- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 30592
- |
- Видео 1393
- |
- Мероприятия 0
Учение о Божественных свойствах. Святитель Григорий Палама. ЛЮБОВЬ
Е. ЛЮБОВЬ
Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Это краткое утверждение составляет самую суть христианского благовестия. «Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь», – пишет святитель Григорий Богослов228.
Бездна Божественной любви неисследима. «Слово о любви известно Ангелам, – учит святой Иоанн Лествичник, – но и тем по мере просвещения»229. По словам митрополита Московского Филарета, изречь ее настолько невозможно, что «само Слово Божие, дабы совершенно изобразить ее, умолкло на кресте»230.
Неизреченная любовь и благость побудили Бога создать мир и сообщить свободно-разумным существам столько благ и совершенств, сколько могла вместить их природа. В частности, человек сотворен по образу Божию, способным к уподоблению Богу, к обожению. Весь мир был сотворен весьма хорошим, гармоничным и слаженным.
Промыслительные действия Бога в мире есть также проявление Его благости. Все пути Господни – милость, которая присуща Богу... от века (Пс. 24, б, 10). Божественная любовь простирается на весь мир, на все живущее, как бы мало и незначительно оно не казалось, ибо благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:9, 17). Он поддерживает жизнь творения; посылает на землю дождь и произращает траву, чтобы дать пищу скоту и птицам небесным, призывающим Его (Пс. 146:7-9). Полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Он облекает в более славную одежду, чем царская риза (Мф. 6:26, 30).
Но особенно Бог являет Свою благую любовь в отношении к человеку.
Если у пророка Исаии любовь Ягве к Израилю сравнивается с любовью матери к своему младенцу (Ис. 49:15), то Христос еще более подчеркивает силу и универсальность Божественной любви, обращенной ко всем людям. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23:9). Отец Небесный внемлет всем нашим молитвам (Мф. 7:9-11), печется о наших нуждах, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45; См. также: Деян. 17:25), вообще, ниспосылает всякое благо и дар (Иак. 1:17). Божественная Благость проявляется многоразлично: то как общее человеколюбие, желающее всем людям спасения и подающее к тому средства (Тит. 3:4; 1 Тим. 2:4); то как милосердие, приходящее на помощь бедствующим и нуждающимся (Пс. 102:13, 17; Лк. 6:36; 2 Кор. 1:3-4); то как снисходительная милость к грешникам и долготерпение (Рим. 2:4; 11, 22; Пс. 102:10); то как изобильно подаваемая благодать (Еф. 2:8; Рим. 1:5).
Наивысшее свидетельство бесконечной Благости Божией к человеческому роду – дело нашего спасения, совершенное Сыном Божиим: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы. всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную (Ин. 3:16). Величие Божественной любви открылось в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8). ...Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4:10).
Любовь есть не Сущность Божества, а действие благодати Святого Духа. Верующим во Христа, по словам Апостола, Бог дал духа... силы, и любви, и целомудрия (2 Тим. 1:7). Любовь Божия излилась в их сердца Духом Святым (Рим. 5:5). Апостол пишет: «Благодать... открылась во мне обильно с верой и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:14).
Любовь выше других духовных дарований. Она есть совокупность совершенства (Кол. 3:14) и цель всего благовестия (1 Тим. 1:5). Без любви ничто не имеет цены. Вера, надежды, пророчества и знания при переходе в вечность упразднятся, а любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13:8). «Мы никогда не перестанем преуспевать в ней (в любви), ни в настоящем веке, ни в будущем, светом приемля новый свет разумений», – говорит святой Иоанн Лествичник231.
Степени преуспеяния верующих в любви различны, так же как различны меры приобщения спасаемых к благодати. Апостол, обращаясь к христианам основанных им Церквей, говорит: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала» (Флп. 1:9), чтобы вы были укорененные в любви (Еф. 3:18), – а о себе возвещает: «Любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5:14); «...и уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).
Никто не может взойти на высшую степень любви, если не очистит себя от страстей покаянием и жизнью по заповедям Божиим. «Как невозможно переплыть большое море без корабля и лодки, – учит святой Исаак Сирин, – так никто не может без страха достигнуть любви... Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань»232. Любящий Бога и ближних стяжал Самого Бога233 и перешел из смерти в жизнь (1 Ин. 3:14). Он живет во свете, как и Бог – во свете (1 Ин. 2:10).
Бог неизменен в Своей природе. Он всегда есть любовь. Но само по себе неизменное действие Божественной любви воспринимается разумными существами различно, в зависимости от состояния их воли. Святой Исаак Сирин пишет, что «любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников (в аду) и веселит собой соблюдших долг свой»234.