- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 2770
- |
- Видео 145
- |
- Мероприятия 0
А умом где ты была на литургии?
Когда я был маленьким, старец Иаков ввел меня в алтарь (это было в Эвбее в 1970 году) и сказал:
– Дитя мое, сейчас ты увидишь, как трудно мне служить Божественную литургию, когда бесы изо всех сил стараются рассеять мое внимание, скручивают меня веревками, которые вижу только я, делают так, чтобы я споткнулся и не мог сосредоточиться на молитве. Но каждый раз, когда это происходит, я молюсь святому Давиду Эвбейскому, и он приходит ко мне и садится рядом. В эти моменты я отхожу от Престола, а люди не понимают, что происходит, почему я так делаю. Но как можно, дитя мое, продолжать служить, когда рядом святой Давид?
Помню, этот рассказ произвел на меня большое впечатление, не забываю я его и до сих пор.
Так же и святой Николай Планас при совершении Божественной литургии видел, кто из присутствующих в храме действительно находится на литургии, а кто – нет. Можно телесно присутствовать в храме, а душой находиться в другом месте. И святой Николай это видел. Видел, как большинство людей заняты исключительно какими-то предметами в храме – мебелью, иконостасом, – или тем, что происходит в алтаре. А кроме того, ему была открыта душа каждого, кто молился; видел он и ангелов, и демонов, и даже Самого Господа.
Как-то раз святой Николай совершал каждение во время службы – может быть, вы слышали об этом случае. Итак, он покадил перед одной женщиной, потом покадил рядом с ней, где никого не было, потом прошел мимо другой женщины, не покадив, и продолжил дальше. Когда литургия закончилась, эта вторая женщина подошла к нему расстроенная и сказала:
– Отче, ты, наверное, нарочно так сделал: покадил перед всеми, кроме меня. Даже то место, где никого не было, ты покадил, а меня – нет. Почему ты так сделал?
И святой Николай ответил:
– Дитя мое, я не видел тебя на Божественной литургии. Правда. Ты была?
– Отче, да как же я не была! Я тебе говорю о том, что сейчас, на литургии, случилось.
– А скажи, умом где ты была? Не с твоими козочками?
Все это происходило давным-давно, когда в Плаке, самом старом районе Афин, где служил святой Николай, люди держали домашний скот. И вот эта женщина, стоя в храме, думала про своих коз: как они пасутся, что нужно будет делать с ними вечером и тому подобное.
И она сказала святому Николаю:
– А, да, когда ты проходил мимо, я немножко про них подумала.
– Вот потому я тебя и не увидел, – ответил ей святой.
– Ну, хорошо, а почему ты покадил пустое место рядом со мной?
– На этом месте обычно молится твоя соседка (тут святой назвал имя). Сегодня она дома, лежит больная и думает: «Если бы я могла сейчас попасть на литургию! Как было бы хорошо!» И я ясно увидел ее на этом месте – как если бы она и вправду была с нами.
📖В момент богослужения священник – другой человек
Этот случай и нас заставляет задуматься. Бог все видит – и когда мы в храме, тоже. А мы-то думаем, что Он не видит ничего. Неужели? От людей мы, люди, можем спрятаться, а от Бога – нет, даже в храме, даже на литургии. Снова приведу слова преподобного Серафима Саровского: когда во время литургии мы смотрим на икону, или на лампады, или на священника – делать это следует, сосредотачиваясь не на том, что мы видим, а на своих душевных переживаниях, мыслях, которые появляются при виде священника или иконы.
И смотреть на священника во время литургии следует с благоговением и уважением. Это относится и к нам самим, священникам, и к вам, мирянам. Священнику во время богослужения – уважение, благоговение и любовь. Потому что в этот момент священник – другой человек; не тот, кто в течение недели может водить машину, ходить по магазинам, отвозить детей в школу.
В момент Божественной литургии он – нечто иное. Он – словно ангел. По сути, Сам Господь совершает литургию. Вспомним слова из богослужения: «Ты Тот, Кто приносит и Кого приносят, Тот, Кто приемлет, и Тот, Кого раздают».
Я, священник, видимо совершаю Божественную литургию, но через меня ее совершает Христос. Потому священник и служит литургию в полном облачении: его облачение – это одеяние Христа; и именно так мы все будем одеты в жизни вечной.
Поэтому, каким бы человеком ни был священник, будем относиться к нему с большим благоговением и уважением. Ведь как бы вы все ни молились, хлеб и вино не претворятся в Тело и Кровь. А от молитвы одного лишь священника, каким бы грешником он ни был, – претворятся. Только за одно это священника следует уважать и любить.
«Как мы, ангелы, можем поправлять священника»
Как-то я читал историю про одного священника. Он был человеком святой жизни и даже видел ангелов, когда служил литургию. Но по своей простоте он допускал ошибку в одной ектении.
Однажды на храмовый праздник к нему приехал архиерей. Он услышал, что батюшка произносит ектению с ошибкой, и сказал:
– Отче, ты не так говоришь. Смотри, как надо, – и поправил его.
– Ваше высокопреосвященство, простите! Я не знал!
Архиерей уехал. И когда в следующий раз этот священник служил литургию, он снова увидел ангелов. В этот раз он произнес все правильно, и ангелы обрадовались и сказали ему:
– Отче, молодец! Ты так замечательно сказал сейчас ектению – как надо!
– Ангелы святые, – обратился к ним батюшка, – я столько времени вижу вас на богослужениях, столько раз вы приходили ко мне и ни разу ничего не сказали о моей ошибке! Только владыка указал мне на нее.
Тогда один из ангелов сказал в ответ:
– Отче, как мы, ангелы, можем поправлять священника? Разве у нас есть такое право – указывать священнику на ошибку? Нет, это не в нашей власти.
Мне очень понравился этот рассказ. А мы что делаем? Да каждый, выходя из храма, тут же начинает всех обсуждать, комментировать, делать замечания… Поэтому священник и прячет лицо – например, во время Малого входа, когда появляется на амвоне с Евангелием в руках. Он держит Евангелие так, чтобы видеть Одного Христа. Ведь Евангелие – это слова Христовы.
А когда мы выходим на Великий вход, то держим перед собой Святые Дары. Почему? Тем самым священник словно говорит молящимся: «Не смотрите на меня, не смотрите на мое лицо, не смотрите, как я иду, – смотрите на Господа». Потому и поется в этот момент: «Царя всех подымем». Потому что перед нами – Сам Господь, Иисус Христос. Это Он идет, Он – говорит, Он приносит Себя в жертву, Он – всё во всех.
Это очень важный момент, когда священник поворачивается к молящимся и благословляет их, говоря «Мир всем» (или какие-то другие слова). Преподобный Исидор Пелусиот учит, что это благословение – благословение Самого Христа.
Когда священник благословляет – тебя благословляет рука Христа. Потому что это последнее, что Он сделал, находясь на земле.
Что вы нарисуете, если вам предложат изобразить последние секунды пребывания Христа на земле? Вознесение, и при этом – Христос благословляет Своих учеников. Вы изобразите благословение.
Вот почему в тот момент, когда священник благословляет молящихся, их благословляет Христос. Вот почему в этот момент мы наклоняем голову: тем самым мы подтверждаем свое желание получить благословение от Христа, чтобы оно проникло к нам в душу, ощутить его всем сердцем.
📖Если он праведник, а ты его осуждаешь, то сгоришь
Все это я говорю вам для того, чтобы время от времени мы не забывались и не обсуждали священников во время литургии, а относились к ним с любовью, уважением и благоговением.
Священники – тоже люди. Нам совсем не просто сосредоточиться во время богослужения, мы прилагаем для этого усилия. Знаете пример с угольком? Священник – как уголек, который лучше не трогать. Почему? Если уголек горячий, он обожжет, а если холодный – испачкает. Так же и священник: если он праведник, а ты его осуждаешь, то сгоришь; а если он действительно достоин осуждения – то просто испачкаешься. Не твое дело судить священнослужителей.
К одному подвижнику в скит приходил священник – служить Божественную литургию. И вот однажды кто-то сказал этому подвижнику: «Ты вот приглашаешь его у тебя служить, а знаешь, что он наделал? То-то и то-то!» – «Правда? – возмутился подвижник. – Всё, больше не буду его звать! Я-то думал, он – праведник!» И вот, когда священник пришел в скит и постучал в ворота, подвижник ему не открыл. Расстроенный, священник ушел.
А через некоторое время подвижник увидел сон: у золотого колодца стоит прокаженный и черпает воду. Золотым было и ведро, и ковш, даже цепь. И вот прокаженный говорит подвижнику: «Пей!» – «Ну нет! – отвечает подвижник. – Из рук прокаженного я пить не буду». И тогда он услышал голос Бога, который спросил его: «Дитя Мое, почему ты не пьешь?» – «Но этот человек – прокаженный!» – ответил подвижник. – «Разве ты не видишь – он только черпает воду! Колодец – из золота, ведро – тоже. Он не предлагает тебе ничего своего! Так и священник: он ничего не дает от себя, даже если болен проказой. Тебе всё дает Господь, Который чист и непорочен». Так ответил Бог тому подвижнику. (АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС))