются тем истинным Телом и истинной Кровью Господа нашего Иисуса Христа, которые соединяют причащающегося с Богом Словом воплощенным.
Таким образом, святоотеческое учение о преложении святых Даров совершенно иное по сравнению с чисто рассудочной католической идеей пресуществления, сводящей Евхаристию к какому-то действу превращения одной материальной сущности в другую. Но учение о преложении отлично и от протестантских воззрений на Евхаристию, которая понимается или как воспоминание о Тайной Вечере, или как присутствие Христа в Дарах лишь во время причащения - impanatio. В обоих случаях хлеб и вино остаются лишенными главного – их нераздельного и неразлучного единения с Божеством Христа, благодаря которому только Евхаристические Дары и становятся истинным Телом и Кровью Христовыми".
http://theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=255
Свернуть
------------------------------
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ
СЕКРЕТАРИАТ УЧЕНОГО СОВЕТА
В (496) 540-53-43 fax: (496) 540-31-60 e-mail sovet.mda@gmail.com
141300, Московская обл. г. Сергиев Посад Лавра, Академия
20 сентября 2007 г.
Исх. № 177
ЕГО ВЫСОКОПРЕОС...
Развернуть
------------------------------
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ
СЕКРЕТАРИАТ УЧЕНОГО СОВЕТА
В (496) 540-53-43 fax: (496) 540-31-60 e-mail sovet.mda@gmail.com
141300, Московская обл. г. Сергиев Посад Лавра, Академия
20 сентября 2007 г.
Исх. № 177
ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ, МИТРОПОЛИТУ МИНСКОМУ И СЛУЦКОМУ, ПАТРИАРШЕМУ ЭКЗАРХУ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СИНОДАЛЬНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ
КОМИССИИ
Ваше Высокопреосвященство!
В ответ на Ваше письмо от 11 июня 2007 г. (исх. № 88) о подготовке отзыва Московской Духовной Академии на итоговый документ Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» сообщаем, что решением Общего Собрания Корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии (журнал № 4 от 13 июня 2007 г.) была создана рабочая группа в составе засл. проф. М.С.Иванова (председатель), прот. проф. Максима Козлова, засл. проф. А.И.Осипова и проф. прот. Владислава Цыпина, которой было поручено разработать проект отзыва на вышеуказанный документ и представить Ученому Совету для утверждения.
Рабочая группа разработала два текста, которые и были озвучены на Общем Собрании Корпорации 29 августа 2007 г. (тексты даны в
Приложении). Первый отзыв, подписанный председателем заслуженным профессором М.С. Ивановым, засл. проф. А.И.Осиповым и проф. прот. Владиславом Цыпиным, зачитал председатель рабочей группы засл. проф. М.С.Иванов. Второй отзыв был озвучен профессором прот. Максимом Козловым, автором текста. После краткого обсуждения текстов отзывов было предложено провести тайное голосование среди членов Совета, целью которого было определение предпочтений среди профессорско- преподавательской корпорации Московских Духовных школ. По результатам тайного голосования отзыв, озвученный засл. проф. М.С.Ивановым, поддержали 7 членов корпорации, отзыв, озвученный проф. прот. Максимом Козловым, поддержали 36 членов корпорации, воздержались от голосования 9 членов корпорации. Всего голосовало 52 человека.
Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства,
Секратарь Ученого Совета
Московской Духовной Академии
протоиерей (Павел ВЕЛИКАНОВ)
...
ОТЗЫВ № 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии, проходившей 2-9 ноября 2006 года в г.Братиславе
(Словакия).
...
. Из текста документа не понятно, какие новые аргументы были приведены лютеранскими теологами православным собеседникам, но для православного богословия подобное «соглашение» порождает ряд серьезных богословских проблем:
а) Оно не согласуется с евангельским учением о Евхаристии. Господь заповедует вкушать Его реальную плоть и кровь, а не освященные (обоженные, воипостазированные, соединенные с Его человечеством) хлеб и вино. Господь Сам указал Своим ученикам на сущность Святых Даров: «сие есть тело Мое... сия есть кровь Моя». Он не сказал, что вместе с Его телом и кровью пребывает еще нечто, например, хлеб и вино (в этом случае Он сказал бы: «в сем есть тело.» или «вместе с этим есть тело.», или «под этим есть тело.» и т.п.). Всякое несобственное понимание Его плоти и крови в Евхаристии Господь отвергал как маловерие (Ин. 6, 48-71).
б) Противоречит святоотеческому учению. Для святых отцов после освящения уже нет хлеба и вина, а лишь тело и кровь Христовы
под видами хлеба и вина. Приведем несколько примеров:
Свт. Кирилл Иерусалимский: «(после претворения - докл.) видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова». «Во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы приобщившись тела и крови Христа, соделался ты Ему сотелесным и сокровным». «Хотя чувство тебе и представляет сие (хлеб и вино - докл.), но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы».
Свт. Григорий Нисский: «силою благословения естество (φυσιγ) видимого (хлеба и вина) обратив (μεταστοιχειώσας) в тело и кровь». Слово μεταστοιχειώσας означает «менять элементарную основу», «изменять по существу», то есть пресуществляться.
Свт. Амвросий Медиоланский: «сила благословения более,
нежели сила природы: ибо благословением и сама природа
изменяется». В Литургии свт. Амвросия Медиоланского есть такие слова: «тело Твое существенно ястся и кровь Твоя существенно пиется».
Пр. Иоанн Дамаскин: «самый хлеб и вино изменяются в тело и кровь Бога». Святой отец, описывая состояние евхаристических Даров категорически исключает идею «сосуществования» (consubstantiatio): «хлеб предложения и вино, и вода, чрез призывание и пришествие Святаго Духа, преестественно изменяются в тело Христово и кровь, и не суть два (т.е. тело Христово с хлебом или кровь Христова с вином - докл.), но единое, и то же самое».
в) Перечеркиваются постановления ряда Церковных Соборов, воспринятых всеми Поместными Церквями (1639, 1642, 1672, 1691 гг.).
г) Подрывается вера в святость Церкви, ибо получается, что
много столетий в ней исповедуется ошибочное учение о Евхаристии.
...
Выводы
Православные участники совещания в догматическом плане сделали очень большой шаг навстречу лютеранским теологам. Несомненно больше, чем их партнеры по диалогу, которые ни в чем принципиальном не
отступили от своих евхаристических представлений XVI в., сформулированных в их символических книгах («Большой катехизис» Лютера (1529 г.), «Апология Аугсбургского исповедания» (1530 г.) и «Формула согласия» (1580 г.)). Компромисс православных участников совещания сколь велик, столь и неожиданный и явно заступает за грань догматических положений Православной Церкви. Позиция православной стороны выглядит непоследовательной и дискредитирует Православную Церковь. Сравнительно недавно на подобных встречах православные богословы заявляли противоположные взгляды: «Церкви - Православная, Римо-Католическая и дохалкидонские - исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное тело и истинную кровь Иисуса Христа». На другом межцерковном собеседовании православные так же свидетельствовали: «На Тайной Вечери “благодарение” производит
таинственное “превращение” хлеба в тело и вино в кровь Христову, на что Он Сам ясно указывает: Сие есть тело Мое... и сия есть кровь Моя... Таким образом, мы видим, что уже при первом совершении Евхаристии Самим Господом нашим Иисусом Христом произошло то таинственное явление, которое впоследствии получило название “пресуществление ”... Восточная Церковь вполне согласно с Западной всегда признавала это твёрдо и определённо, без каких-либо оговорок и символизма. Выражаясь философски, можно сказать, что хлеб и вино, оставаясь видимо неизменными, сохраняют свои акциденции (всё случайное), тогда как их субстанция невидимо прелагается в тело и кровь Христовы. Таким образом, тело и кровь Христовы здесь являются под видимыми образами хлеба и вина».
Отдавая должную дань уважения богословской оригинальности авторов документа, объяснение Евхаристии, представленное в нем как православное учение, больше напоминает протестантскую концепцию о «сосуществовании» (consubstantiatio), чем традиционное православное учение, утвержденное решениями Соборов и свидетельствами святых Отцов.
В отношении термина «пресуществление» православные участники совещания полностью перешли на лютеранскую позицию. Почему это произошло - из текста документа не понятно. Однако не трудно предположить, что если бы подобная позиция была широко озвучена в православной среде, то могла бы вызвать острую негативную реакцию. Подобный прецедент имеется в церковной истории. Когда святитель Геннадий Константинопольский - принципиальный оппонент католиков, в середине XV в. стал использовать термин «пресуществление» (греч. - μετουσίωσις, лат. - transsubstantiatio) для изъяснения православного учения о Евхаристии - это было воспринято положительно. Когда же в 1633 г. было опубликовано на греческом языке «Исповедание христианской веры» патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса, содержащее в себе протестантское учение о Евхаристии («Мы признаем в Евхаристии присутствие истинного и реального тела Христова, то, которое вера нам дает, но не то, о котором учит пресуществление»), - это «Исповедание» вызвал бурю возмущения, собирались соборы, уже упомянутые нами, отстаивавшие православное понимание «пресуществления», патриарх Кирилл потом публично отрекался от этой книги. Дай Бог, чтобы подобное в истории Православной Церкви больше не повторилось.
...
------------------------------
Свернуть
Возможно, некоторым гордыня мешает признавать свои заблуждения,
таково уж ее свойство..
Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?
"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, ...
Развернуть
Совместное заявление Православно-лютеранской комиссии «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Цитата из доклада проф. А.И. Осипова.
А. Осипов, проф. Μεταβολή (преложение) или transsubstantiatio (пресуществление)?
"... Как видим, православным термином «metabol»-преложение» выражается, прежде всего, тайна такого духовного изменения Даров, когда призыванием Святого Духа они становятся одно с Телом Христовым, не изменяя сущности своего естества (не пресуществляясь), но приобретая все богоспасительные свойства Его Тела, и потому являются тем истинным Телом и истинной Кровью Господа нашего Иисуса Христа, которые соединяют причащающегося с Богом Словом воплощенным.
Таким образом, святоотеческое учение о преложении святых Даров совершенно иное по сравнению с чисто рассудочной католической идеей пресуществления, сводящей Евхаристию к какому-то действу превращения одной материальной сущности в другую. Но учение о преложении отлично и от протестантских воззрений на Евхаристию, которая понимается или как воспоминание о Тайной Вечере, или как присутствие Христа в Дарах лишь во время причащения - impanatio. В обоих случаях хлеб и вино остаются лишенными главного – их нераздельного и неразлучного единения с Божеством Христа, благодаря которому только Евхаристические Дары и становятся истинным Телом и Кровью Христовыми".
http://theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=255
Свернуть
Василий, если нужно, могу перевести фотосканы этих документов
в текст в формате '.docx'
Алексий (негоден), да, я поняла, что официальный. Я уже читала
Марина, тоже неубедительно ?
Остерегайтесь сотворить себе кумира..
Василий, если нужно, могу перевести фотосканы этих документов
в текст в формате '.docx'
Алексий (негоден), благодарю, не надо.