Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная деревня

Православное Братство.Часть 1

На адрес, указанный на информационном узле Воскресенского Братства (на нашей интернетной вэб-странице), пришло много вопросов. Люди из разных городов и даже из разных стран просят объяснить, что такое православное братство и как его создать. В этом тексте я постараюсь в меру своих сил ответить на эти вопросы.

Православное братство или сестричество - это каноническая форма объединения мирян, желающих совместно послужить Богу. Т.е. послужить Богу не только в своей частной, семейной жизни, но и в жизни общественной.

Следует отметить, что в сестричества, как правило, объединяются в основном незамужние женщины, ибо общественное служение семейных женщин, по недостатку свободного времени, может негативно отразиться на заботе о своем муже и на воспитании своих детей.

Для мужчин то же не всегда полезно состоять в православном братстве, особенно для людей, неуживчивых, скандальных, страдающих явными психическими расстройствами.

1. Получение благословения на создание православного братства

Перед созданием нового православного братства необходимо сначала определиться - а нужно ли его создавать?

Если вам кажется, что для помощи другим людям и для спасения своей души вам необходимо создать или же вступить в уже существующее православное братство, то этот вопрос лучше обговорить сначала со своим духовным отцом. Только в том случае, если ваш духовный отец благословит вас на служение Богу путем создания нового братства или же участия в существующем православном братстве, только тогда вам следует браться за это серьезное дело.

После получения благословения своего духовного отца на братское служение, следует отправиться к одному из признанных всеми православных старцев (его имя вам укажет ваш духовный отец), и спросить у него, нельзя ли вступить в уже существующее православное братство. Намного легче развивать уже готовое братство, чем создавать новое. И если существующего братства старцем не будет названо, то только тогда можно будет просить его благословения на создание нового братства. При этом обязательно должны присутствовать авторитетные свидетели, которые могли бы подтвердить благословение и все наказы старца.

Далее следует спросить о духовнике новому братству (ваш духовный отец и духовник братства не обязательно должны быть одном и тем же лицом). Желательно так же получить от старца как можно больше советов, наказов, пожеланий и молитв о создании и развитии будущего нового братства.

У старца же лучше всего спросить и о названии новому православному братству. Во всяком случае, нельзя его придумывать самим, поскольку это не будет признаком вашего смирения. Если старец названия не даст, то придется его спрашивать у духовника братства, а если и духовник не даст, то у будущего старосты братства.

Позднее, когда братство докажет свою живучесть и нужность Православной Церкви и будет нуждаться в регистрации, понадобится благословение третьего человека - правящего архиерея вашей епархии. Сразу регистрировать братство - это, по меньшей мере, нескромно. Много православных братств существует только на бумаге. Я лично знаю человека, у которого зарегистрировано восемь общественных и религиозных организаций, причем - два православных братства, но в них состоят только он сам и его жена.

Поэтому вначале совершите ряд реальных дел, чтобы доказать на деле, что вы - настоящее православное братство, а уже после это регистрируйтесь в управлении юстиции, если конечно ваш владыка благословит. Церкви не нужны чисто формальные братства.

Например, наше Воскресенское православное братство без регистрации успешно развивалось более пяти лет и регистрация нам понадобилась только для принятия нас в Союз Православных Братств.

2. Поиск подходящего старосты

Найти хорошего старосту братства непросто. Прежде всего, нужно исключить из списка себя. Далее необходимо будет в него внести людей не подверженных двум наиболее распространенным среди искателей этой должности порокам: властолюбия и зависти. Поэтому и нужно было в первую очередь исключить свое имя из этого списка. Ведь если вы сами решили организовать новое братство, то у вас, как правило, эти признаки наверняка уже есть.

Самый лучший вариант получить имя старосты нового братства - это спросить его у старца, причем стараться при этом не называть своих кандидатов, а получить имя человека хорошо знакомого старцу, а вам незнакомого. Если старец вам никого не назовет, тогда можно спросить у духовника братства или же у другого старца, но во всех этих случаях желателен кандидат, ранее вам неизвестный.

Если кандидат найдется и согласится быть вашим старостой, то пусть он сам подберет себе и совет братства. Из своих людей, хорошо знакомых ему, но новых для вас. Вы же просите у нового старосты только поручений, стараясь отказываться от любых постов в новой организации. Иначе вам придется пройти через множество искушений, очень болезненно ломающих вашу гордость, а это уже будет не на пользу братству и иногда даже может привести к его развалу.

Повторяю, староста нового братства должен будет набрать себе совет из людей хорошо ему знакомых, проверенных людей, с которыми ему будет легко работать. Утвердить состав совета нового братства может только духовник вашего братства, рекомендованный старцем.

3. Три основных проблемы руководства православного братства

Надо предупредить будущего старосту братства, чтобы он был всегда готов к трудностям и не питал розовых иллюзий. Надеяться, конечно, нужно на лучшее, но готовиться к реальностям жизни в нашей разоренной перестройкой стране.

Хороших и добросовестных людей сейчас найти крайне сложно. Многие люди сегодня буквально опутаны грехом - ленью, завистью и трусостью.

Лень

Самая распространенная болезнь во всех организациях, даже в православных, это лень. Вдохновленные по началу общей идеей люди вскоре начинают пропускать важные встречи и придумывать себе для этого разные оправдания.

Поэтому очень часто старосте придется буквально понуждать участников братства к выполнению взятых на себя поручений. Ему необходимо быть готовым поначалу слышать искреннее их согласие, а потом буквально вести их за руку в нужном направлении. Христос говорил своим апостолам: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".

Часто рядовые участники братства начинают роптать и впадать в грех осуждения, когда видят, что староста "не делает для братства гораздо больше каждого из них" или же когда он "не выполняет" их различные идеи "на пользу братству".

В случае же успешного развития братства, как бы в награду за активность и неутомимость старосты, в организацию придут новые энергичные люди, способные на самостоятельное выполнение братских поручений. Правда частенько они будут вызывать сильное противодействие со стороны лентяев и перед ними может появиться опасность другой распространенной во всех организациях болезни - зависти.

Зависть

Зависть второе, после лени зло в среде всех общественных, и, к сожалению, даже православных организаций.

Не только сами активисты братства могут стать предметом зависти лентяев, но и у них самих очень велика опасность проникнуться завистью друг к другу. Причем, чем человек активнее работает в братстве, тем больше ему надо опасаться заразиться этой душевной болезнью.

Особенно обостряется зависть у тех членов братства, которые не уверены в своем прочном положении в самом братстве. Вот они и пытаются снизить влияние актива на братство, его авторитет. Как правило, это делается ими для упрочнения своего положения.

Иногда зависть подкрепляется другой, третьей по своей вредоносной значимости болезнью - трусостью.

Трусость

Трусы - это питательная почва для предательства и подрыва авторитета руководства православным братством.

Если в братстве накопится достаточное количество трусов, завистников и лентяев, то попытки постоянных расколов и переворотов вам будут гарантированы.

Лучше заранее выявлять людей с этими тремя недостатками и никогда не назначать их на руководящие посты, не давать им никаких ответственных поручений.

4. Трудовые объекты братства

Трудовые объекты - это подконтрольные братству рабочие места, которые можно так же использовать и для привлечения в братство новых кандидатов.

Если у вас в братстве нет руководителей, способных обеспечить работу на своих предприятиях, то рабочие места можно попытаться создать и в самом братстве. Наиболее часто православные братства создают у себя рабочие места, занимаясь книжным делом, т.е. издательством и продажей книг, брошюр, газет и календарей. Можно так же заняться изготовлением и продажей церковной утвари. Можно заняться охранной деятельностью и организацией платных паломнических поездок.

Для этого лучше использовать только постоянных сотрудников братства, уже хорошо зарекомендовавших себя на братских трудовых объектах, т.е. серьезных и проверенных людей. При этом вы исключаете возможность провокационной или иной вредной деятельности с их стороны. И вообще - не следует допускать в администрацию братства людей, пока они не станут постоянными участниками братства, доказав при этом свое смирение и постоянство.

Контроль при подборе кандидатов на трудовые объекты должен быть постоянным, дабы не подводить людей, любезно предоставляющих братству эти места.

Лучше развиваться меньшим, но надежным коллективом.

5. Первые организационные шаги нового православного братства

Самым первым шагом нового православного братства должен быть молебен. Однако до этого первого молебна староста братства должен назвать всем участникам состав совета братства, список всех участников и назначить казначея. По окончании молебна все участники братства подходят к кресту.

Следующим шагом должно быть установление ежемесячных взносов в братскую казну всеми участниками братства, как постоянными, так и кандидатами.

Уплата ежемесячных взносов из своего заработка есть показатель серьезного отношения к братству. Всякий, отказывающийся платить хотя бы 5% своего заработка не надежен для братства и не может считаться постоянным его участником. С другой стороны - наш народ уже столько раз обманывали самым бессовестным образом, что не надо удивляться, если кандидат-новичек сначала захочет присмотреться к серьезности всего происходящего в вашем братстве, а уже потом начнет финансово его поддерживать. Средства братству понадобятся на организацию братских чаепитий, на помощь храмам, на помощь священникам и на другие нужды.

Далее необходимо утвердить символику братства.

Постарайтесь не останавливать свой выбор на символах, которые могут вызвать никому не нужные дополнительные раздоры, никому не нужные ассоциации (например, свастику - так называемый "гамматический крест"). Постарайтесь так же избегать сочетания красного фона с белым кругом и центральным символом черного цвета. Это вызовет неприятную ассоциацию с гитлеровской национал-социалистической или же ленинской интернационал-коммунистической символикой.

В повседневной жизни братства староста должен регулярно спрашивать у духовника, что на данном этапе лучше всего делать братству, и на основании полученных советов и благословений - осуществлять руководство текущими делами.

6. Медовый период

Медовый период братства очень похож на медовый месяц молодоженов. Первоначальное воодушевление, энтузиазм, желание многого достигнуть с лету, этаким блицкригом. Когда же все первоначальные порывы проходят, когда наступает рутина повседневных забот, когда жизнь братства становится обычным повседневным тяглом, тогда-то и начинается настоящее несение креста всеми участниками братства во спасение своей души. А первоначально все в братстве летит как на крыльях.

В старину братства начинали с помощи своему приходу. Именно с такого служения лучше всего начинать и сегодняшнему братству. Это первая и самая важная проверка на прочность. Если братство способно еженедельно проводить дни трудовой помощи своему приходу, то впоследствии, оно будет способно выполнять и более сложные задачи. Итак, первым объектом для братского служения лучше взять один конкретный храм, желательно тот, в котором служит духовник вашего братства.

Для помощи этому храму, староста братства должен назначить ответственного за проведение трудовых дней, ответственного за сбор пожертвований для храма и ответственного за поддержание порядка во время служб.

Если трудовую помощь нельзя оказывать еженедельно, то можно это делать и реже, но желательно, чтобы каждый участник братства хотя бы раз в месяц поработал со всеми во время этих дней.

Трудовые дни желательно заканчивать духовными беседами с кем-либо из священников. Лучше выбрать специального ответственного за организацию этих бесед. Если, при этом удастся организовать еще и обед или же простое чаепитие, то успех трудовых дней можно считать обеспеченным.

Сбор пожертвований для храма лучше всего организовывать под непосредственным контролем настоятеля. Для этого следует подобрать надежных и проверенных во время трудовых дней людей, не имеющих страсти пьянства, серьезных и внушающих доверие.

Даже если братство останется чисто приходским, все равно его создание можно считать успешным. Даже в этом качестве братство будет способствовать спасению душ многих людей, а приходящие в него новые лица благодаря регулярному трудовому православному общению смогут быстрее воцерковляться.

7. Борьба за духовный рост братства

Самым главным условием развития братства, несомненно, является его духовный рост.

В отличие от неправославных организаций, где дисциплина обеспечивается исключительно страхом увольнения и материальными стимулами, в братстве все обстоит несколько иначе.

Акцентирование материальных стимулов обычно приводит к коммерциализации сознания участников братства. Это несет угрозу будущих расколов по причине дележа материальных средств, включая казну и подконтрольные рабочие места. Стимулирование страхом обычно заканчивается ожесточением униженных, готовых при этом прибегнуть к различным видам мести.

В неправославных организациях использование этих двух стимулов дисциплины успешно срабатывает потому, что они не противоречат основным идеалам и системе ценностей этих организаций, а значит, в достаточной степени они способны смирить большую часть коллектива, которая обычно заботится только о своем материальном достатке во избежание лишних проблем.

Однако православные люди не должны ставить материальное благополучие выше служения Богу. Потому, в православной среде большинство людей не слишком высоко ценят материальные блага и не слишком сильно боятся насилия над собой. Этот факт ставит под сомнение эффективность обычных методов стимулирования дисциплины, особенно, таких как страх увольнения и материальное вознаграждение.

Не отказываясь полностью от этих методов, но, используя их только как вспомогательные, особенно для людей мало воцерковленных, нужно обеспечить в братстве и более действенные мотивы - т.е. духовные.

Именно духовный рост братства обеспечит рост смирения руководства и рядовых участников, наладив при этом между ними необходимое взаимопонимание. Необходимо уяснить всем и каждому, что братство, прежде всего, создано для спасения душ, пришедших в него. Братство помогает нерадивым не отпадать от Церкви в мир внешней суеты. Братство создает православное общение душ, постоянно напоминая им о Боге. Но самое важное - братство организует православных людей и помогает им найти свое служение Богу через служение Церкви и отечеству.

Что же необходимо для обеспечения внутренней дисциплины братства?

1. У каждого участника должен быть свой духовный отец, к которому он должен ходить на исповедь не реже четырех раз в год (в каждый пост).

2. Каждый женатый участник братства должен регулярно ходить в храм всей семьей (не православная семейная обстановка будет осложнять его участие в делах братства).

К чему надо стремиться?

1. Каждый участник братства, занимающий какой-либо руководящий пост в братстве, не должен курить.

2. Каждый участник братства должен каждое воскресенье быть на церковной службе и каждый день читать полное дневное правило, а если курит, активно бороться с этой привычкой.

3. Каждый участник братства должен ежедневно читать дополнительное братское правило, утвержденное духовником братства (в нашем Воскресенском братстве, это одна глава из Евангелия и две из Апостолов).

Духовный рост в братстве может быть успешным только под внимательным контролем духовника братства. Слабый же духовный уровень братства всегда будет тормозом его дальнейшего развития.

8. Активизация внутренней жизни братства

Следующим этапом развития братства можно считать дальнейшую активизацию внутренней жизни братства.