- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 0
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Таинства Крещения и Миропомазания (часть 2)
Продолжение....
Итак, мы видим, что главное в Крещении - духовное возрождение человека; рождаясь от воды и Духа, человек получает оправдание, очищение и прощение грехов, воссоединяется с Богом через спогребение Ему и совоскресение. Крещение требует определенной жизни - жизни святой, духовной, сознательной и нравственно свободной. Эта жизнь сводится к тому, чтобы освятиться Духом Святым, исправить повреждение падшего естества и сделаться жилищем Богу. Разумеется, это всё - не в силах человеческих, как мы уже сказали, для этого человеку нужен особый дар Св. Духа; и этот дар подается в следующем непосредственно за Крещением (в Православии) Таинстве Миропомазания. Схематично говоря, Крещение и Миропомазание - две стороны одного целого; в Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны, - в Миропомазании получаем Дары Св. Духа для прохождения этой жизни. Напомню еще раз слова Господа: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 7). Рождение от воды - это Крещение, рождение от Духа - Миропомазание.
С самого начала бытия Церкви возрождение человека к новой жизни совершилось двойственным актом: сначала человек принимал крещение от воды, а затем он принимал дар Духа Святого через возложение рук апостольских. Вот свидетельства Священного Писания: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святого (Деян. 8, 14-17). Еще: (в Эфес прибыл Ап. Павел, и) найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Духа святого, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый... (После проповеди Апостола) они крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый (Деян. 19, 2-5).
Впоследствии, при расширении Церкви, Апостолам и их преемникам - Епископам стало невозможно самим поспевать всюду и возлагать руки на обращающихся ко Христу, поэтому уже в Апостольское время форма совершения этого Таинства была изменена: Епископы стали освящать миро - особое благовонное драгоценное масло, т.е. как бы возлагали руки на миро; а потом это миро рассылалось по церквам, и им помазывались новокрещеные христиане. Надо думать, что к концу I века это был уже установившийся обычай, и о нем пишет Ап. Иоанн Богослов: Вы имеете помазание от Святого (т.е. Бога) и знаете всё... Помазание, которое вы получили от (Христа), в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое помазание сие учит вас всему, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2; 20, 27). Под помазанием здесь имеется в виду, во-первых, само непосредственное помазание миром, а во-вторых - действие Духа Святого, которое и стоит за этим Таинством, а именно: христианин получает некую печать Духа, которая изменяет его природу, вселяет в него силу Духа Св., и делает из просто человека, падшего по природе, члена Тела Христова, гражданина Царства Небесного и участника жизни вечной. Об этом напоминает и Ап. Павел, пиша: Не оскорбляйте святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4, 30), Катехизическое определение этого Таинства таково: Миропомазание есть таинство, в котором, при помазании новокрещеного освященным миром, ему преподается дар Святого Духа, дающий ему духовные силы для преуспеяния в христианской жизни. Это те именно силы, о которых сказал Господь: се, даю вам власть наступать на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам (Лк. 51 зач.)
Итак, это Таинство навершает Крещение, сообщая христианину благодатную силу Духа Святого. Еще раз напомню, что эта сила дана нам от Бога как задание, для созидания нравственной жизни, для употребления, для возделывания, для развития, для того, чтобы она прошла по всем отправлениям нашей жизни, как внешней, так и внутренней в особенности, чтобы из этого семени, всаженного в нее, в свое время вырос благодатный плод духовного христианского совершенства. Миропомазание - неповторяемое Таинство. Есть в Церкви (был, вернее) особый чин - помазывание Государей на Царство; но это не повторение Таинства, а преподание Государю некоего особого церковного благословения на управление государством в свете Евангелия и Церкви. Миром также помазывают храм при его освящении. Само миро готовится Великим постом по определенной технологии, освящается в Великий Четверг Патриархом, и затем по мере нужды рассылается по всей Церкви. Право приготовлять и освящать миро в Православии усваивается автокефальным церквам, и одним из важнейших признаков автокефальности является именно самостоятельное мироварение и мироосвящение.
Несколько слов о чине совершения этих двух таинств. Установился он в Церкви очень давно, и неизменно совершается вот уже 1500 лет. Сначала над оглашенным читаются запретительные молитвы, затем он (а если крестится младенец - воспреемники) даёт обеты Богу - отречение от сатаны, всех дел его, всех служителей его, всей гордыни его, и сочетание Христу Богу. Затем происходит собственно Крещение - троекратное погружение в воду, со словами: крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь; и затем сразу совершается таинство Миропомазания: св. миром помазуется лоб, глаза, ноздри, уши, уста, грудь, руки и ноги, с произнесением на каждое помазание слов: «печать дара Духа Святого, аминь».
Крещение - единственное Таинство, которое может совершить любой христианин, если нет возможности его совершения как должно. Для этого нужно испытать желание человека и совершить троекратное погружение в воду со словами: «крещается раб Божий»... и т.д. Если нет возможности погрузить в воду, то можно окропить водой. Все это, разумеется, касается только каких-то особых, как сегодня говорят, «форсмажорных» обстоятельств; как только представится возможность, нужно в церкви восполнить совершенное Крещение Таинством Миропомазания, которое может совершать уже исключительно священник.
Теперь нам нужно сказать о наших обязанностях, вытекающих из того, что нами приняты эти два Таинства. Они определяются, во-первых, обетами крещения, и во-вторых, фактом запечатления нас печатью Духа Святого. Обеты крещения состоят из двух частей: отрицания от сатаны, всех дел его, всех служителей его и всей гордыни его, и сочетания Христу. О сочетании Христу Спасителю мы говорим все время, а вот на отречении от сатаны да- вайте остановимся поподробнее, потому что в нашей церковной наличной действительности можно встретить неправильную, но распространенную точку зрения на это существо и наши с ним отношения. Эта точка зрения - которую с полным правом можно назвать «зловествованием» - утверждает (и чувствует), что центром нашей религии является не Господь Иисус Христос, и наша деятельность духовная целью своей полагает не Его; главное - это бесы и всё, что с ними связано: колдовство, порча, сглазы, беснования и проч. и проч., а деятельность наша сводится к тому, чтобы ограждаться от всего этого - при помощи Христа и Его Церкви. Тут сразу мы видим смещение верных акцентов: Христос Господь становится не целью, а средством - и это одно уже должно убедить нас: что-то в этом взгляде на духовную жизнь «не так», потому что, как мы уже говорили неоднократно, Бог не может быть средством ни для чего. На самом деле и колдовство, и беснование, и прочее - всё это есть; это реально существующие явления; но всё это - вне Церкви, - и то, при условии, если человек сам даст повод к воздействию на себя демонических сил, ибо Бог покрывает всех людей своею милостью. Для людей же, сущих в Церкви, сатана со всей своей камарильей вменяется ни во что; мы не боимся его.
Человека церковного все это не может коснуться, если он проводит правильную христианскую жизнь; нужно уж очень «постараться», совершенно неправильно мыслить о Христе и о Церкви, наделать много грехов и глупостей, чтобы Господь попустил православному христианину подвергнуться, напр. беснованию. Однако диавол, тем не менее, может оказывать и оказывает и на нас, христиан, некое воздействие; но оно вовсе не таково, каким представляют его сторонники бесовского «зловествования».
Как же учит Св. Церковь обо всем этом? Давайте посмотрим. Ап. Иоанн Богослов возвещает нам: для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). О чем здесь речь, что это за дела диавола? Вспомним грехопадение наших прародителей. Они проявили внимание к врагу Божию, согласились с ним и исполнили его волю. С того времени сатана получил доступ к человеку, так что - в пределе - человек стал служить не Богу - своему Творцу, а ненавидящему Его противнику. Особенно это проявилось в сфере религиозной, в области языческих культов. Возьмите время до пришествия Христова: это - эпоха страшных бесовских религиозных практик: человеческие жертвоприношения, ужасный блуд в самых извращенных формах, наркотики и проч. Мы с вами живем все же в христианскую эпоху, для нас все эти вещи - крайности: а тогда все это было обыденной повседневностью. (В скобках замечу, что в наше время все это языческое сатанинское мироощущение возвращается; оно будет более тонким, технологичным, более, я думаю, массовым, но в основе своей - тем, что было в дохристианскую эпоху. Яркий признак этого - усиление пропаганды блудного начала и извращений, которые - неизменные принадлежности языческих культов.) Можно вспомнить конквистадоров, которые воочию увидели то, о чем только можно было прочитать в Ветхом Завете. И сейчас всё это живо: возьмите, напр. то же шаманство, оккультизм и прочую цветущую сегодня «эзотерику».
Сатана получил доступ к сердцу человека; воздействуя со-вне посредством языческого устроения жизни, а извнутри - тиранством греха и страстей, диавол поработил человека и человечество в земной жизни, не говоря уже о перспективе вечности. В этом контексте, кстати, становится понятным религиозная жесткость Ветхого Завета: чтобы сохранить избранный израильский народ от разлития язычества и размывания и утраты им Откровения Божия, понадобились и религиозные войны, и изоляция, и запрет сообщаться с языческими народами, и внешне впечатляющий развитый культ. В этом же контексте ясно, сколь велико дело спасения, устроенного Христом. Он освободил человека от власти диавола, упразднив языческие культы, а главное - дав ему внутреннюю силу не подчиняться сатане. Се, даю вас власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию, и ничтоже вам вредит (Лк. 51 зач.). И эту силу мы получаем в Таинстве Крещения, и отныне мы руководствуемся новым, Христовым положением вещей: не сатана властительски действует на нас, а мы имеем силу противиться ему. Противостаньте диаволу, и убежит от вас, говорит Ап. Иаков, а ап. Павел пишет: Бог же мира да сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим. 16 гл.).
Разумеется, это не наша сила, а Христова: Господь изъял нас из-под власти сатаны. В Крещении мы исповедуем, чтобы сатана познал свою немощную силу, «ниже над свиниями сласть имущую», отрекаемся от него, дуем и плюем на него. Дуновение - в знак крайней его немощи пред Богом, что он даже дуновения христианского не выдерживает, плюновение - в знак крайнего презрения. В Крещении происходит, так скажем, изъятие души, сердца человеческого от доступа сатаны. Вот что пишет св. Диодох Фотикийский, один из Отцов Церкви: прежде Крещения благодать со-вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее..., с того же часа, как возрождаемая в Крещении, диавол бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душею прелесть, так по Крещении господствует над нами истина (Д. Н1лстр. 50-51).
Но нельзя думать, что благодать Христова - некий талисман, автоматически и безоговорочно действующий. Только сочетаясь с нашим произволением, со свободою, с нашими действиями, она покрывает нас от диавола. И чтобы испытывалась эта наша свобода, Господь попускает сатане неким образом действовать на нас - не властительски, ибо он никакой абсолютно власти над нами не имеет, не колдовством, сглазом и беснованием, но посредством искушений, соблазнов, приражений духа мира сего, через наши страсти, греховные навыки и привычки, через ситуации, через некоторых людей и проч. Для чего? Именно для того, чтобы мы на деле явили свое произволение, куда оно направлено - ко Христу ли, или в другую сторону.
Здесь главное, что нужно помнить, что сатана требует от нас, как и от наших прародителей, внимания к себе и к своим соблазнам. Все усилие и рачение у противника о том, чтобы придти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией, земными обольщениями и приманками, отвращая его от истинно-доброго к мнимо-хорошему (прп. Макарий Великий ел. 2, гл. 15). И собственно говоря, наша задача - не давать внимания диаволу, ни в большом, ни малом, ни даже в шутку, как это принято в безбожном мире. Внимание же нужно направлять на то, чтобы, по слову Апостола, проразумевать действия диавольские, и не сообщаться им.
Собственно, вся святоотеческая письменность посвящена этому; Свт. Феофан очень хорошо пишет об этом, в т.ч. в рекомендованной мною книге «Что есть духовная жизнь». А помочь нам в этом может твердая память того, что мы дали в обетах крещения обещание Богу - отречься от всех дел диавольских, от служения его, от гордыни его, от всех дел его. Дела его есть грехи и страсти - блуд, жестокость, гордость, чванство, невнимание к ближнему, эгоизм, сребролюбие, жадность, чревоугодие и проч., и проч. Служители его - бесы и люди, выполняющие их волю, живущие по грехам и страстям. Здесь нам нужно не поддаваться на так называемое «общественное мнение», не следовать толпе, оправдываясь, что «все грешат». Нужно быть самим собой, свою голову иметь на плечах, строить свою жизнь, не будучи влекомым волнами греховных обычаев мира сего, но на здравом основании христианской нравственности - даже если весь мир будет этому противиться, смеяться над нами, гнать нас. Наконец, гордыня его - это уже упоминавшийся дух мира сего - дух лжи, безбожия, тщеславия, разврата, гордости, денег, наглости, жестокости, глупости - то, что выливается из человеческих сердец и складывается в обычаи, в направление жизни, во весь уклад человеческих нехристианских отношений.
Именно об этом - не о Божием мироздании, но об изгаженном страстями людскими социуме - говорили ап. Иаков и ап. Иоанн: Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все что в мире - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, - не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 15, 16). Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).
И от этого мира греха мы отреклись, и теперь своим произволением должны противиться ему и тому, кто за всем этим стоит. И это наше отречение от сатаны в Крещении - не просто слова; нет, нам как раз дается великая сила противиться диаволу, и мы опытно видим, что если ему противимся, он никакой власти не имеет над нами, но убегает от нас, а мы обретаем великую свободу во Христе. Поэтому не будем бояться никого, а лучше будем помнить, что как в Крещении мы покончили со своей зависимостью от зла и получили от Христа свободу от диавола и греха, так в Миропомазании мы получили дар Духа Святого, и теперь наша задача - Духа не угашать и возгревать в себе Божий дар, говоря словами Ап. Павла. Возгревается же он четверояким образом: 1) участием в Таинствах Церкви, 2) молитвою, 3) чтением Слова Божия и 4) хождением в заповедях Божиих. И вот это - программа на всю нашу христианскую жизнь, которую мы с вами и должны созидать, исходя из того, что получено нами в Таинствах Крещения и Миропомазания.
Популярное видео
-
02:59
Олег Скобля Крещенский снег
Алла · 1169 просмотров -
22:05
Предсказание старцев о войне на Украине
Александр Кравченко · 1441 просмотр -
08:01
Почему антисоветчик - всегда русофоб. На пальцах
Александр Еремеев · 1045 просмотров