Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Алексей Ильич Осипов

Брак ― дело богочеловеческое. Слушать аудио лекции А.И. Осипова.

Сейчас современность такова: не знаю - кто, не знаю – почему. Вопрос, не знаю, какой больше – политический, философский, религиозный – не знаю. Но кто-то со всей мощью, потрясающей мощью международной силы пытается наполнить сознание людей гадостью, дьявольщиной, откровенной дьявольщиной, откровенным развратом. Кто-то буквально хочет человека превратить в скотину, убедить его, что ты – не человек. Кстати – обратите внимание. Вы знаете, что в России не было атеизма – он пришел с Запада. Вот если кто-то когда–то будет заниматься этой проблемой, то увидит, что все идеологи атеизма там возникли, сюда они к нам пришли как нечто не наше, чуждое. Оттуда они пришли. Теперь к нам идет еще больший ужас. Не случайно же говорят так, что даже атеизм советский, идеологический атеизм – даже он, пожалуй, был лучше, чем эта современная демократическая свобода.

Разнузданность. Уничтожаются те рамки, о которых я говорил, и человеку говорят: уничтожай, нет их, нет никаких рамок, это чепуха, это выдумки. Нет этого ничего. Вот идет сейчас какая волна на человека.

Какое это имеет отношение к семье? Самое большое и самое непосредственное. Это, то без знания чего мне кажется, что мы не сможем даже правильно ориентироваться в современном подходе к этому очень важному вопросу. Ведь как закладывается семья, с чего она начинается - эта семья? Семья - это совсем не сладкая конфетка, и тем более – не таблетка гашиша. Семья - это хлеб, здоровый хлеб, который естественен человеку, по крайней мере – самому основному количеству людей. Я не говорю о монашестве - это особая тема, не буду говорить об этом. Это действительно, то здоровое явление, которое присуще человеку как таковому, изначала это устроено, соответствует его естеству, его природе. Но, как и все прочее, эта драгоценность находится в границах, поскольку и сам человек находится в границах своего бытия.

Перед чем мы тут стоим, перед какими реалиями мы стоим здесь. Опять перед тем же самым. Есть брак, сопряженный с ответственностью, совместным трудом, совместными заботами, с совместной помощью. Я специально выписал одну мысль святого Григория Богослова – это один из выдающихся богословов IV века, который писал: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби, общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, а наоборот, более привязывает к нему».

Как здорово написано, сколько сразу затронуто вопросов таких. Супружество - это естественное, находящееся в рамках нашего естества, нашей природы, соответствует ей. Это, если хотите - норма нашей человеческой жизни, как таковая.

Поэтому, с одной стороны, хочу сказать: до чего кажутся безумными, отвратительными те вещи, которые восстают, когда восстают против брака, называют его за это чуть ли не скверной. Когда мы слышим, что брак это только допущение, снисхождение к человеку. Ничего подобного. Это вовсе не допущение, вовсе не снисхождение - это естественная вещь. А вот что-то другое – о том, надо еще подумать, в какой степени оно хорошо или плохо.

Обратите внимание, что сейчас семья, как нормальное явление начинает рассматриваться, как одна из форм совместной жизни. Вот сейчас у нас еще можно осуждать то, что называется содомизмом – это пока еще. Пройдет год-два, и этого человека, который отсюда попытается это сказать, отдадут под суд. На Западе уже это идет, уже люди попадали под суд, уже снимали и снимают с должностей тех, кто думает протестовать против этого. До чего докатились уже! До извращений! С чего эти извращения? С жиру бесятся. Никогда этого не было в тех слоях населения, которые называются крестьянством, простыми рабочими. Где оно начиналось? В аристократии, так называемой творческой интеллигенции и прочее. С жиру бесятся. Посадить бы на голодный паек - и тут же все успокоятся. Очень простой рецепт.

Не менее аномальна и другая вещь, которая внедряется сейчас – это так называемая жизнь вне брака, жизнь по любви. Об этом стоить сказать особенно, потому что это очень серьезная вещь. Главное здесь, кажется все так хорошо - по любви же, что еще нужно…. Жизнь по любви, без какой либо ответственности. Никакой ответственности - сегодня полюбили, завтра повздорили - поищем другое. Никакой ответственности, никакой моральной ответственности, никакого обращения к Богу. Ведь если есть Бог - то как мы должны оценивать эти вещи? Какая-то глупость поразительная, ведь Бог же есть Любовь. И если Он установил брак, а не сожительство по любви, то надо подумать, а почему это, по какой-то причине, почему Он - любовь и вдруг запрещает любовь, в чем дело?

Вот здесь очень важен хотя бы элементарный психологический анализ этого явления. Учтите – не случайны же слова в Писании, мы же должны отнестись с полной ответственностью к словам Божественного откровения, которые говорят: «И будут два плоть едина». Любое соединение мужчины и женщины происходит и становится одно. А теперь разорвите. Вы видели когда-нибудь, слышали когда-нибудь – человеку, когда он сломал ногу или руку, делают операцию. Сделали операцию, потом смотрят - а рука срослась, да не так, вкривь и вкось. Что же делать-то? Придется ломать, и делать новую операцию. Правда, какое хорошее дело? Лучше не придумаешь, да? Вот что происходит в жизни, - так называемой без брака, а «по любви». Вот это сожительство есть то соединение, которое в конце концов требует повторной операции.

Вообще, не случайно же всегда во всех народах прелюбодеяние, например, каралось очень сильно. Особенно по отношению к женщинам эта суровость проявлялась. Как-то я даже прочитал: в Саудовской Аравии одну женщину закопали по шею в землю и побили камнями – даже такие вещи. В чем дело, почему особенно к женщинам? Я думаю, что они это знают. Они, если хотите, прежде всего, носители нравственности. Нравственности чего? – даже не своей просто, а нравственности народа, нации. В них по природе даже все это вложено в гораздо даже большей степени, хотя все являются ответственными, но особенно – женщины. Поэтому во всех народах всю историю мы наблюдаем это явление.

Есть в христианстве понятие такое, которое, сейчас если вы скажете какой-то публике нецерковной, вы увидите кривые усмешки свысока. Речь идет о целомудрии. Если развратному сказать о целомудрии, он скорчится, его физиономия вся искажается, он делает гримасу насмешки. Потому что это касается самого нутра его, самого нерва его жизни. Целомудрие – не думайте, что целомудрие только до брака – ничего подобного! Целомудрие в браке, рождение детей, в нормальной супружеской жизни. Целомудрие это не просто касается тела человека - совсем нет. Это понятие более широкое, потому что, знаете, какие бывают вещи - когда брак рассматривают как узаконенный разврат – и такое может быть даже. Одно дело – когда все совершается в естественном порядке, и вдруг можно все извратить, как верна есть мысль: нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы извратить. Понятие целомудрия касается целостности души, нравственной целостности души – вот о чем идет речь. Именно, и прежде всего, о нравственной целостности души. Тело - это уже как следствие естественное.

Так вот, Православие говорит об этом, причем настаивает на этом – почему? Пора же нам понять, что наш Бог - это не какое-то существо, которое сидит там-то, ничего не понимает и только думает - чем бы досадить людям, как бы им не дать счастья. Бог же Любовь есть. И если христианство утверждает, что целомудрие человека - то есть эта целостность нравственная, является необходимым условием его счастливой жизни, значит, это что-то очень многое. Что же значит?

Знаете, от какого слова происходит «разврат»? Я думаю, лучше всего, правда, не в прямом смысле это знают хирурги, когда им привозят человека после какой-то катастрофы развороченного. Развороченность. Разврат - когда самые низменные вещи вдруг выливаются наружу. Это отвратительно, это ужасно смотреть, содрогаются. Вот что такое разврат. Когда разворочен человек, как мы можем радоваться – как здорово живет, правда? - кишки наружу. Вот почему Бог говорит: берегитесь этих вещей, вы нанесете себе такой вред! Поверьте, хоть немножко поверьте Мне, - говорит Бог.

Надо же понять, что христианство называет грехом. Здесь очень важно знать, как исказилось это понятие. Возьмите западное понятие греха и восточное. Западное – то есть католическо-протестантское, которое идет прямо один к одному из иудео-языческого представления. И православное, которое носит совершенно иной характер. Там - на Западе, представление о грехе, как о виновности: я ехал, ну, нарушил, вот права, но я-то каким был, таким и остался, ну, я откупился, заплатил штраф, в конце концов. Каким я был, так всё и есть, правда же?

В Православии грех объясняется по существу, что это такое. Грех есть не что иное, как рана, которую я наношу себе. Рана. Бог говорит – не ходи по битому стеклу, босиком не ходи – ты пострадаешь очень здорово. Не ходи в ту пещеру оказывается, она радиоактивна, ты жестоко пострадаешь. Оказывается, всё то, что называют грехом - Божественное откровение. Это то, что Бог, обращаясь к человеку, умоляет его – человек, ты, к сожалению, еще не знаешь и не понимаешь, не делай этого, ты принесешь себе вред, который откликнется тебе в твоей жизни.

Вред, рана, несчастье – вот оказывается, что такое любой грех. Это несчастье, которое происходит с человеком. Будь осторожен. Как только мы говорим о проблеме семьи, как сильны здесь предупреждения Бога. Предупреждение от измены от добрачной жизни – сильнейшее предупреждение.

Измена – это рука срослась, потом мне опять ее ломают, опять вставляют на место. И так продолжается. Кончается ясно, чем: пошел кувшин по воду ходить - там ему и голову сломили. Очень хорошая народная мудрость. Это совершенно очевидная вещь, вот к чему ведет это.

То же самое – добрачная жизнь, к чему она ведет. Это – вещь в высшей степени серьезная. Из мира так называемой творческой интеллигенции, особенно артистического мира, то, что является фактом, который они уже не скрывают и говорят. Кончается тем - хотят полюбить, а любви нет. Увлечение, а любви нет. То, что когда-то пережили в молодости, когда действительно была любовь потрясающая – уже не возникает этого чувства.

Знаете, если был ожог кожи, то потом вместо кожи возникает такая пленка, которая уже - увы, - сама по себе не способна дать уже тех ощущений, которые даёт живая кожа. Грубеет душа, грубеет сердце, человек теряет самое главное, что есть у него в жизни на земле – способность любить. Любовь теряет человек. Добрачная жизнь – это, оказывается, очень опасная вещь. Она превращает человека в эгоиста. Он ищет развлечений, кем он становится? Учтите – это же процесс, он становится эгоистом. А кто такой эгоист? Он живет только ради одной цели - получить удовольствие – вот сейчас сию минуту и все. А потом….

Черствеет человек, его сердце черствеет. Он уже такой человек, который всегда способен на измену. Он в принципе уже изменник. Если он до брака так себя вел, то он в брак вступает изменником. Он сейчас вступил, кажется, а уже смотрит по всем сторонам. Он или она – неважно. Уже – по всем сторонам: а вот тут получше, а тут посимпатичнее. В принципе уже становится изменником. В принципе – уже человек, который не способен к семейной жизни. Он уже не знает, что такое семейное счастье, он же не будет способен иметь той радости, о которой говорят родители - радости любви к детям. Именно радости любви к детям.

Хочу обратить ваше внимание. Вы наверно, в Церкви иногда все-таки бываете. Я вот тоже очень часто хожу в Церковь. Правда, как ни приду, все «Христос Воскресе» поют. Почему – никак понять не могу. Что там такое? Очень часто бываю, да…. Вы, наверно, бываете в Церкви – может быть еще чаще, хотя чаще представить себе невозможно. Там очень часто повторяется слово «радость». Обратите внимание. Христианство - это действительно религия, которая вся обращена к этому, вся ведет человека к этому – ведет к радости. Все акафисты наполнены чем: «радуйся!» Христос по воскресеньям говорит: «радости». Все о радости все время говорится. Христианство – это религия, которая действительно дает радость человеку. Понятие о грехе - это не скорбь. Заповеди Божии - это не препятствие к вольной жизни, надо запомнить это. Это ни что иное, как помощь Бога, который говорит: «Не делай этого, если не хочешь себе зла». То, что говорят родители детям. То, что говорят воспитатели: «Нельзя так, ты что, знаешь, что будет? Не веришь?.. Ну, дай Бог тебе не испытать этого».

Вот, оказывается, какая вещь. Христианство всё наполнено радостью. И христианство утверждает, что брак - нормальный брак, нормальное установление семьи, - это есть дело Божие.

Брак - это есть дело богочеловеческое. Я хочу обратить на это особое внимание. Брак - это дело богочеловеческое. Это Таинство или тайна богочеловеческая. В каком смысле?

Очень часто задают вопрос – что такое промысел Божий? Что это такое? Это вот что такое. Бог, повторяю, - это не какое-то существо, где-то находящееся. Бог – обратите внимание, что написано в Евангелии, «дождит на праведных и на неправедных», то есть посылает дождь на праведных и неправедных. Это есть любовь. Вот как солнце освещает все - и прекрасные места и самые грязные места, постоянно действующий свет и тепло. Так и Бог есть постоянный источник любви, обращенной на человека.

Оказывается, эта любовь Божия, точнее – действие этой любви Божией, полностью зависит от нашего духовного состояния. Скажу совсем «ужасное»: Бог зависим от нас – его действие на нас.

Приведу пример. Действие врача чем обусловлено? Он хочет спасти человека. Чем обусловлено? Состоянием его здоровья. Одному дает таблетки сладкие, другому – горькие. Одному - припарки, третьему - операции, и так далее. Кажется, врач действует, а он полностью зависит от состояния человека. Промысел Божий в чем заключается? Это, действительно, действие Божьей любви, постоянное ее действие, но которое полностью обусловлено моим духовным состоянием.
Слушать аудио:

http://bt.tv-soyuz.ru/mp3/2014/4/29/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BA%20%E2%80%95%20%D...">
%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BA%20%E2%80%95%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20-%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%98.mpg.mp3

Проф. Алексей Ильич Осипов

Посмотреть предыдущие комментарии
13 ноября 2015 в 11:48
Андрей# 13 ноября 2015 в 10:55

Михаил, да какой такой ВАШ взгляд? Вы хотя бы семинарию заканчивали? Думаю если Вам устроить экзамен по катехизису, то вы его провалите с треском! Я полагаю наиболее опасным - делать такие выводы о профессоре, не имея понимания в этих вопросах.
Любимый, это ВЫ Михаил, потому, что трачу на Вас своё...

Развернуть

Эдуapд, в семинарии не учился.Из катехизисов мне, по малограмотности моей, наиболее близок и понятен труд Святителя Димитрия Ростовского "Зерцало Православного Исповедания." В нем есть все, и в доступной для меня форме изложения.простите.

13 ноября 2015 в 12:28
Валерий# 13 ноября 2015 в 11:47

Петр, несколько лекций смотрел и, простите, не заметил..и какова это моя,"не совпадающая с основной общепризнанной, точку зрения."?то, что Осипов мирянин, возможно, имеющий заблуждения?

Валерий, я отвечал на оба ваших вопроса последовательно. Если для вас трудно разбираться, где на какой вопрос ответ, то, пожалуйста, спрашивайте в соответствии с вашими возможностями. А ваши непонятки относятся к слову "апологет" в понимании этого слова по-диссидентски.

13 ноября 2015 в 13:40

Валерий, примите мои поздравления. :) Помощи Божией.Ангела Хранителя."Радуйтеся и веселитеся, яко мзда Ваша многа на Небесех."...Прошу прощения у оппонентов.

13 ноября 2015 в 14:09

Комментарий был удален.

Розалия Сподвижник, к тому же без последней совершенно не имеет смысл продолжать разговор))

17 декабря 2015 в 14:56

Ну что сказать!Алексей Ильич прав на все сто!

19 декабря 2015 в 09:48

Возможно кому-то приятнее слушать с видеокартинкой. Для таких эта лекция: http://alexey-osipov.ru/faq/93/1823/

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: