- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 111
- |
- Видео 65
- |
- Мероприятия 0
† МЕТОДИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ.
Осознанно слушать в глубине души-сердца! — elitsy.ru/videos/233327/
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧЕТКИ И. м: -
drive.google.com/file/d/13rGlLDzQ2MlQCsdem8dzU64VIw0ItNwe/view?usp=drivesdk
03 ноя 2017
† МЕТОДИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ. (И. м. или м. И.) Необходим контроль духовника!
Одним из реальных, практических и доступных для многих людей способов движения к Богу в настоящее время, является, по-видимому, Иисусова молитва:
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО.
Практический пример: — elitsy.ru/videos/233327/.
*
«Хотящие быть соединенными любовью с Господом, не хотят в этой жизни ничего иного, как только постоянного упражнения в делании Иисусовой молитвы»:
ИИСУСЕ СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНОГО.
Речь идет не только об Иисусовой молитве, но и о любой молитве такого типа, только б она была искренней, неспешной, внимательной, умной, сердечной, сильной /безстрастно-страстной/, творимой в глубине души в области сердца; частой, /непрерывной../, молитвой на засыпание или ночное просыпание, простой, понятной и наиболее соответствующей структуре души...
ИСКРЕННИЙ призыв /Имени/ Господа означет призыв Самого Бога.
КРАТКОСТЬ молитвы способствует концентрации внимания... Оно не успевает рассеяться... Но главное: - "Хочу лучше 5 слов серцем, чем...", и " Знает Отец ваш желания ваши прежде, чем...".
Устная молитва делается вслух, языком, устами.
Умная молитва делается мыслями, «про себя», как бы мозгами, головой, сознанием с вниманием, в памяти присутствия Божиего.
Сердечная молитва – это мысленная молитва душой в этой самой «глубине сердца» как области груди.
Молитва ДУХОМ — жить в чувстве Бога, ощущать себя в Его присутствии /без мыслеслов, при полупустом брюхе/.
*
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ:
Я верю, что Иисус Христос есть Сын Божий и Истинный Бог.
Я признаю, что «Целью жизни является стяжание Святого Духа». Собственно, жизнь для того и дана, чтобы в конце концов человек сделал осознанный выбор — с кем он, с Богом или с дьяволом /по эгоизму — с собой/. Выбор свободный, но у каждого — свой индивидуальный вариант. Примеры: Авраам, Савл, Разбойник...
На основании честных наблюдений за своими мыслями, поведением и т. п. я признаю себя грешником. (Перечислять все свои грехи и страсти безсмысленно по множеству их).
Я признаю, что по грехам своим я Святого Духа и спасения недостоин. Недостоин я и радости в этой жизни. Но при этом мне бы хотелось быть счастливым...
Я признаю, что «Бог есть Любовь», причём Любовь всесовершеннейшая и безграничная. Я знаю, что Бог — Живая Личность, а не какая-то идея или безликая закономерность. Поэтому-то с Ним и возможно общение, т.е. молитва. Более того — Он, собственно, и есть сама Жизнь и Путь Жизни. И Истина.
Кроме того, Бог триедин — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому обращение к любому из Его Лиц есть в то же время обращение к Единому Богу. Сложностей для восприятия такого единства сейчас у меня нет.
Я признаю Любовь и справедливость Господа.
Я признаю, что Бог всемогущ, и может простить и спасти меня в случае моего искреннего покаяния. Т. е. когда душа имеет структуру, способную на сознательное искреннее раскаяние...
Он может навсегда даровать мне Духа Святого во время моей смерти или за минуту до неё.
Чтобы оказаться достойным спасения я должен жить по заповедям Божиим; но я на это не способен по своей слабости и трусости. Т. е. я признаю себя грешником — весьма качественным грешником; когда в реальности, когда в потенции...
"Себе внимай..." — "Ты все поймеешь, и все увидишь там /в себе/ сам"... Столько мерзости и скверны в душе, в уме, в теле.?! У-ух..!
Поэтому «нам и оставлена Иисусова молитва» «в смиренных и покаянных чувствах» как самый доступный (реальный) способ покаяния в любое время в любом месте в надежде на спасение от греха и на безграничное милосердие Божие...
И, конечно, нам оставлена возможность формирования души посредством регулярного чтения "Нового Завета" в чувстве Бога! Но это другая тема...
Итак, неплохо было бы научиться:
1. Регулярно искренне молиться хотя бы простейшей молитвой;
2. Впитывать в свой дух /"дух есть душа души"/ Дух /Кровь?/ Евангелия, т. е. не просто читать "Н З", а читать в чувстве Бога, в памяти Божией, в ощущении Его присутствия /напоминающие вставки!/;
3. ЖИТЬ ПО ЕГО ЗАКОНАМ... Хоть попытатья...
Но это невероятно трудно — видеть свою дерьмовость, чувствовать Бога, просить Его о помиловании и хоть как-то пытаться сопротивляться греху...
***
ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ. (И. м. или м. И.).
Литературы по м. И. слишком много; она очень противоречива и запутана. Ясности нет. Видимо потому, что чёткой методики делания м. И. быть не может, т. к. сколько людей, столько и приёмов молитвы? Не уверен...
*
Иисусовой молитвой будем называть любую молитву, в которой присутствует Имя Господа — Иисусе...
Классическая форма (кл. ф.) м. И.:
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО.
Сокращённая форма /из акафиста (ак. ф.) «Иисусу Сладчайшему»/:
ИИСУСЕ СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО.
Выбор формы – «на вкус, на цвет»...
Для дороги, магазинов, кухни и т.п. мне больше подходит «классика».
Для ситуаций, близких к тишине, покою, одиночеству, повышенной сосредоточенности... для меня оказалось лучше использовать более простую, но обладающую не меньшей духовной глубиной форму м. И. без мыслезвука «Р», который приводит к вибрации кончика языка и тем самым рассеивает концентрацию внимания на глубинной сущности молитвенной мысли.
Часто у меня на «классику» ни сил, ни времени, ни внимания просто не хватает.
И. м., единую по своей сути, условно можно представить состоящей из двух частей:
1. Обращения к присутствующему здесь сейчас Господу:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий (кл. ф.) или Иисусе (ак. ф.).
2. Собственно молитвенного прошения грешника о помиловании:
Помилуй мя, грешного (кл. ф.) или помилуй мя (ак. ф.).
Совместно эти части, если они оживают в глубине души в виде искренней молитвы, иногда доставляют спокойную, тихую радость смиренного и покаянного общения с Богом.
P. S.
Иногда очень хорошо становится в сердце от Иисусовой молитвы в виде:
Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Господи Иисусе, Боже мой, помилуй мя.
Тут от простоты и разнообразия форм многое зависит – слишком часто на полную сердечную молитву в ощущении, что Бог меня слышит и видит не хватает энергии внимания...
Поэтому приходится упрощать, менять вид или сокращать продолжительность молитвы. Иногда лучше короче, но по-сосредоточеннее и по-искреннее.
*
А иногда очень хочется помолиться своими словами... Или по молитвослову...
Понятно ли объясняю? — Какие молитвы в данных обстоятельствах вызывают более сильное чувство /ощущение/ Бога и греха – теми и молись... Нет?
Иногда о Боге вспоминаешь лучше и помнишь дольше после обычного разговора с людьми в Храме...
*
К примеру, мне иногда мне очень нравится "Молитва мытаря":
БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ ГРЕШНОМУ.
И молитва — "Цель жизни":
"ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ, ПРОСТИ». ДАЙ СВЯТОГО ДУХА, БОЖЕ, ОБРЕСТИ.
*
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МОЛИТВЫ.
(Применительно исключительно ко мне... Ступени...).
1. Православная вера.
2. Получение сведений о существовании такой молитвы.
3. Появление интереса к м. И.
4. Получение информации о сути молитвы (устное и литературное).
5. Решение попробовать молиться. Разрешение и напутствие духовника.
6. Начальное прошение Господа о помощи в молитве.
(Этот пункт необходим всегда, каждый раз, ежедневно в начале молитвенного делания; и особенно при ослаблении в молитве...).
7. Молитва мысленная (вслух я почти не пытался молиться).
8. Частота молитвы. (1, 10 или 100 раз/день или в год... Непрестанность – для меня нереальна...). (Сопротивление «грязным мыслям», «количество — в качество»).
9. ВНИМАНИЕ, ИСКРЕННОСТЬ И СИЛА – основы молитвы.
Нерассеянность и неспешность м. И; сосредоточенность на смысловом содержании молитвы. Слово, мысль — чувство...
10. Цель молитвы Иисусовой – ПОКАЯНИЕ...
Молиться в покаянном чувстве... «Иметь смиренное о себе мнение, ощущать себя хуже всех», сокрушаться о своих страстях, грехах и постоянной виновности пред Богом. /За последние 2-3 дня стольких людей осудил!/.
11. Упрямство. Труд.
На приобретение определённого навыка в молитве уходят года, десятилетия, до, а может, и после, старости.
20 лет – подготовительный этап.
Устойчивость молитвы.
Утратил молитву – снова начинай... С места падения... Побыстрее...
12. От мысленной молитвы постепенно перейти к молитве сердцем – т. е. безвидно представлять себе молитву, творимую не в голове (умом), а в глубине души, в области сердца, где-то в середине груди... Чуть левее...
И никаких образов при молитве – очень опасно!!! Бесовская прелесть – рядом!
А «Бога не видел никто никогда!». Так навнушаешь и напредставляешь себе чего-нибудь, каких-то образов, даже в виде букв молитвы в сердце... — потом не отвяжешься... Причем можешь даже не осознать этого!
13. «Внимание, блюдение и хранение ума, покаянное чувство, смирение – это и есть чистота сердечная, в которой только и может водвориться Иисусова молитва; или, что тоже, Сам Господь Иисус Христос».
14. Не ждать от Бога никаких экстатических состояний или раскрытия сверхчеловеческих способностей. (Моих грехов – бесчисленное множество!).
«К высоким мерам не стремись, ибо стремление сие бывает от гордости».
«Отец, Сын и Дух Святой Сам придёт, кода сердце твое будет чисто через посредство частой, в смиренных и покаянных чувствах совершаемой молитвы».
15. Цель м. И. – вспомнить, ощутить и подольше удерживать в себе чувство присутствия БОЖИЕГО, не забывая при этом о своем грехе.
16. М. И. со временем приведёт к мыслям и поступкам, основанным на смирении в чувстве Бога...
ПРИМЕЧАНИЕ.
Это, всё-таки, теория... В реальной мирской жизни приходится прыгать с одной ступени на другую, и обратно, через 3, а то и через 5...
Чаще падать! «Не залезешь – не свалишься». Опыт...
Смысл молитвы – покаяние и «радость общения с Богом».
Ощущения радости при занятии м. И. подобны тем, которые бывают после искренней исповеди (радость от прощения Господом бездны совершённых мною грехов) или при неформальном Причащении... Описать их трудно... Что-то вроде ощущения несомненной истинности Бога, покоя в душе, тишины, умиления, спокойной тихой радости, чувства своего недостоинства...
(Больших даров я не достоин. Да и куды ж больше-то?! Чтоб в бесовской прелести оказаться?!).
А может я и сейчас в ней?!
Но т.к. вся жизнь проходит в грехах, а грех отталкивает от молитвы (отсутствие м. И. и памяти Божией – критерий греховности души, Батюшка?), то такие ощущения у меня бывают крайне редко и совершенно не регулярно.
По мере совершенствования в молитве (силе сопротивления страстям и грехам), Господь Сам подаст тебе то, что будет максимально полезно для тебя. (Молитва лучше «идёт», если удаётся победить в себе какое-нибудь страстное желание – «выпить», например, и т. п.).
***
Душою и целью молитвы Иисусовой должно быть покаяние в ощущении присутствия Божиего.
«Если даже заберёшься на самый верх лествицы совершенства, всё равно моли Господа о прощении грехов...».
ПОМНИ О ГРЕХЕ И О БОГЕ!
Искренняя, сердечная, молитва о помиловании означает не только прошение о милости, не только просьбу о прощении за грехи, но и за всю страстно-греховную сущность души.
Если стремиться не к Богу, а к духовным наслаждениям, можно элементарно нарваться на нечистого духа: - «Бес хитёр... и может нас этой же великой молитвой угробить, если нет у нас смирения».
МЕТОДИКА ДЕЛАНИЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ.
(Индивидуальная. В смысле я могу ошибаться...).
1. Если цель молитвы – удаление из своего ума и сердца нечистых мыслей, чувств, эмоций, желаний, т. е. любой внутренней грязи, то она может осуществляться как в словесной, так и в мыслительной форме без особого внимания над её смысловым содержанием. Поскольку грязь в душе, сердце... образуется непрестанно, то и молитва, в пределе, должна быть непрестанной.
В реальности это означает, что молитву просто надо произносить как можно чаще (сейчас, к примеру!!! – ИИСУСЕ...), но с разделяющими перерывами... Чтобы избежать монотонности...
И это весьма достойная цель!
2. Если же цель молитвы – покаянное обращение к Богу с просьбой о помиловании (спасении), то Иисусову молитву надо стараться делать:
- «в глубине» души, в середине груди-сердца, ощущая присутствие Божие;
- в "смиренных и покаянных чувствах";
- нерассеянно, неспешно, с вниманием;
- как можно чаще;
- в одиночестве;
- с лёгкостью в брюхе (какая молитва при тяжести в животе?!);
- в тишине; в проветриваемом помещении, в тени, на свежем воздухе (трудно молиться с перегретой головой, в запахах копчёных сосисок... Но можно!);
- с минимальным освещением;
- если получится, после прохладного, очищающего тело, освежающего душа...
Так — лучше; но можно и нужно молиться всегда — даже сейчас, в области сердца: - ИИСУСЕ...
Обращаться к Господу, не чувствуя Его присутствия, означает возврат к первому, в известной степени формальному, типу молитвы.
Тоже произойдёт, если просить Господа о помиловании без внимания, смирения, покаяния, не ощущая ни присутствия Божиего, ни бездны собственного падения... /эгоизма, трусости, .../.
Не будет ли это просто игрой в молитву, Батюшка?
Стой! Замри! Ощути присутствие Божие... В сердце: - ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО.
1. Приём для оживления чувства присутствия Божиего:
«Водружённая в нас посредством памяти мысль о Боге есть вселение в нас самого Бога».
«Если взыщем Бога, то он явится нам, и если будем удерживать Его в себе, то Он пребудет с нами».
Сейчас, когда перечитываю эти мысли, вспомнил о Господе, — и Его присутствие сразу же ощутилось..: - ИИСУСЕ...
Чем не средство оживления молитвы?! Просто держать этот, или аналогичный текст перед глазами. Например, в виде регулярно всплывающей заставки с бегущей строкой /современный аналог четок/:
«А не забыл ли я о Боге сейчас?!: – Забыл.!: – ИИСУСЕ...».
И перечитывать несколько раз душой-сердцем – пока и без данного текста ощущение присутствия Божиего будет сохраняться...
2. Приём для оживления смиренного и покаянного чувства:
«Водружённая в нас посредством памяти мысль о смирении есть вселение в нас чувства смирения».
Смирение – это смиренные (правдивые, не высокопарные!) мысли о себе, осознанное чувство личной греховности и неспособности сделать что-либо нужное и полезное ни для себя, ни для ближних, смиренное состояние души, следование воле Божией и безропотное терпение скорбей, болезней, страданий (без осуждения, недовольства, пьянства...). Не выпендриваться! Как я сейчас...
«Если, видя бездну своих грехов взыщем покаяние, то оно войдёт в нас,
и если будем удерживать себя от греха с помощью м. И., то оно и Он пребудут с нами» - ИИСУСЕ, ПРОСТИ...
Сейчас вспомнил, что главная цель Иисусовой молитвы есть покаяние, возникло желание произнести м. И. именно как прошение о спасении-помиловании:
ГОСПОДИ, ПРОСТИ И ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНОГО.
Состояние души при делании м. И:
ПРИ МОЛИТВЕ НЕОБХОДИМО:
1. Очищение головы от мыслей.
2. Ощущение присутствия Божиего;
3. «Зрение греха своего», т. е. искренние чувство раскаяния;
4. Признание личного безсилия в борьбе со страстями и грехами и призыв Господа на помощь.
5. ИСКРЕННОСТЬ И СИЛА призыва Имени Божиего /ИИСУСЕ.., ОТЧЕ НАШ.., ГОСПОДИ.../. Без них Имя Божие может оказаться оторванным от Бога... Со всеми вытекающими... Нет?
6. "Истинный христианин всегда возлагает на Господа всё свои надежды". Включая надежду на спасение по безгранично у милосердию Божиему.
Но это отнюдь не отказ от личного сопротивления страстям и грехам. «Жертва Богу – дух сокрушен»: - "Ни на что не способен я без Тебя, Господи... Иисусе, сыне Божий, помилуй мя".
Может, действительно, скрытый смысл греха и в том, чтобы напоминать мне о моей личной слабости, что б в «совершенные» не лез?
Молись, как можешь, – а благодатные дары будут дарованы Господом по мере веры, молитвы... и упрямства в молитвенном труде... /"Царство Небесное силою берется..."/. И помощи ближним... Если окажусь достоин...
ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОЛИТВА ИИСУСОВА у меня не прижилась!
НАБЛЮДЕНИЯ.
Я начал пытаться заниматься м. И. лет 30 назад. В реальных городских условиях, в начале перестройки.
Сравнительно легко и быстро (примерно в первые 2-4 года) мне было даны ощущения «собственной греховности» и «присутствия Божиего».
Ну, я и возомнил о себе... Конечно, не осознавая этого...
(Это не значит, что сейчас я о себе не «мню». Просто ещё не открыто…).
Сейчас, когда стал чуть старше, мне дано понятие смысла «покаяния» как цели Иисусовой молитвы.
Лет 20 ушло! И прекрасно! Сейчас-то «дошло»... Хоть... на миг! Потом это осознание ушло... Но изредка возвращается, когда не слишком выпендриваюсь...
+
И ещё... Лишь в настоящее время мне дано ощущение «глубины» души, груди, сердца... Как какое-то иное измерение... В котором присходит и из которого исходит молитва... ИИСУСЕ...
Иногда, при воспоминании о Боге, какая-то радость в «глубине» чувствуется и без мысленной молитвы... Но без поста (точнее – без пустого /ещё точнее – полупустого/ брюха), это ощущение недоступно! Лёгкости нету...
Вот в чём, оказывается, глубинный, скрытый смысл поста! А я то, лопух...
Только и ощущение «глубины», глубинной радости покаянной молитвы – всё это разовые (бывают в комплексе) ощущения, 1-2 минуты года в 3, не чаще... А то и реже... Видимо, на непрестанную молитву и связанные с ней непрестанные ощущения, можно надеяться в каких-то других условиях (монастырь, непрестанное безгрешие, духовная чистота...). А тут – один грех за/с другим табуном скачут...
/А вдруг эти ощущения радости, как и этот текст – бесовская прелесть?! Как, Батюшка? Есть опасность гордыни.../.
А где такой опасности нет?! Покажите мне... Даже в замкнутой пещере... блуд и прелесть элементарно могут возгореться в душе... Проверено! Только в пещере обычной однокомнатной квартиры хрущёбы...
Но м. И. исповедь не заменяет; просто в наше время она достаточно удобна как для внутрихрамовых, так и для внехрамовых условий.
Как там — "Духовно и мысленно Христа Господа ревнуй вкушать непрестанно"?!
"Сие есть Кровь Моя Нового Завета", "сие творите в Мое воспоминание"...
ИИСУСЕ...
Нет?
+
Закон «Меры».
Духовные дары даруются каждому по мере искренности его молитвы в чувстве Бога. Изредка, рассеянно, без усилий молишься – изредка и получаешь...
*
И прекрасно! Я и этого не достоин... Но, по крайней мере, теперь духовная радость мне знакома... Сам испытал...
*
Смиряйся, соглашайся, не возражай, уступай... Сколько раз я видел такое смирение, увы, не у себя?! - «Да уступит мудрейший»!
+
1. Несколько раз просыпался ночью, и возникающие в мозгу ночные блудливые мысли пытался «сбить» молитвой Иисусовой. Обычно этого не делаю. Мысли «текут» сами по себе... Наутро молитва «пошла» лучше – как результат попытки сопротивления ночной мыслительной грязи..?
2. Причём «пошла» как-то в глубине души, в середине груди, сердца. После этого, уже утром, минут 10 не прерывалась, даже перед телеком. В чувстве Бога!
3. Молитва не получалась, пока не попросил у Бога помощи в молитве!
4. Воспоминание о возможной смерти способствует м. И. – может, не успею даже помолиться напоследок... ИИСУСЕ...
5. «Даже если ты достиг духовного, истинного совершенства – всё равно моли Господа о прощении»; иначе в гордыню или ещё во что-нибудь /со своей духовной лестницы/ точно свалишься...
6. Грехи и страсти мешает молитве, даже прекращают её делание, отбрасывают назад (по силе грехов и страстей...). /Даже сейчас я забыл о Боге! - БОЖЕ, ПРОСТИ!/.
7. Молитва – дар Божий; это очевидно...
Тем не менее, для меня глубина погружения в молитву оказалась зависящей от затраченной на неё /молитву/ энергии – труда и времени.
Т. е. от упрямства в молитвенном делании!
Как говорил мне о. Гурий по поводу сбора «молитвенных груш» – «Трясти надо...».
Либо серьёзная работа, либо долгий-долгий путь – не похоже ли это на различие в монашеском и мирском подвиге покаяния?
+
Успех в молитве определяется упорством в молитвенном труде за вычетом энергозатрат на грехи и страсти!
(Поэтому лет 20-30 и ушло! Одной рукой строишь, другой сам же разрушаешь..!).
8. Управляемая магнитофонная запись молитвы иногда помогает сосредоточиться на Господе и покаянии даже без мысленной или словесной молитвы. Это полезно, когда внутренней энергии не хватает на делание сердечной молитвы!!!
Иначе внешние воздействия — помеха, мешающая сосредоточенности...
9. Изредка /очень редко!/, когда удавалось заснуть с м. И. в области сердца, груди, души эта молитва продолжала звучать во мне, когда я просыпался ночью...
10. Молитва Иисусова – не только путь /один из путей!/ к Господу, но и основа образа жизни, мышления, поступков... Нет?
Всё эти сведения есть в литературе по м. И., а вот достоянием сердца, пусть в минимальной степени, эти рекомендации стали лишь через четверть века.
Да и то на несколько минут...
За эти года было много сомнительного, непонятного, ошибочного, но всё равно интересного, важного и радостного... "Поиск Бога — самое интересное, увлекательное, но невероятно трудное путешествие". Жаль, что многие из моих знакомых об этом даже не подозревают; все "своего ищут", когда приключений, когда удовольствий... И находят ведь — на свою...
Т. е. даже не подозревают о наличии такого маршрута...
ВЫВОД:
И в мирской жизни искренняя молитва в области сердца дарит радость, радость покаянного общения с Богом: - ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, /невидимо присутствующий с нами здесь и сейчас!/, ПРИМИ МОЮ ИСКРЕННЮЮ БЛАГОДАРНОСТЬ.
(Конечно, если действительно вспомнить о Боге!).
А может и наоборот – не только молитва напоминает о Боге, но и память Божия рождает молитвенное состояние.?! Цикл... Нет, Батюшка?
+
«Какой же милостивый у нас Господь?!»: - "А наш-то на ослике — цок да цок...".
Хотелось сделать некоторый акцент ещё вот на чём...
М. И. – это не только покаяние, смирение, ощущение себя «ниже всякой твари», своей духовной, душевной и физической грязи, мерзости, скверны – что правда...
«Мои /тщеславные/ добродетели смердят пред Богом».
Но и величайшая духовная радость – радость общения с Богом, радость от того, что решился сказать Ему правду о своей греховной сути, попросить о помиловании в надежде на прощение...
Какая-то покаянно-прощенческая радость... Радость искреннего покаяния в надежде на безконечную милость Божию, радость общения с любящим Отцом...
Физически чувствуемая душой-сердцем, «ненамечтанная» радость умиления...
Дар Божий...
«Покаяние тщетно без прощения...».
«Нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного...».
«Что горсть песка в сравнении с океаном, то и все твои грехи в сравнении с безграничным милосердием Божием».
Т. е. м. И. – это Радость и Покаяние, Покаяние и Радость.
(Конечно, в случае, если молитва искренна...).
А в хоровой форме И. м. лишь изредка оказывает колоссальное успокаивающее действие: - m.youtube.com/watch?v=GQgM2zvdNnA. Ошибаюсь?
+
У меня такое ощущение, что в наше время духовная радость молитвы как-то замалчивается... А грязь человеческой души, приводящая к тоске, унынию, обречённости чрезмерно «выпячивается». Нет?
Любая действительная, искренняя молитва – это прежде всего радость общения с Богом... Любая...
А уж будет ли это радость покаяния, смирения, благодарения, прощения.., ощущения Божественного присутствия... зависит от глубины, внимательности, силы искренности молитвы, состояния души и Божиего благоволения. (Ошибаюсь, Батюшка?).
Когда перечитываю текст, сразу видно, что «я мню о себе» – внимательная и искренняя м. И. у меня «получается» редко, хорошо, если 1-2 мин. в год...
+
Смысл и содержание оставшейся жизни:
Восчувствовать свой грех в присутствии милосердного Господа и молиться из глубины груди, сердца, души: - ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ.
Или просто искренне призывать сердцем /Имя/ Господа: - ИИСУСЕ...
Ни на миг не забывая при этом о серьезной опасности впасть в гордыню и прелесть – но «страх перед гордыней опаснее самой гордыни» – нет?
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Многое из сказанного может относиться к любой краткой молитовке.
Существует два типа умных, осознанных молитв:
- индивидуальная /м. И., разбойничья, мытарева, отца отрока…/;
- и общая, совместная, для оживления чувства единства с Богом и с людьми-молитвенниками внутри и вне нашего пространства-времени. Тут уж у нас есть прямое указание Господа: – «ОТЧЕ НАШ...». И Лодочная...
1. Классическая форма м. И. – это, все-таки, форма индивидуально-личного обращения к Господу.
2. Структура молитвенного /совместного/ делания:
А) Предварительное формирование молитвенного состояния души к-л сильными словами-мыслями, типа: - "А не забыли ли мы о Боге сейчас, вспомним о присутствии Божием, без чувства Бога дальше не молиться /читать/..." и т.п.
Б) Собственно искренняя краткая молитва душой в области сердца – мыслями, чувствами, словами – БОЖЕ... Смотря что лучше...
Предел моления определяется Законом «Меры» – когда внимание, чувство Бога, искренность исчезают, тогда и молитву надо либо сокращать, либо вообще прекращать – нет? Конечно, в опр. обст. можно и через силу — ну, "если сил невпроворот, а я увлекся".
У меня частенько лишь на Имя Божие только сил и хватает: - ОТЧЕ НАШ.., ИИСУСЕ...
Но это не страшно. Во-первых, «знает Отец наш...» и «хочу лучше пару слов сердцем, чем...». Во-вторых, осознанное чувство единства со всеми православными в Боге – «где двое...» – это, по нашему разделяющему времени, совсем не мало...
Литературы – полно; а вот опытного духовника найти гораздо сложнее...
*
Допустим, с той или иной степенью регулярности как-то пытаешься обращаться к Господу посредством м. И. Если первая часть молитвы — формирование молитвенного состояния души /чувство Бога (греха, смирения...), ощущение Его присутствия, память Божия, сосредоточенность на душе-сердце как на области груди, в которой и делается молитва.../ неизменна — без этого "молитва просто не молитва", то месленные слова молитвы через неделю-другую перестают вызывать спокойную, тихую радость в душе /скажем, на минуту/. Но стоит изменить молитву на другую, похожую, краткую, неспешную... /см. принципы молитвенного процесса/ — и молитва опять на неделю-другую оживает... Просто желательно какое-то циклическое разнообразие кратких, но сильных молитвенных мыслей — нет? Например, м. И., Отче наш.., Мытарева, Разбойничья, Отца отрока... Есть у меня еще насколько любимых: - "Не знаю, чего просить...", "Живи во мне...". Их не много, но их осознанное, регулярное и умно-управляемое применение /линия переключения/, м/б и не безсмысленно... — верно-нет, Батюшка?
* Т. е. с утра, раз в неделю, год... или еще как мысленно произносишь душой-сердцем /в чувстве Бога/ базовую молитву БОЖЕ.., ОТЧЕ НАШ.., ИИСУСЕ.., и одну из этих 5-7 кратких эти молитв /1мин/.Ту из них, которая дает большее сердечное чувство и стараешься подольше удерживать его в памяти, в сердце... Т. е. делаешь своей сущностью ~ на неделю? Нет?
* Еще момент; о нем упоминается еще в "Страннике...". Словесная или мысленная молитва в реальной жизни нереальна... Осознанная молитва... Две мысли в голове одноременно не помещаются... Поэтому хоть в перерывах, в переходах /с одной Е-публикации на другую/ вспомнить о Боге и осознанно обращаться к Нему...
Т. е. мысленная молитва реально может быть реализована в перерывах, сменах направлений непрерывного мыслительного процесса... Скажем, во время перехода от деятельности к еде... Когда мысли меняют направление...
А вот память Божия, она может существовать НЕПРЕРЫВНО и без мыслеслов молитвы — вот Он, здесь, рядом... Когда осознанно, а когда под-/над /сознательно... И вот именно это ЧУВСТВО БОГА /греха, смирения.../ когда осознано, когда нет, и определяет каждый поступок, каждую мысль, т. е. всю жизнь человека даже без слов и мыслей молитвы...
Вот для формирования этого чувства в душе и нужно почаще умно молиться и ходить на умные богослужения, происходящие в Боге, Любви..; молитва формирует душу в Боге, или чувство Бога в душе, сердце... Умное молитвенное состояние... Даже без слов молитвы... ОТЧЕ НАШ.., ИИСУСЕ...
†
Хоровая ПОКАЯННАЯ молитва-песня пред Богом? Не знаю...
ВЫВОД ПРОСТ — НУЖНО КРАТКОЕ ЕДИНОЕ ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДЕЛАНИЮ И. М! Только составителем его должен быть не я, а НАСТОЯЩИЙ Священник, или даже коллектив авторов /не из 5-й колонны!/. Типа:
pravoslavie.ru/125974.html или
m.youtube.com/watch?v=KoRgCrtsBZM
Ошибаюсь, Батюшка?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
m.youtube.com/watch?v=EF263h800bQ
*