- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Какова точка зрения православия на само существование денег?
Вопрос: «Хочется узнать точку зрения православия на само существование денег».
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Дело не в деньгах, а в отношении к ним. Меч – обоюдоостр. Я могу им защищать, а могу и нападать. Могу творить добро, а могу творить зло.
Всё зависит от нашего отношения к деньгам. Кстати, знаете, что такое грех? Грех – это то, что вредит человеку. Вот я кому-то завидую – и я же зеленею. Я ему завидую, а он где-то на берегу Красного моря наслаждается. А я тут – весь зеленею. Интересно – и какое счастье у меня? Это яркий пример того, что такое грех.
Оказывается, то, что христианство называет грехом – ранит, губит, убивает человека. Я ненавижу. Кто страдает? Тот, кого я ненавижу, или я сам? Прежде всего – я страдаю. Оказывается, когда я ворую – я себе подкладываю мину. И не важно – здесь раскроется мое преступление или там. Если здесь, то, слава Богу, что я еще здесь пострадаю за это зло, то есть произойдет некое лечение. И, избави Бог, если я перейду туда и мне придется потом перед лицом самой Истинной Святыни позорно предстоять перед всеми. Грех – это рана, наносимая человеком самому себе. Вот что называется грехом.
Только христианство смотрит немного глубже, чем обычно. У нас – что такое грех? Убить, украсть, ограбить, изменить. А дальше я и не знаю, какие еще грехи могут быть? Вот если я ничего из этого не делаю, то я уже – святой и можете меня в святцы заносить. Какой примитивизм!
А христианство говорит: если ты осуждаешь другого, то это означает простую вещь: «Я не такой, как он!» Видите, до чего я хорош в своих глазах? «О, Боже мой, до чего же я хорош! Я не такой, как он или как она! Я бы такого не сделал!» А сам прячется в душе: «А ведь я делал такое… Но никому не скажу, чтобы никто и не знал…» Ай-ай-ай…
Любой грех – это есть рана, которую я себе наношу. Если бы только люди это знали! Если бы мы знали этот реальный факт: всё то, что называется грехом – это есть удар по себе. Своего рода бумеранг.
Кажется, что деньги – вещь сама по себе бесстрастная, если только целью моей жизни не оказывается то, о чем писал американский автор Хилл в своей книге «Думай и богатей». Он писал, что ты никогда не разбогатеешь, если не приобретешь страсти к деньгам. И только страсть к деньгам дает тебе возможность разбогатеть. Делай деньги и богатей! Книга стала в Америке бестселлером! Сорок два издания были выпущены лет пять или шесть назад! Не знаю – сколько сейчас уже выпущено. Он утверждает, что ты никогда не станешь богатым, если не разовьешь свою страсть к деньгам почти до безумия. Вот в этом случае деньги – ужас!
У одного миллиардера рак горла, его кормят через отверстие… Ах, какой счастливый человек, не правда ли? Простой мужичишка, который выпьет пол-литра, закусит – и счастливый человек! А этот миллиардер? Мало ему жены – начинает поглядывать направо и налево… Жена уже что-то – не того-с… Давай ему гарем. Счастье! Боже мой, что только творится! В этом плане, конечно, деньги есть зло. Нечего об этом даже и говорить.
Но деньги могут быть и добром, когда они не являются самоцелью, и когда человек может помогать другим, пользуясь тем, что он имеет. Есть одна замечательная мысль у Иоанна Златоуста: «Твое только то, что ты отдал другим». То есть, когда я другому отдаю из чувства милосердия и сострадания, желания оказать помощь – то эти деньги становятся залогом моей вечности, а не этого момента. Вот, оказывается, каким благом могут быть деньги для человека.
Так что, как видите, деньги могут пахнуть, а могут и не пахнуть. По-разному можно к ним относиться, но, конечно, нужно признать бесспорный факт: очень трудно не развратиться, когда очень много денег. Не распуститься, не начать разваливаться морально.
Читая в очередной раз Новый Завет, меня потрясли слова апостола Павла: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии». А ведь действительно: надо суметь жить и не потерять своего человеческого достоинства – ни в скудости, ни в изобилии. Трудно, имея деньги, остаться в здоровой норме человечности, которая интуитивно присутствует в каждом человеке.
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
А у нас в России традиционный расход между скудостью и изобилием в Церковной жизни.С одной стороны--Нил Сорский, а с другой--Иосиф Волоцкий.И большинство ви- димо посередине.