Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Писание каждый день

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ. Успение Божией Матери

У нашего известного богослова и проповедника протоиерея Сергия Булгакова (+1944) я как-то прочитал об Успении Богоматери одну интересную мысль:

«Праздник успения есть Богородичная Пасха, и в этот день надо было бы приветствовать друг друга взаимным пасхальным приветствием: «Пречистая воскресе! – Воистину воскресе!»1.

Что он хочет этим сказать? То, что Богородица воскресла и взошла на небо. Она стала первым человеком, который осуществил в Себе конечную цель творения — преображение и прославление человека, а через него и всего космоса2.

Характерно уже само слово «успение». В славянском и древнерусском языках оно означало «засыпание, сон»3.

Именно так думают святитель Димитрий Ростовский (+1709): «Матерь Божия умирает бессмертной смертию»4 и свят. Филарет Московский (+1867): «Видите ли тайны и чудеса Успения Божией Матери? Видите ли торжество земное и вместе небесное? Видите ли легкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь? Видите ли гроб, превращенный в окно, открытое в невидимый мир, к пренебесному свету?»5.

Есть древнее предание об успении Богоматери. Кратко оно выглядит так.

Незадолго до своей кончины Дева Мария поселилась в Иерусалиме, где часто посещала места, связанные с жизнью Своего Сына6. К Её смертному часу в Иерусалим чудесным образом собрались апостолы. Её пречистое тело лежало в горнице, и его осеняло дивное облако. По завещанию Девы Её тело погребли в одной из пещер Гефсиманского сада в гробнице Её родителей и Иосифа Обручника. Апостол Фома не успел прибыть на погребение. И когда в третий день для него открыли пещеру, тела Божией Матери уже не было в гробнице. Оно было взято на небо7.

А у св. Епифания Кипрского (+403) сохранилось даже описание внешности Приснодевы: «Рост Её был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светлорусые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза цветом напоминали масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые…У Неё не было никакой гордости, во всем простота, без всякого притворства…Одежды Её были просты, без всяких искусственных украшений. Словом во всем в Ней проявлялась проникавшая Её благодать»8.

Но почему Пречистая Дева не миновала смерти? Как могла умереть Та, Которая дала Свое человечество Богу и родила Сына Божия, ставшего человеком? Та, Которая добровольно стала средством к воплощению и была очищена Духом Святым? Ведь мы же верим, что в день Пятидесятницы Дух Божий сошел на Неё еще раз. И теперь уже Он Сам стал средством Её обожения9.

Свят. Филарет Московский видит две причины.

С одной стороны, Она Сама добровольно подчинилась условиям человеческой жизни вплоть до смерти, потому что « не хотела пребыть совсем непричастной смерти, когда Её Пребожественный Сын вкусил смерти»10. Она как бы повторяла вольное истощание (кенозис) Своего Сына, хотя смерть уже и не имела над Неё власти.

С другой стороны, с этим Её желанием соединялось особое действие Божественной педагогики. После победы Христа над смертью возникала опасность, что к ней станут относиться с беспечностью, от которой один шаг до отчаяния:

«После решительной победы над смертью, нужно было для возбуждения к подвигу и осторожности в деле спасения душ, показать еще оставшуюся некую силу смерти и показать в такой личности, которая была ближе всего к участию в победе над смертью»11. В Пресвятой Деве!

И вот эта личность, носившая в Себе Бога, входит в совершенное единство с Божеством и сидит одесную Сына. На языке Церкви это означает соединение Богоматери с Сыном и вхождение в Его славу. Мне очень нравится, как умно об этом сказал тот же отец Сергий Булгаков:

«Богоматерь дала Сыну Своему человеческое естество, свои тело и кровь, Сын же возвращает ей его прославленным божественной славой и силой, совершенно обоженным, так что Сын и Матерь становятся уже едины в этой обоженности, с отсутствием всякой преграды между ними»12.

А это значит, что Она переступила грань, отделяющую нас от будущего века. По мнению святителя Григория Паламы (+1359), свободная от условий времени, Она является причиной того, что Ей предшествовало, и одновременно главенствует над тем, что наступило после Её. Она дарует вечные блага. Именно через Неё люди и ангелы получают благодать. И вообще, ни один дар не принимается в Церкви без Божией Матери – начала Церкви прославленной13.

Успение Божией Матери – древний праздник. Уже В 4 веке он был повсеместно известен. Первоначально успение Богородицы (depositio) совершали 18 января /3февраля, а 15/28 августа отмечали взятие Её на небо (assumptio). Всеобщее же празднование 15/ 28 августа установлено в 582 году византийским императором Маврикием (+602)14.

В общем, Успение – день торжества жизни над смертью и воскресения из мертвых, только теперь не Богочеловека Христа, а человеческой личности – Пречистой Девы Марии, а в будущем и всех нас. Отметим это в своей памяти!15.

Примечания:

1. Булгаков Сергий, протоиерей. Вознесение Богоматери. Слова, поучения, беседы. YMKA-PRESS. Париж, 1987. С. 351.

2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды № 8. М., 1972. С. 102.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1987. C. 172.

4. Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. Поучение на праздник Успения Пресвятой Богородицы. СПб., б. г. С. 678.

5. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 4. Слово (CCCX) (229) в день Успения Пресвятой Богородицы. М.: Репринт, 1882. С. 565.

6. В церковной письменности нет единого мнения о возрасте Пречистой Девы. Например, апологет 2-го века Мелитон, епископ Сардийский, относит успение Богородицы к 69-му году Её жизни, А Ипполит, епископ Римский (3-й век) годом успения называет 57 от Её рождения. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской (+340), пишет, что годом успения Приснодевы был 63-ий год Её жизни. Епифаний, Епископ Кипрский (+403), всех лет Её жизни насчитывает 72. Св. Димитрий Ростовский объясняет эти расхождения гонениями на Церковь, когда не было возможности писать книги и вести летописи и когда сама христианская вера распространялась устной проповедью (Жития святых. Август. М., 1911. С. 237).

7. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1995. С. 68.

8. Жития. Указ. соч. С. 256. Этот образ хорошо дополняет св. Амвросий Медиоланский (+ 397):

Она была Дева не только плотью, но и духом, в сердце смиренна, в словах богомудренна, в речи нетороплива, в чтении Писаний неутомима, в трудах бодра, в беседах целомудренна. Никого не обидела, всем желала добра, не гнушалась нищего, ни над кем не смеялась, вид Её был образом Её внутреннего совершенства. Все дни свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Её покоилось, духом она бодрствовала…Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем Она хотя и являлась вне дома своего в сопровождении других, но лучшим стражем для себя была Она сама. Другие охраняли только Её тело, а нравы свои Она блюла сама» (Цит по: Дебольский Григорий, протоиерей. Дни богослужения православной кафолической Восточной Церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 115-116).

9. Лосский В. Н. Указ. соч. С. 101.

10. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово (CCLXXXVII) (206) в день Успения Пресвятой Богородицы. Указ. соч. С. 455.

«Пресвятая Дева, — рассуждает он в другой проповеди, — шествуя во внутренней жизни путем веры и совершенной преданности в волю Божию в жизни внешней шла путем отрешения от земных привязанностей, от земных благ и удовольствий, путем простоты, нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву вере и Богу» (Слово (CCLXXX) (199) в день Успения Пресвятой Богородицы. Указ. соч. С. 411).

Подробно рассуждает о кенозисе Пречистой Богородицы протоиерей Сергий Булгаков (+1944):

«…Вместе с земным служением Спасителя проходит свое служение и Пресвятая Дева, всё время оставаясь в тени и безвестности, но несомненно соучаствуя матерински в жертвенном служении и страданиях Своего Сына и возрастая в этих страданиях…То немногое, что содержат Евангелия, когда приоткрывается завеса молчания о Марии, свидетельствует именно и об Её испытаниях, борениях, искушениях, страданиях.

Сюда относятся: и происшествие при Сретении Господнем – пророчество Симеона, и смятение после потери Отрока и обретение Его во храме среди старцев, и желание видеться с Ним во время Его служения, и поспешное обращение в Нему с мольбою о чуде в Кане Галилейской, и стояние у Креста, в образе которого выразились голгофские муки Матери о крестной смерти Сына…Это было жертвенное служение Богоматери, совершающееся Богоматеринство, в полноте которого последовало и его завершение…В Своем смирении Богоматерь не отверглась пройти общечеловеческий путь смерти, чтобы освятить его…

Совершившееся Богоматеринство предполагает и прославление Богоматери, которым и является Её Успение. Однако первое впечатление от этого события – не прославление, а уничижение. Почему Богоматери, святейшей всей твари, суждено было вкусить смерть, когда этого удела миновали даже в Ветхом Завете Илия и Енох?…Своею кончиною Пресвятая Дева, вслед за Сыном, прошла врата смерти, которые обречено проходить всё человечество… Она освятила этот путь и не пожелала отделиться от всего человеческого рода, которого Она является Материю, по усыновлению его Ей на кресте в лице Иоанна… Если Сын Её смирился до вольной смерти из любви к человеческому роду, то могла – ли в этом от Него отделиться Его Пречистая Матерь?…

Но здесь существенно установить и различие между смертью Господа Иисуса Христа и Его Матери.

Первая смерть была вольная, но не естественная. Поэтому, как противоестественная, она могла явиться только насильственной, причем этому насилию, по самоуничижению Господа, Им не было оказано никакого противодействия. Богочеловек, в силу Своего бессеменного зачатия от Духа Святого и Марии Девы, явился свободен от первородного греха, и поэтому новый Адам не подлежал смерти, по крайней мере, не в меньшей степени, чем Адам ветхий до грехопадения…

Смерть могла «взять, но не удержать» Его, и сама она оказалась для Него лишь особым состоянием Его богочеловеческой жизни, имеющим задачею соединить собою всех, возобладать над живыми и умершими…И как Господь принял не смертное, отягченное грехом тело, но лишь подобие плоти греха, так и смерть Его не была истинной или обычной человеческой смертью, но лишь подобием смерти.

Напротив, Успение Богоматери – это важно догматически усвоить – было истинной, настоящей, закономерной смертью, которой она подлежала как человек, почему и кончина Её была не насильственная, но естественная…Пресвятая Дева вкусила смерть как подвластная первородному греху и в силу закона этого греха. Она не преодолела поэтому смерти Своею собственною силою, смерть побеждена была для Неё силою Христовою: усопшая Богоматерь была пробуждена от успения Своим Сыном, Она была Им воскрешена явилась, таким образом, первенцем воскрешения твари. Но это воскресение лишь подтверждает силу и подлинность смерти» (Булгаков Сергий, протоиерей. Прославление Богоматери. Купина неопалимая. Опыт толкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927. С. 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122).

А архиепископ Иннокентий (+1857) рассуждает о кресте Господнем, который Его Мать делила с Ним:

«…На кресте был не один Сын, была и Матерь. Когда? И в продолжение всей жизни, но особенно на Голгофе. Ибо не Сам ли Божественный Сын сказал: «Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня!» (Мф. 10, 38). Кто же мог быть достойнее Сына как Матерь? Поэтому никто не носил такого креста в продолжение жизни, как Преблагословенная Дева Мария.

Крест сей слагался не из древа или вещества, а из величия, подобающего Матери Божией, — из уничижения, в котором сия Матерь пребывала до самой смерти. Рассудите: сам архангел именует Её Благодатною и приглашает к радости. Она носит уже во чреве Сына Божия, и в то же время должна страдать от подозрения перед хранителем Своего девства: и какого подозрения? Что Она бракоокрадованная!… Не крест ли это? Её приближается время родить Того, царству Которого не будет конца; и для Него ет места в гостиницах вифлеемских. Она должна родить Его в вертепе и положить в яслях!… Не крест ли это?

Ангелы поют: «Слава в вышних Богу», волхвы приносят дары; и непосредственно за этим, спасаясь от Ирода, надо бежать ночью в Египет тем путем, который едва проходим среди дня! Не крест ли это?

А на Голгофе, что вы думаете чувствовало сердце Матери, когда Сын вопиял в муках: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Здесь-то, без сомнения, тсполнилось во всей силе ужасное предсказание Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу!» (Лк. 2, 25) .

Когда оружие прошло самую душу, то не было нужды прободать рук и ног: тайна духовного распятия совершилась!…» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Слово на день Успения Пресвятой Богородицы. Сочинения. Т. 2. СПб. – М., 1872. С. 68-69).

11. Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слово (CXCV) (44) в день Успения Пресвятой Богородицы. Слова и речи. Т. 3. М.: Репринт, 1877. С. 431.

12. Булгаков Сергий, протоиерей. Указ. соч. С. 353.

13. Лосский В. Н. Указ. соч. С. 102.

У самого Григория эта цитата звучит так:

«Она – и Основание тех, которые были прежде Неё и Предводительница тех, которые после Неё, и Ходатаица вечных. Она – Тема пророков, Начало- апостолов, Утверждение — мучеников, Фундамент – учителей. Она — Слава сущих на земле, Радость – сущих на небе, Красота — всего творения. Она – Начало и Источник и Корень неизреченных благ. Она – Верх и Совершенство всего святого» (Святитель Григорий Палама. Беседы (омилии). Т. 2. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Монреаль, 1972. С. 120).

14. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Часть вторая и третья. М., 1997. Репринт. С. 323-325.

Он же приводит мнение древней Церкви о вознесении на небо Пречистой Девы:

«Без сомнения, вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти – истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, неужели пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению?… Святые мощи проставленных мучеников с течением времени иногда подвергаются по грехам живущих на земле общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери, оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено перед телами святых безвестным сокрытием в земле. Оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса» (Указ. соч. С. 325-326).

15. Архиепископ Иннокентий видит в Успении Богоматери пример того, как следует каждому из нас относиться к смерти:

« Её Успение научает нас, что смерть неизбежна, но в то же время показывает, что смерть сама по себе не есть зло для человека. Ибо, если бы она была зло, то Матерь Сына Божия по тому самому была бы изъята от необходимости умереть. Пример Её должен поэтому служить в утешение всем нам и возвышать нас над страхом смерти и гроба…

Возьмем от гроба Богоматери урок не почитать смерти самой по себе злом, ибо она, если делается таковою, то по нашей собственной вине, т. е. когда мы отходим из этой жизни, обремененные грехами, без истинного покаяния и веры. Но при таком образе действий жизнь есть еще большее зло, чем смерть: ибо смерть, по крайней мере, прекращает собою непрерывный ряд тех грехов и беззаконий, на которые была истрачена жизнь…» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы. Указ. соч. С. 60-61) .

29 января 2015 в 10:38

Богородица для нас Флаг Святости и каждодневного примера!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем