- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3888
- |
- Видео 1607
- |
- Мероприятия 3
ГОВОРИЛ ЛИ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ "СПАСАЙСЯ САМ"?
Ответ противникам миссионерской деятельности.
Возражающие против проповеди заблудшим часто приводят слова "спасайся сам и тысячи вокруг тебя спасутся", приписывая их преподобному Серафиму Саровскому. Но, так ли наставлял преподобный? Ведь, если цитировать его дословно, получится совершенно иной смысл.
1. ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ГОВОРИЛ ПРЕПОДОБНЫЙ.
Так вот, Саровский чудотворец говорил не "спасайся сам", а "стяжи дух мирен". Но, почему-то, противники миссии забывают (или не хотят) цитировать дословно. А ведь смысл тогда действительно меняется. Задача христианина - стяжать благодать Святого Духа. По словам того же преподобного, этому способствует не только молитва:"Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают". Следовательно, по мнению святого Серафима, нужно делать именно те дела, которые приносят духовную прибыль. Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что забота о спасении ближнего выше даже поста: "То, чего не может произвести ни пост, ни спанье на земле, ни что другое, делается спасением брата".
Кроме того, почему противники миссии забывают о других словам преподобного Серафима, обращенные к своему ученику: "Сей, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии – все где-нибудь да прозябнет и возрастит, и плод принесет, хотя и не скоро". Оказывается, что святой Серафим не только не против миссии, но, даже, наоборот, он наставлял проповедывать везде, где только можно.
2. БИБЛИЯ О "СПАСАЙСЯ САМ".
Что интересно: в Священном Писании есть место, где звучит похожее предложение спастись самому. Оно было сказано теми, кто проходил мимо Голгофы, злословя Господа словами:"Спаси Себя Самого и сойди со креста" (Мк.15:30). И, ведь, миссионерам тоже предлагают "спасти себя" и сойти с креста своего благовестнического служения.
3. БИБЛИЯ О ЗАВИСИМОСТИ СОБСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ ОТ ПРОПОВЕДИ ЗАБЛУДШИМ.
Слово Божие обещает обратившему беззаконика спасение души и покрытие множества грехов: "Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак.5:19).
Спасение собственной души совершается даже и тогда, когда слушающий не вразумляется от проповеди: "Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою" (Иез.3:19). Кстати, порой и не совсем приятные слова проповеди идут во спасение ближним:"И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд.1:22-23).
4. СВЯТЫЕ О СПАСЕНИИ СОБСТВЕННОМ И О СПАСЕНИИ БЛИЖНИХ.
Святитель Иоанн Златоуст напрочь опровергает тезис возражающих против миссионерской деятельности словами"так и мы должны заботиться не только о своем спасении (но и о спасении ближних), иначе сами не получим спасения". По мнению святителя Димитрия Ростовского, "не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу". А священномученик Онуфрий (Гагалюк) писал, что желания благовествовать рождается от сближения со Христом: "И чем ближе ко Христу люди, чем усерднее Ему служат, тем активнее они изо всех сил стараются приобщить к вечной, радостной, блаженной жизни Христовой и себя, и возможно большее число людей, вдохновляемые ревностью о вечном спасении, при помощи Христовой, помня слова Самого Спасителя: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). Поэтому, если человек сам не приблизился ко Христу, если он не старается любить Его всем сердцем, то участвовать в спасении ближнего ему особо не захочется.
Самое большое богатство, какое мы имеем - это наша Православная вера. Она, действительно, делает нас по-настоящему богатыми. Как бы нам не уподобиться богачу, который думал только о себе и не захотел делиться с Лазарей крупицами со своего стола... Так что, все эти возражения "спасайся сам" не имеют под собой никакой основы.
P.S. Спаси Бог московских семинаристов Дионисия и Александра, заметивших, как противники миссии изменяют слова в цитате преподобного Серафима, и обративших внимание на то, что миссионерам, как и Христу предлагают сойти с креста и спастить самому...