- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 258
- |
- Мероприятия 0
Брак ― дело богочеловеческое. Слушать аудио лекции А.И. Осипова.
Сейчас современность такова: не знаю - кто, не знаю – почему. Вопрос, не знаю, какой больше – политический, философский, религиозный – не знаю. Но кто-то со всей мощью, потрясающей мощью международной силы пытается наполнить сознание людей гадостью, дьявольщиной, откровенной дьявольщиной, откровенным развратом. Кто-то буквально хочет человека превратить в скотину, убедить его, что ты – не человек. Кстати – обратите внимание. Вы знаете, что в России не было атеизма – он пришел с Запада. Вот если кто-то когда–то будет заниматься этой проблемой, то увидит, что все идеологи атеизма там возникли, сюда они к нам пришли как нечто не наше, чуждое. Оттуда они пришли. Теперь к нам идет еще больший ужас. Не случайно же говорят так, что даже атеизм советский, идеологический атеизм – даже он, пожалуй, был лучше, чем эта современная демократическая свобода.
Разнузданность. Уничтожаются те рамки, о которых я говорил, и человеку говорят: уничтожай, нет их, нет никаких рамок, это чепуха, это выдумки. Нет этого ничего. Вот идет сейчас какая волна на человека.
Какое это имеет отношение к семье? Самое большое и самое непосредственное. Это, то без знания чего мне кажется, что мы не сможем даже правильно ориентироваться в современном подходе к этому очень важному вопросу. Ведь как закладывается семья, с чего она начинается - эта семья? Семья - это совсем не сладкая конфетка, и тем более – не таблетка гашиша. Семья - это хлеб, здоровый хлеб, который естественен человеку, по крайней мере – самому основному количеству людей. Я не говорю о монашестве - это особая тема, не буду говорить об этом. Это действительно, то здоровое явление, которое присуще человеку как таковому, изначала это устроено, соответствует его естеству, его природе. Но, как и все прочее, эта драгоценность находится в границах, поскольку и сам человек находится в границах своего бытия.
Перед чем мы тут стоим, перед какими реалиями мы стоим здесь. Опять перед тем же самым. Есть брак, сопряженный с ответственностью, совместным трудом, совместными заботами, с совместной помощью. Я специально выписал одну мысль святого Григория Богослова – это один из выдающихся богословов IV века, который писал: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби, общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, а наоборот, более привязывает к нему».
Как здорово написано, сколько сразу затронуто вопросов таких. Супружество - это естественное, находящееся в рамках нашего естества, нашей природы, соответствует ей. Это, если хотите - норма нашей человеческой жизни, как таковая.
Поэтому, с одной стороны, хочу сказать: до чего кажутся безумными, отвратительными те вещи, которые восстают, когда восстают против брака, называют его за это чуть ли не скверной. Когда мы слышим, что брак это только допущение, снисхождение к человеку. Ничего подобного. Это вовсе не допущение, вовсе не снисхождение - это естественная вещь. А вот что-то другое – о том, надо еще подумать, в какой степени оно хорошо или плохо.
Обратите внимание, что сейчас семья, как нормальное явление начинает рассматриваться, как одна из форм совместной жизни. Вот сейчас у нас еще можно осуждать то, что называется содомизмом – это пока еще. Пройдет год-два, и этого человека, который отсюда попытается это сказать, отдадут под суд. На Западе уже это идет, уже люди попадали под суд, уже снимали и снимают с должностей тех, кто думает протестовать против этого. До чего докатились уже! До извращений! С чего эти извращения? С жиру бесятся. Никогда этого не было в тех слоях населения, которые называются крестьянством, простыми рабочими. Где оно начиналось? В аристократии, так называемой творческой интеллигенции и прочее. С жиру бесятся. Посадить бы на голодный паек - и тут же все успокоятся. Очень простой рецепт.
Не менее аномальна и другая вещь, которая внедряется сейчас – это так называемая жизнь вне брака, жизнь по любви. Об этом стоить сказать особенно, потому что это очень серьезная вещь. Главное здесь, кажется все так хорошо - по любви же, что еще нужно…. Жизнь по любви, без какой либо ответственности. Никакой ответственности - сегодня полюбили, завтра повздорили - поищем другое. Никакой ответственности, никакой моральной ответственности, никакого обращения к Богу. Ведь если есть Бог - то как мы должны оценивать эти вещи? Какая-то глупость поразительная, ведь Бог же есть Любовь. И если Он установил брак, а не сожительство по любви, то надо подумать, а почему это, по какой-то причине, почему Он - любовь и вдруг запрещает любовь, в чем дело?
Вот здесь очень важен хотя бы элементарный психологический анализ этого явления. Учтите – не случайны же слова в Писании, мы же должны отнестись с полной ответственностью к словам Божественного откровения, которые говорят: «И будут два плоть едина». Любое соединение мужчины и женщины происходит и становится одно. А теперь разорвите. Вы видели когда-нибудь, слышали когда-нибудь – человеку, когда он сломал ногу или руку, делают операцию. Сделали операцию, потом смотрят - а рука срослась, да не так, вкривь и вкось. Что же делать-то? Придется ломать, и делать новую операцию. Правда, какое хорошее дело? Лучше не придумаешь, да? Вот что происходит в жизни, - так называемой без брака, а «по любви». Вот это сожительство есть то соединение, которое в конце концов требует повторной операции.
Вообще, не случайно же всегда во всех народах прелюбодеяние, например, каралось очень сильно. Особенно по отношению к женщинам эта суровость проявлялась. Как-то я даже прочитал: в Саудовской Аравии одну женщину закопали по шею в землю и побили камнями – даже такие вещи. В чем дело, почему особенно к женщинам? Я думаю, что они это знают. Они, если хотите, прежде всего, носители нравственности. Нравственности чего? – даже не своей просто, а нравственности народа, нации. В них по природе даже все это вложено в гораздо даже большей степени, хотя все являются ответственными, но особенно – женщины. Поэтому во всех народах всю историю мы наблюдаем это явление.
Есть в христианстве понятие такое, которое, сейчас если вы скажете какой-то публике нецерковной, вы увидите кривые усмешки свысока. Речь идет о целомудрии. Если развратному сказать о целомудрии, он скорчится, его физиономия вся искажается, он делает гримасу насмешки. Потому что это касается самого нутра его, самого нерва его жизни. Целомудрие – не думайте, что целомудрие только до брака – ничего подобного! Целомудрие в браке, рождение детей, в нормальной супружеской жизни. Целомудрие это не просто касается тела человека - совсем нет. Это понятие более широкое, потому что, знаете, какие бывают вещи - когда брак рассматривают как узаконенный разврат – и такое может быть даже. Одно дело – когда все совершается в естественном порядке, и вдруг можно все извратить, как верна есть мысль: нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы извратить. Понятие целомудрия касается целостности души, нравственной целостности души – вот о чем идет речь. Именно, и прежде всего, о нравственной целостности души. Тело - это уже как следствие естественное.
Так вот, Православие говорит об этом, причем настаивает на этом – почему? Пора же нам понять, что наш Бог - это не какое-то существо, которое сидит там-то, ничего не понимает и только думает - чем бы досадить людям, как бы им не дать счастья. Бог же Любовь есть. И если христианство утверждает, что целомудрие человека - то есть эта целостность нравственная, является необходимым условием его счастливой жизни, значит, это что-то очень многое. Что же значит?
Знаете, от какого слова происходит «разврат»? Я думаю, лучше всего, правда, не в прямом смысле это знают хирурги, когда им привозят человека после какой-то катастрофы развороченного. Развороченность. Разврат - когда самые низменные вещи вдруг выливаются наружу. Это отвратительно, это ужасно смотреть, содрогаются. Вот что такое разврат. Когда разворочен человек, как мы можем радоваться – как здорово живет, правда? - кишки наружу. Вот почему Бог говорит: берегитесь этих вещей, вы нанесете себе такой вред! Поверьте, хоть немножко поверьте Мне, - говорит Бог.
Надо же понять, что христианство называет грехом. Здесь очень важно знать, как исказилось это понятие. Возьмите западное понятие греха и восточное. Западное – то есть католическо-протестантское, которое идет прямо один к одному из иудео-языческого представления. И православное, которое носит совершенно иной характер. Там - на Западе, представление о грехе, как о виновности: я ехал, ну, нарушил, вот права, но я-то каким был, таким и остался, ну, я откупился, заплатил штраф, в конце концов. Каким я был, так всё и есть, правда же?
В Православии грех объясняется по существу, что это такое. Грех есть не что иное, как рана, которую я наношу себе. Рана. Бог говорит – не ходи по битому стеклу, босиком не ходи – ты пострадаешь очень здорово. Не ходи в ту пещеру оказывается, она радиоактивна, ты жестоко пострадаешь. Оказывается, всё то, что называют грехом - Божественное откровение. Это то, что Бог, обращаясь к человеку, умоляет его – человек, ты, к сожалению, еще не знаешь и не понимаешь, не делай этого, ты принесешь себе вред, который откликнется тебе в твоей жизни.
Вред, рана, несчастье – вот оказывается, что такое любой грех. Это несчастье, которое происходит с человеком. Будь осторожен. Как только мы говорим о проблеме семьи, как сильны здесь предупреждения Бога. Предупреждение от измены от добрачной жизни – сильнейшее предупреждение.
Измена – это рука срослась, потом мне опять ее ломают, опять вставляют на место. И так продолжается. Кончается ясно, чем: пошел кувшин по воду ходить - там ему и голову сломили. Очень хорошая народная мудрость. Это совершенно очевидная вещь, вот к чему ведет это.
То же самое – добрачная жизнь, к чему она ведет. Это – вещь в высшей степени серьезная. Из мира так называемой творческой интеллигенции, особенно артистического мира, то, что является фактом, который они уже не скрывают и говорят. Кончается тем - хотят полюбить, а любви нет. Увлечение, а любви нет. То, что когда-то пережили в молодости, когда действительно была любовь потрясающая – уже не возникает этого чувства.
Знаете, если был ожог кожи, то потом вместо кожи возникает такая пленка, которая уже - увы, - сама по себе не способна дать уже тех ощущений, которые даёт живая кожа. Грубеет душа, грубеет сердце, человек теряет самое главное, что есть у него в жизни на земле – способность любить. Любовь теряет человек. Добрачная жизнь – это, оказывается, очень опасная вещь. Она превращает человека в эгоиста. Он ищет развлечений, кем он становится? Учтите – это же процесс, он становится эгоистом. А кто такой эгоист? Он живет только ради одной цели - получить удовольствие – вот сейчас сию минуту и все. А потом….
Черствеет человек, его сердце черствеет. Он уже такой человек, который всегда способен на измену. Он в принципе уже изменник. Если он до брака так себя вел, то он в брак вступает изменником. Он сейчас вступил, кажется, а уже смотрит по всем сторонам. Он или она – неважно. Уже – по всем сторонам: а вот тут получше, а тут посимпатичнее. В принципе уже становится изменником. В принципе – уже человек, который не способен к семейной жизни. Он уже не знает, что такое семейное счастье, он же не будет способен иметь той радости, о которой говорят родители - радости любви к детям. Именно радости любви к детям.
Хочу обратить ваше внимание. Вы наверно, в Церкви иногда все-таки бываете. Я вот тоже очень часто хожу в Церковь. Правда, как ни приду, все «Христос Воскресе» поют. Почему – никак понять не могу. Что там такое? Очень часто бываю, да…. Вы, наверно, бываете в Церкви – может быть еще чаще, хотя чаще представить себе невозможно. Там очень часто повторяется слово «радость». Обратите внимание. Христианство - это действительно религия, которая вся обращена к этому, вся ведет человека к этому – ведет к радости. Все акафисты наполнены чем: «радуйся!» Христос по воскресеньям говорит: «радости». Все о радости все время говорится. Христианство – это религия, которая действительно дает радость человеку. Понятие о грехе - это не скорбь. Заповеди Божии - это не препятствие к вольной жизни, надо запомнить это. Это ни что иное, как помощь Бога, который говорит: «Не делай этого, если не хочешь себе зла». То, что говорят родители детям. То, что говорят воспитатели: «Нельзя так, ты что, знаешь, что будет? Не веришь?.. Ну, дай Бог тебе не испытать этого».
Вот, оказывается, какая вещь. Христианство всё наполнено радостью. И христианство утверждает, что брак - нормальный брак, нормальное установление семьи, - это есть дело Божие.
Брак - это есть дело богочеловеческое. Я хочу обратить на это особое внимание. Брак - это дело богочеловеческое. Это Таинство или тайна богочеловеческая. В каком смысле?
Очень часто задают вопрос – что такое промысел Божий? Что это такое? Это вот что такое. Бог, повторяю, - это не какое-то существо, где-то находящееся. Бог – обратите внимание, что написано в Евангелии, «дождит на праведных и на неправедных», то есть посылает дождь на праведных и неправедных. Это есть любовь. Вот как солнце освещает все - и прекрасные места и самые грязные места, постоянно действующий свет и тепло. Так и Бог есть постоянный источник любви, обращенной на человека.
Оказывается, эта любовь Божия, точнее – действие этой любви Божией, полностью зависит от нашего духовного состояния. Скажу совсем «ужасное»: Бог зависим от нас – его действие на нас.
Приведу пример. Действие врача чем обусловлено? Он хочет спасти человека. Чем обусловлено? Состоянием его здоровья. Одному дает таблетки сладкие, другому – горькие. Одному - припарки, третьему - операции, и так далее. Кажется, врач действует, а он полностью зависит от состояния человека. Промысел Божий в чем заключается? Это, действительно, действие Божьей любви, постоянное ее действие, но которое полностью обусловлено моим духовным состоянием.
Слушать аудио:
Проф. Алексей Ильич Осипов
Михаил, да какой такой ВАШ взгляд? Вы хотя бы семинарию заканчивали? Думаю если Вам устроить экзамен по катехизису, то вы его провалите с треском! Я полагаю наиболее опасным - делать такие выводы о профессоре, не имея понимания в этих вопросах.
Любимый, это ВЫ Михаил, потому, что трачу на Вас своё...
Развернуть
Михаил, да какой такой ВАШ взгляд? Вы хотя бы семинарию заканчивали? Думаю если Вам устроить экзамен по катехизису, то вы его провалите с треском! Я полагаю наиболее опасным - делать такие выводы о профессоре, не имея понимания в этих вопросах.
Любимый, это ВЫ Михаил, потому, что трачу на Вас своё время, а не Осипов!
Свернуть
Эдуapд, в семинарии не учился.Из катехизисов мне, по малограмотности моей, наиболее близок и понятен труд Святителя Димитрия Ростовского "Зерцало Православного Исповедания." В нем есть все, и в доступной для меня форме изложения.простите.
Петр, несколько лекций смотрел и, простите, не заметил..и какова это моя,"не совпадающая с основной общепризнанной, точку зрения."?то, что Осипов мирянин, возможно, имеющий заблуждения?
Валерий, я отвечал на оба ваших вопроса последовательно. Если для вас трудно разбираться, где на какой вопрос ответ, то, пожалуйста, спрашивайте в соответствии с вашими возможностями. А ваши непонятки относятся к слову "апологет" в понимании этого слова по-диссидентски.
Валерий, примите мои поздравления. :) Помощи Божией.Ангела Хранителя."Радуйтеся и веселитеся, яко мзда Ваша многа на Небесех."...Прошу прощения у оппонентов.
Комментарий был удален.
Розалия Сподвижник, к тому же без последней совершенно не имеет смысл продолжать разговор))
Ну что сказать!Алексей Ильич прав на все сто!
Возможно кому-то приятнее слушать с видеокартинкой. Для таких эта лекция: http://alexey-osipov.ru/faq/93/1823/