- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 31
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Иногда можно услышать мнение, что будто бы дети несут наказание за грехи предков, будто бы четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Верно ли оно? Отвечает иерей Георгий Максимов.
Нет, неверно. Хотя такое мнение иногда пытаются представить как учение Церкви и даже ссылаются порой на ветхозаветные тексты. Например, приводят цитату из Книги Чисел, где Бог описывается как "не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода" (Числ. 14:18).
Но, как объясняет преподобный Ефрем Сирин, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично и добровольно соучаствуют в грехе родителей, повторяя его. "Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим" - пишет прп. Ефрем. То есть, беззаконие отцов, продолжающееся в детях, наказывается тем, что такой род пресекается.
И в другой книге Ветхого Завета сказано: "Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Втор. 5:9). То есть, если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование или получает иное тяжелое наказание. Как объясняет блаженный Феодорит Кирский, "не случайно добавлено: "ненавидящих Меня", - то есть, [Бог говорит☺ долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам, но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание».
А иудеи стали со временем понимать их неправильно, полагая, что будто может человек праведный и благочестивый быть наказываем за грех своего отца или прадеда, которого он даже не видел. Отсюда выходили две ложных мысли: первая — Бог несправедлив, и вторая — если меня постигает какое-то наказание, то это не оттого, что я грешен и должен исправляться, а это предки мои нагрешили, а я такой хороший должен вот за них отдуваться. Как говорит святитель Кирилл Александрийский, "Иудейский народ неправильно понимал это. Ибо он думал, что Бог так жесток и неумолим и так долго питает гнев, что вины отцов возлагает на чада чад. Так, провозглашая это, они говорили: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". То есть, они завели такую пословицу.
И вот, обличая это ложное понимание, Бог устами пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет... Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иез. 18:2-4, 19–30).
А через пророка Иеремию сказал Бог: "Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех предков.
И, как объясняет святой Кирилл Александрийский, «да и как бы Господь был бы долготерпеливым и многомилостивым, если бы Он не прощал грехов и не очищал виновного, но простирал негодование Свое на третий и четвертый род? Итак, какой же здесь смысл? Бог долготерпелив и не тотчас подвергает наказанию согрешивших, но откладывает и до второго рода, чтобы возможное появление в нем раскаяния пресекло бы Его гнев. Но если этого не случится и третье и четвертое поколение будут преданы тем же или даже худшим порокам и окажутся подражателями нечестия предков, тогда-то и только тогда Бог, наконец, наводит наказание».
Можно вспомнить также место из Евангелия, когда апостолы, показав на слепого от рождения, спросили Христа, не за грехи ли родителей с ним это приключилось, и Господь прямо сказал: нет (Ин. 9:2-3).
Поэтому упомянутое представление ошибочное. Бог справедлив и каждый наказывается за свои собственные грехи.
Но, конечно, это не отменяет тех естественных вещей, когда мы говорим не о наказании Богом детей за грехи предков, но о следствиях на потомков решений, которые приняли предки. Например, человек жил в столице, женился, затем решил переехать в деревню, и там у них родились дети. Эти дети несут последствия решения своих родителей в том отношении, что они родились не в столице, а в деревне. Но это не наказание от Бога, а просто обстоятельство жизни, в котором могут быть как минусы, так и плюсы.
А если говорить о духовной стороне вопроса, то здесь все однозначно: Бог не налагает на нас вины чужих людей и не наказывает невиновного. Каждый перед Богом отвечает за свой грех. Сказанное относится и к призывам "покаяться за грех убийства царя".
В чужих грехах легко каяться, но Бог от нас ждет покаяния в наших грехах.