Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Богословские вопросы

Определение термина "личность" у Лосского, а точнее утверждение о его отсутствии

***Термин «личность» (personne), используемый в богословских трудах В.Н. Лосского,
не является тождественным по содержанию понятиям πρόζωπον (лицо) (лат. persona), а
также понятию σπόζηαζις («ипостась), используемым в богословии отцов Церкви IV-VIII
вв. Формирование семантики этого понятия в учении В.Н. Лосского и его современников
стало результатом определенной эволюции, которая осуществлялась на протяжение XIX
в. в русском литературном языке и в трудах русских светских и религиозных мыслителей,
с опорой на контекст новоевропейской мысли2

elearn.ido.net.ru/pluginfile.php/58840/mod_page/content/2/2014_%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%92.%D0%9D.-%D0%9B%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf?time=1588760358000

Более того, то, что в умах некотрых павославных произошло искажение понимания того что есть ипостась - это, скорее, от непонимания того что писал Лосский, который ипостась определяет так же как отцы - природа с особенностями. Именно то что ипостась определяется как природа с особенностями, именно это и не удовлетворяло Лосского и он вводит понятие "личность" в богословие, придавая этому понятию особое значение, которое, в отличии от психологии, например, Лосский не может определить иначе как несовдимость к природе:

***Из чего следует, что сформулировать понятие личности человека мы не можем и должны удовлетвориться следующим: личность есть несводимость человека к природе.

azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti

При этом он подчёркивает что личность не есть нечто несводимое к природе, а личность есть именно сама несводимость к природе.

***Именно несводимость, а не «нечто несводимое» или «нечто такое, что заставляет человека быть к своей природе несводимым»

azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-chelovecheskoj-lichnosti

Не имея никакой возможности дать определение термину "личность" в богословии (оставаясь в рамках православного учения), Лосский пытается заставить читателя понять, фактически, чисто интуитивно, смысл своего введения термина, которому нельзя дать определения.

Интересная статья с разбором учения Лосского, ссылку на которую уже дала выше:

***В вопросе о соотношении понятий «личность» и «природа», между богословской
системой В.Н. Лосского, с одной стороны, и традиционным святоотеческим богословием
имеются определенные методологические и терминологические расхождения. В.Н.
Лосский, следуя традиции русской философской мысли, акцентирует момент свободы
личности по отношению к своему природному содержанию, считает способность
личности к «преодолению» природного одним из фундаментальных свойств,
характеризующих личностное бытие. Однако, для св. отцов IV-VIII вв. не было
характерно методологическое противопоставление понятий «лицо» («ипостась») и
«природа», природного и ипостасного («личностного») уровней бытия, причем не только
в области триадологии, но и в антропологических построениях. Св. отцы, говоря о
«независимости» человека от «естественного владычества», явно подразумевают
самовластие человека по отношению к несвоевременным движениям собственной падшей
природы (или проявлениям «безгрешных страстей», которые также являются следствием
падения)14, но не метафизическое преодоление природы некоей «внеприродной»
личностью. Напротив, в учении препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина ясно
выражается мысль о необходимости выражения и действия ипостаси в соответствии с
логосом, присущим человеческой природе (соответствии образа (тропоса) бытия ипостаси
логосу природы)15

elearn.ido.net.ru/pluginfile.php/58840/mod_page/content/2/2014_%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%92.%D0%9D.-%D0%9B%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf?time=1588760358000