- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 193
- |
- Видео 3283
- |
- Мероприятия 3
МИЛОСТЬ МОЖНО ВЫМОЛИТЬ. (О мытаре и фарисее. Ев., Лк., XVIII, 10-14)
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Так известная, такая близкая нам притча о мытаре и фарисее. Два человека вошли в Храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. И стоял фарисей, молился в себе: «Слава Тебе, Боже, что я не такой, как другие. Что я два раза в неделю пощусь, и десятую часть всего, что заработал – отдаю на Храм. Не хищник, не прелюбодей, не такой, как этот мытарь». Другой же стоял вдалеке. И бия себя в грудь, не смея поднять головы, говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику». И говорит Господь: «Сказываю вам, что этот пойдет более оправданный, нежели первый. Ибо всякий возвышающий себя – да унижен будет. А всякий унижающий, смиряющий себя – да возвысится».
Вот наша жизнь, родненькие. Наша жизнь. К чему мы стремимся в этой жизни? Честно себя спросим, ведь подготовка к Великому Посту начинается этой притчей - притчей о мытаре и фарисее. Об этих двух людях. К чему они стремились, что они искали? Пути у них были разные. Что искали они и какой вывод сделали в своей жизни? Какой итог подвели в своей жизни? Как отнеслись себе и к Богу?
Вот «искать» в жизни. Что мы ищем? А ведь того же ищем. И фарисей искал положения и богатства, и мытарь искал того же. И мы в жизни нашей тоже этого стараемся искать. Честно с себя спросите. Хочется быть повыше, хочется быть познаменитее, хочется, чтоб нас слушали, хочется, чтобы нас уважали, чтобы наше мнение принимали. Хочется, чтобы нас хвалили. Хочется, чтобы о нас только доброе говорили. Когда не хватает нам этого – мы сами о себе доброе говорим, мы сами себя хвалим. А когда хватает и того, и другого – всё равно хвалим себя, всё равно гордимся… И теряем что-то очень важное, что-то очень необходимое нам. Вроде бы всё сделали правильно, вроде бы хорошо… Посмотрите на любого человека, который возвысил себя. Как трудно произнести ему слова покаяния. Как трудно произнести слова смирения. Как трудно высказать признание грехов своих. И еще, мы ищем богатства. И думаем: «Им всё сделаем, им всего достигнем».
А чего от Бога требуем? Что от Бога требуем? От Бога требуем милости. От Бога требуем любви. Простой вопрос. Какою властью можно заставить человека любить? Какою властью, каким положением, какой славой можно добиться милости? За какие деньги можно эту милость купить? Никакой славой, никаким положением, никаким хвастовством милости не достигнешь. И никакими деньгами этой милости у Бога не купишь. Только одно можно. Милость можно выпросить. Милость можно вымолить. Как тот ребенок умоляет: «Папочка, не наказывай. Папочка, прости. Мамочка, помоги!» Вспомним детство свое, как игрушку просили. Девочке – куклу, мальчику там – машину какую. Как просили! Что мы говорили в этот момент? «Я больше никогда не буду, мамочка, тебя не слушать. Я больше никогда не буду плохое делать. Мамочка, ну пожалуйста!» Что в этот момент делали? Мы перечисляли: «Мама, я уже все стихи выучил! Мама, я уже всё научился делать! Ты обязана мне! Видишь, как ты меня хорошо воспитала?» Получается, что дитё мудрее. Малое дитё нас всех мудрее. Мы всё пытаемся своими заслугами, мы всё пытаемся своими достижениями, мы всё пытаемся… Смотрите, фарисей искал богатства, но был мудрее. Богатство он как искал, родные? Добрым делом искал богатство. Добрым делом – нам дай Бог так жить, как фарисей жил! Дай нам Бог так себя вести, как верующий человек. Смотрите, действительно, он два раза постился. Действительно, он десятую часть отдавал. Действительно, в нем не было тех грехов, которые нас разъедают. Он не хищник и не прелюбодей! Вот эта одна фраза – как она режет: «Вот я какой. Не такой, как мытарь». Мытарь неправедным путем искал богатства и славы своей. Неправедным - это куда страшнее. Что нам фарисея судить? Очень часто мы живем, как мытари – берем то, что нам не принадлежит, живем ложью, живем возношением! Но пройдя через эту жизнь, войдя в Храм, мытарь понял главное – а с чем ты предстанешь перед Богом? С чем предстанешь? Сколько не трудись – хорошее, плохое – сколько не достигай, всё равно, ничего в жизни не сделал. Всё равно, никакая гордость, никакое оправдание не спасет. Как бы мы не тужились перед Богом и перед ближними. Трудно, страшно на Исповеди бывает – часть грехов признаем, а есть такие грехи – ну никак... Ну скажешь: «Завидовал?» Редко-редко кто скажет: «Да». Она ж вот эта зависть, она же есть. Вот смотрите, «не такой, как этот мытарь» - я хороший! Что бы стало с фарисеем, если б рядом стоял другой фарисей? Что бы стало? Он бы и этого фарисея съел! Если б тот тоже стоял с заслугами – он бы сказал: «Мои заслуги больше! Я лучше!»
Нам трудно признать, что мы обычные! Что мы простые! Что мы грешные! А в этом весь корень! Апостол Павел в послании к Коринфянам в 13й главе как говорит? «Любовь не превозносится! Любовь не гордится!» Что делал фарисей? Гордился. Просто он превозносился. Он возвеличивал себя. Что делал фарисей? Он убивал в себе любовь. Потому что она не превозносится и не гордится. Значит, где гордость и превозношение – там нет любви. А весь Закон и все пророки исполняется одним – когда Христа спрашивают: «Какая большая Заповедь в Законе?» - Он не перечисляет все десять, Он говорит: «Возлюби Бога и ближнего своего». Бога - больше себя, ближнего – как себя! Возлюби!
Уходит любовь. Когда мы просто хвастаемся. Когда мы просто говорим о другом уничижительно. Когда мы себя сравниваем, для себя – в положительную сторону. Когда мы не видим, что всё у нас от Бога. И мы всё это даже и взять не смогли, мы это всё даже растеряли – и здоровье, и силы, и всё, возможности – растеряли. Тогда мы теряем самое главное. Мы теряем любовь. Мы теряем смысл. Зачем все эти подвиги? Зачем все эти старания? Чтобы просто похвалиться? Страшная притча. Такая ясная! Такая простая! Такая открытая – любой ребенок поймет. Но выполнить тяжело. Выполнить тяжело, услышать вот эти слова, которые говорит мытарь. Услышать вот эти слова: «Боже, милостив буди мне, грешнику» и больше ничего. Бия себя в грудь, бия себя в перси… Суть понял. Самое главное понял. Фарисей всё исполнил, дай Бог бы мытарю это всё исполнить, а сути фарисей не понял, сути не принял. Перед Богом нельзя становиться с заслугами. Это всё равно что ребенок скажет: «Папа, смотри, какая у меня хорошая одежда. Хорошая потому, что папа, мама, вы мне дали, вы меня одели, вы меня накормили, вы меня вырастили. Вы!» Так и Бог нам дал, нам вручил! Вручил наши способности, вручил наши таланты – всё нам дал.
Родненькие, вот это суть нашей веры. Очень часто говорят: «Что они там православные? Как понять их веру? Как понять их Церковь?» А самое главное - что надо понять? Что мы всё время, всю службу говорим? Да мы вот эту молитву говорим: «Милостив буди мне грешнику», просто немножко сокращенней, еще короче говорим. Как? «Господи, помилуй!» И вот, так можно всю жизнь проговорить «Господи, помилуй», но говорить это не от души! Говорить это, превозносясь. Говорить это, поглядывая в сторону, что кто-то не так одет, кто-то не так стоит, кто-то не так читает, кто-то не так ударение поставил. О себе думать больше – и молитва пойдет в пустую! А можно пойти вон там, в притворе храма стоять, вот там, где люди сейчас на улице стоят, там стать, слезами залиться и сказать: «Господи, помилуй!», «Господи, милостив буди мне, грешнику!»
Суть. Основа. Не покупать! Не достигать! Не добиваться! Любовь нужно любовью стяжать, на любовь любовью отвечать. Только когда есть любовь – мы перестаем хвастаться. Только когда человек любит по-настоящему – он уже не перечисляет, сколько он вычитал молитв, сколько он акафистов прочитал, сколько он кафизм прочитал – он просто читает, он просто молится! И он радуется тому, что молится! Он уже не перечисляет, сколько он добрых дел сделал: сколько пожертвовал, сколько он построил, сколько поделился, скольких выслушал – он просто это делает! Как та мать, которая ночь не спала у больного ребенка – она же не бежит назавтра кричать: «Я всю ночь не спала, какая я хорошая, я за ребенком смотрела!», она другое говорит. Она говорит: «Боже мой! По моим грехам, по моим грехам случилось! Но Бог помиловал! Ребенок поправился! Слава Тебе, Господи!»
И в нашей жизни. В нашей жизни, родные, что бы ни случалось, как бы ни было – всё-таки, идти к Богу. К Богу идти, склоняя голову. Склоняя голову, но ощущая, что Он смотрит, что Он готов обнять, что Он готов принять, Он готов помиловать, Он любит нас. По-настоящему любит, Любовью Христовой! Любовью жертвенной!
К Богу – не превозносясь, не копаясь в себе, а каясь, любя, всем сердцем своим, жизнью своей - пойдем, родные! Пойдем к нашему Великому Богу, Имя Которому Любовь! К нашему Великому Богу, Который нам дает эту радость забыть о себе, забыть о своей грязи, очиститься, подняться, обратиться к Нему, и любить, оставаться с Ним всегда! Будем любить. Не будем гордиться. Гордость останавливает. Бог гордым противится. Знаете, вот человек хвастается и что? Тяжело, трудно слушать это хвастовство, правда? Ему кажется, что он нас поразит, этот человек! И нам так кажется, что мы кому-то про себя так хорошо расскажем! Поразим прямо, какие мы хорошие! Но куда лучше, когда мы станем друг друга слушать и друг для друга жить. Лучше будет, когда мы начнем друг друга понимать! Понимать. И друг друга любить. Давайте любить, родные, давайте.
Вот два человека в Евангельской притче. С кого будем брать пример? И с одного, и с другого будем брать пример. С одного – что он умел и поделиться с ближним, и поделиться со всеми, от того, что умел поститься, умел веру свою содержать. А с другого – что понял суть, которую всем надо понять. Чтобы достичь Бога, чтобы быть с Богом – надо смириться, надо свою гордыню взять и раздавить её, уничтожить в себе, вырвать из себя эгоизм, вырвать из себя самость, вырвать из себя «я», свое «я». Бог не осуждает ни одного, ни другого. Просто говорит: «Вот этот пойдет более оправданный, нежели первый». Но не нам судить, кто из нас будет более оправданный… Потому что знаете, так коварен дьявол, что мы можем себе сказать: «Вот говорю «Боже, милостив буди мне грешнику», значит меня больше оправдает» - и тут уже будет что? И тут уже будет вот эта гордость! Искренне скажи, искренне посмотри на себя! Искренне смирись! И будешь «блаженны нищие духом» - будешь. Что такое «блаженны»? Нищие - счастливые. Вот те, кто «нищие духом» - те, кто о себе не думают, кто не превозносится, кто всё считает, что у него есть - всё от Бога. Дай Бог всем блаженства. Дай Бог всем счастья. А путь мы знаем – о себе не думать. Ведь человек, который гордиться – он глубоко несчастный человек, ему всегда чего-то не хватает – всегда хочется и побольше грамот, и побольше наград, и побольше статей о нем в газете и где-то еще, и побольше фотографий… Как мы фотографируемся? Один скромненько в стороночку отошел, а кто-то что? Вперед. Чтоб только меня было видно. Не надо. Не надо. Не будем себя выставлять. Давайте жить вот так, как сейчас. Вот смотрите, как же хорошо, какая радость! Все мы стоим, и тепло на душе. Тепло на душе, выстояли два часа, шли по морозу, утром встали, хочется в теплом доме побыть, побежали в Храм по этим холодным улицам, по этим, таким холодным, маршруткам. А пришли в Храм – и не хочется уходить, хочется быть с Богом. Вот это самое важное. Не о себе, а быть ближе к Богу. И будет - получится, что мы станем ближе к друг другу. Правда? Как мы сейчас согреваем друг друга нашей любовью. Дай Бог, чтоб в каждом человеке любовь умножилась и ушло «я».
Следующая седмица у нас, родные, сплошная, в среду и пятницу Поста нет. Кушайте, набирайтесь сил. Набирайтесь сил не только, чтоб хорошо ходить, прыгать и работать. А набирайтесь сил, чтобы хорошо задуматься о себе, покаяться в грехах и в Пост войти со смирением. Аминь
Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.
Комментарии отключены и скрыты