Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Священнослужители комментируют встречу Папы и патриарха Московского

Встречу Папы Римского с патриархом Московским еще до того, как она состоялась 12 февраля в аэропорту Гаваны, называли исторической. Сразу после встречи появились и первые ее оценки:

«Приветствие глав наших Церквей было действительно братским, действительно на равных, - сказал секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). - Они встретились как люди, которые очень давно ждали этой встречи, которые чувствуют свою очень глубокую ответственность за судьбы мира, за судьбу христианства, за все то, что происходит сейчас на планете, и как те люди, которым действительно было что обсудить и было что сказать этому миру».

По словам иеромонаха Стефана, главный итог встречи - это то, что она состоялась. «Это историческое и радостное событие для всех христиан на планете, потому что ожидания с этой встречей были связаны очень большие», - добавил он.

Иеромонах отметил, что подписанная декларация «безусловно, исторический документ». Главная его тема, продолжил он, «это совместные действия глав двух церквей в защиту наших страдающих братьев на Ближнем Востоке». Кроме того, уже известно, что «в документе прозвучал очень важный тезис - призыв от двух ведущих христианских лидеров к тому, чтобы человечество не допустило мировой войны, поскольку кризисы, которые происходят в разных регионах планеты, приобретают глобальный характер».

Иеромонах Стефан также сказал, что никого не должно смущать, что «при приветствии папы некоторые члены нашей делегации прикладывались к его деснице». Он пояснил, что «это традиционное христианское приветствие старших по сану, по возрасту, по авторитету». Иеромонах подчеркнул, что, «безусловно, Папа Римский - уважаемый христианский лидер, и в этом нет ничего странного, выходящего за рамки протокола».

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что символический характер встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским не умаляет ее практической ценности. Он напомнил, что Русская Православная Церковь всегда выступала против протокольных встреч с главой Римско-Католической Церкви. «Такая встреча откладывалась более 20 лет как раз потому, что она не должна была быть протокольной, не подкрепленной искренним желанием слышать друг друга и прилагать совместные усилия впоследствии», — пояснил Владимир Романович.

«Нынешняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского дает надежду на возможность объединения трудов Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от гонений, а также сотрудничества по иным важным для всех христиан вопросам», — отметил В.Р. Легойда.

«Поэтому не стоит ставить под сомнение надежду христиан всего мира на то, что этот шаг к миру и согласию является правильным и небесполезным», — добавил он.

Римско-католическая и Русская Православная Церкви начинают общий путь, сказал глава службы печати Ватикана падре Федерико Ломбарди. «Между Франциском и Кириллом состоялась очень сердечная беседа, которая началась с объятия и слов папы «наконец, брат». Нам кажется, что настал момент, когда церкви начинают общий путь, хотя сохраняется понимание, что это непросто, но бесконечно ценно», - сказал глава папской пресс-службы. Он поделился, что видел во Франциске «взволнованное нетерпение, радость и надежду». «Папа обладает культурой диалога, поэтому личные встречи для него крайне важны», - сказал падре Ломбарди.

Католическая община в России воспринимает декларацию как задание для себя, считает председатель Конференции католических епископов России митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци. «Папа и Патриарх столкнулись с реальными вопросами, как мы это видим из совместной декларации, которую они подписали и подтвердили еще раз братским объятием. Это ради блага народов, ради защиты христиан, ради свидетельства христиан во всем мире. Это мы воспринимаем и как задание для нашей католической общины в России», - отметил архиепископ.

По его мнению, эта встреча «стала возможностью, или, вернее, доказательством того, что живых людей характеризует желание встречаться, и того, что когда люди встречаются, то укрепляется надежда на разрешение проблем». «Речь, конечно, не идет о романтическом стремлении возродить идеал какой-то чистой первой христианской общины. Папа Франциск и Патриарх Кирилл прекрасно знали и знают, какие богословские, пастырские, исторические барьеры существуют между церквами, но они показали, что сретение - встреча - возможно, обращение - желаемо, путь - один, хотя мы еще не можем проделать его вместе», - подчеркнул Паоло Пецци. Встреча двух иерархов, по его словам, «показала всему миру, что наоборот, вера не отделена от реальной жизни миллионов людей на нашей планете».

В Сети появились и более критические отклики. Так, священник Георгий Максимов, клирик Московского храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, написал у себя в «Фейсбуке»:

«В документе немало слов, с которыми можно согласиться. Например, слова в защиту гонимых и притесняемых на Ближнем Востоке (п. 8-10), критика ислама (п. 13), слова против дискриминации христиан на Западе (п. 15) призыв к богатым странам поделиться с бедными (п. 17), осуждение насаждения гомосексуализма (п. 20) и абортов (п. 21), слова о том, что раскол на Украине должен быть решен "на основе канонических норм" (п. 27). Но при всем этом есть там и выражения, которые отнюдь не бесспорны, а порой и ошибочны... Залогом единства христиан может быть только единство в истине, которое достигается не замалчиванием догматических расхождений, а исследованием их и отбрасыванием тех догматов, которые являются ложными, ради тех, которые истинны.

Настораживает утверждение, что миссия "исключает любые формы прозелитизма"… Его можно понять так, что вообще католиков нельзя переводить в православие, что, разумеется, абсурдно. То же и в следующем пункте: если бы мы могли некую общину католической Церкви привести в Православие, это как раз и будет для данной общины восстановлением единства с Церковью Христовой, а если этого не произойдет, то эта община останется в состоянии отделения от Церкви… Чтобы нам вместе с Римской Церковью "вместе нести свидетельство Духа истины" необходимо, чтобы она исповедовала истину, для чего ей нужно отказаться от ложных догматов».

Кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик тоже считает, что подписанный документ «вызывает противоречивые чувства». «Целый ряд формулировок в этом документе вызывает обоснованную тревогу... Следует, конечно, отдать должное трезвости создателей декларации, которые не стали маскировать реальные различия и не стали выдавать желаемое за действительное, а честно сказали о различии и разделении», - пишет о. Владимир.

«Если мы должны преодолевать многочисленные препятствия, касающиеся самой сущности нашей веры, какое совместное свидетельство о Христовой Вере оказывается возможным? Как и о чем свидетельствовать?... В документе выражается надежда, что раскол в Церкви (на Украине, - Regions.ru) будет преодолен на основе существующих канонических норм. А вопрос – а судьи кто и что считать нормами? Будем ли мы считать законным Брестский или Львовский собор?.. С точки зрения норм первого тысячелетия, католикам вообще нечего делать на Украине. Но, тем не менее, пусть в неявной форме, но в документе проводится мысль о законности их бытия. И, по сути дела, этот документ есть шаг назад в нашей церковной дипломатии… Если, допустим, православный батюшка окормляет донецкое ополчение и поддерживает людей, защищающих свои дома и семьи от убийц «Правого Сектора», можно ли это считать поддержкой противоборства конфликта? К сожалению, здесь не указаны виновные противостояния на Украине, а Западная Украина и униатские структуры внесли свой существенный вклад… Вместо того, чтобы объявить эвтаназию убийством стариков, причем убийством подлым, потому что те, кому должны оказываться любовь и почтение, становятся жертвами эгоизма родственников, которые их считают чрезмерным бременем и поэтому убивают, в данном случае в этом пункте неявно… говорится о своего рода законности эвтаназии вместо жесткого ее осуждения как убийства беспомощных и тех, кому должна воздаваться помощь… (В документе) не содержится осуждения мерзостных сексуальных извращений – гомосексуализма, лесбиянства, однополых «браков» и т.д. Лукаво говорится об иных формах сожительства, как будто бы речь идет о невенчанном браке, о простом сожительстве мужчины и женщины без регистрации… В данном случае я рассматриваю эту встречу как наше поражение», - резюмирует о. Владимир.

Протоиерей Всеволод Чаплин, до недавнего времени возглавлявший Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, во многом присоединился к этим замечаниям:

«К сожалению, многие «религиозные» формулировки словно игнорируют то, что мы с католиками не едины в вопросах веры, духовной жизни и молитвенной практики. Папа и Патриарх именуются «братьями по христианской вере» (п. 1), предлагается «дать миру отчет в нашем уповании» - как будто уже вполне едином (п. 3), «объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии» - словно бы понимаемом уже совсем одинаково (п. 7). В развитие этой мысли утверждается, что «православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова» (п. 24). Более того, говорится: «В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Я, например, уважаю нехристиан, но считаю многие элементы их учения о Боге неверными – то есть относящимся не к Истинному Богу, а к кому-то несуществующему или, мягко скажем, к кому-то, кто Богом вовсе не является… Ничего не сказано о том, что сегодня с международным терроризмом можно эффективно бороться только силой, и такая борьба для христиан – священный долг, долг защиты ближних. Умалчивать об этом – значит лицемерить и прятаться от ответственности. По Украине вполне можно было бы предложить свой мирный план, с учетом интересов как прозападных греко-католиков, так и пророссийски настроенной части населения страны. Предложить открыто, предложив Порошенко, Путину, Обаме и руководству ЕС собраться вокруг Предстоятелей Церквей для переговоров о реальном, справедливом разрешении конфликта. Почему открыто – чтобы не смогли отвертеться. Надо, наконец, вернуть духовную власть в систему принятия ключевых общественных решений… Продолжаю считать, что православно-католическое сотрудничество нужно – без измены Истине Православия, на основе соборного принятия решений в Русской Церкви и во всем православном мире с участием клира, монашествующих и мирян. Если сотрудничества не получится или оно окажется вялотекущим – надо переходить к православной миссии на Западе. Без нечестных методов прозелитима, но и без политкорректности… Будут ли реальные плоды и что еще будет сделано ради мировой телекартинки – посмотрим».

Посмотреть предыдущие комментарии
19 февраля 2016 в 17:24
Георгий# 18 февраля 2016 в 07:50

Весь христианский мир смотрел на Россию с надеждой.Видел в Православии единственную защиту традиционных христианских ценностей, утраченных на западе.Мы были в выигрышной ситуации.Искусные в дипломатии католики это прекрасно осознали и сработали на опережение.Только идиоты из РПЦ так ничего и не п...

Развернуть

Георгий,
<"Забыли из Писания, что лучше 10 праведников чем миллионы отступников.">
- не забыли; вот и настало время определить - кто есть кто.
(кстати, Патриарх вроде бы как был "политкорректен", и с учетом его статуса, акривии и икономии - продолжает оставаться нашим Предстоятелем.)

19 февраля 2016 в 20:30
Алексей Субочев# 18 февраля 2016 в 01:36

neponimaj, одна единственная неудачная попытка, за которую там чуть не сняли их кардинала. В Рим его там точно - вызывали.
Где захватЫ о которых вы тут писали??
Ну и кто тут клевещет??

Алексей,
в Христианской традиции даже помышления (намерения) вменяются в грех,
как если бы они были совершены на деле,
а та попытка захвата - уже есть дело, только недоделаное, ввиду обстоятельств.

19 февраля 2016 в 23:58
neponimaj# 19 февраля 2016 в 20:30

Алексей,
в Христианской традиции даже помышления (намерения) вменяются в грех,
как если бы они были совершены на деле,
а та попытка захвата - уже есть дело, только недоделаное, ввиду обстоятельств.

neponimaj, нацисты киевские там пытались храм захватить, а виноват Ватикан.
Вон у нас тут на днях вполне себе пьяный диакон женщину на смерть на машине сбил - тоже Москва и коварный Патриарх Кирилл виноват? Лично диакона споил??

20 февраля 2016 в 00:50
Алексей Субочев# 19 февраля 2016 в 23:58

neponimaj, нацисты киевские там пытались храм захватить, а виноват Ватикан.
Вон у нас тут на днях вполне себе пьяный диакон женщину на смерть на машине сбил - тоже Москва и коварный Патриарх Кирилл виноват? Лично диакона споил??

Алексей,
там виновато УГКЦ, а за него отвечает Ватикан.

20 февраля 2016 в 01:25

Комментарий был удален.

Алексей,
так вот и пора бы уже всем "по шапке дать"..

20 февраля 2016 в 01:28
neponimaj# 20 февраля 2016 в 01:25

Алексей,
так вот и пора бы уже всем "по шапке дать"..

neponimaj, а он и дал. По шапке. Папа. Только не псам лающим, а их хозяевам из Фашингтона. Напомнить как это происходило? Или сами найдете?
Собака то чем виновата, на кого натравили, того и кусает.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: