Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 23/3(продолжение)

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XXIII. Благодатная основа мироздания.
XXIII.III. Благодатные Таинства Православной Церкви.
3/5. Таинство Бракосочетания.

Таинство Бракосочетания благословляет и направляет по пути духовного возрастания естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, намереваясь освятить семейное творчество как образ единения Христа с Церковью. Христианская семейная жизнь, рождение и воспитание детей, одухотворенная любовь мужчины и женщины, представляют собой живой образ Святой Любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом.
Нередко "чисто земная" и страстная любовь мужчины и женщины представляет собой непрочную, преходящую физическую близость, которая разрушается при малейшем проявлении себялюбия супругов. Физическая близость это лишь "одна из сторон" христианской семейной любви, в которой реализует себя Любовь Христа к людям и Церкви, учащая нас самоотверженно и бескорыстно подчинять естественную человеческую любовь высшей любви к Богу и человечеству.
Сначала супруги учатся искренне и самоотверженно любить друг друга, преодолевая каждодневные ситуации, когда им хочется завтра же развестись по причине «несхожести характера». Потом следует одухотворенное рождение и воспитание детей, требующие от родителей в ещё большей мере преодоления эгоизма в самих себя и ребенке. Дети не должны становится для родителей ни тягостной обузой, ни избалованными кумирами. Для христианина дети есть образ Божий, благословение свыше и высшая радость, заключенная в создании и воспитании нового бессмертного человека.
Священное Писание и Священное Предание, слова Святых Отцов и богослужебные тексты изобилуют образами одухотворенной земной любви мужчины и женщины, которые изъясняют Любовь Бога к Церкви и человеку, и ответную любовь Церкви и человека к Богу. Церковь и отдельная человеческая душа в их отношениях к Богу уподобляются то невесте, то деве, то возлюбленной и жене, а Господь - Жениху, Возлюбленному, Мужу.
В Священном Писании брак и брачный пир также служат образами высоких состояний духовно-религиозной жизни. И это не случайно, так как одухотворенная взаимная любовь мужчины и женщины глубоко взаимосвязана с высшими ступенями духовной любви. Достаточно указать, что настоящая любовь, наполняющая человека безгрешным вдохновением и светлой радостью, способна преодолевать эгоизм, побуждая нас к высшему совершенству бескорыстного самопожертвования. Такая любовь "начинается на земле и устремляется в вечность".
Земная любовь в любом случае есть только образ высшей духовной любви и, в лучшем случае, ступень к ней. Не обретая благодатного освящения, она становится непрочной и перестает возвышать человека. Без благодатной помощи свыше легко возрождается личный эгоизм, когда муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей и греховных наслаждений. Без благодатного освящения земная любовь неминуемо рождает семейный эгоизм, иногда более жестокий, чем единоличный, от которого страдают все - и взрослые и дети.
Для преодоления данных опасностей необходима иная любовь, которой нет у людей. Её дает людям Христос, возлюбивший Свою Церковь до крестной смерти. Если в Таинстве брака брачущиеся свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Такая любовь может существовать лишь в лоне Церкви, как живая клетка существует в живом организме.
Рождение ребенка являет новую ступень в преодолении эгоизма, когда двое учатся жертвовать собою для третьего, освящая этот расширенный союз любви через благодатную помощь свыше. Иначе дети легко становятся «идолами» своих родителей, что приносит большой вред и детям, и родителям.
Ребенка недопустимо превращать в избалованного кумира и необходимо от рождения воспитываясь на основе христианского учения, применяя вместе с искренней любовью разумную строгость. И тогда ребенок-христианин являет собой живую, особо светлую икону, ведь в детях образ Божий менее поврежден, чем у взрослых. Детская простота, доверчивость, незлопамятность и беззащитность могут весьма эффективно поучать и утешать взрослых. Верующий благочестивый ребенок является особенным благословением Божиим, радостью семьи и примером для взрослых. Недаром Господь призывал верующих смиренно умалиться наподобие детей, ибо таковых, по словам Его, есть Царствие Божие.

*******
Для уразумения сущности христианского брака необходимо вникнуть в отношения Христа к Церкви, а также в слова Священного Писания, относящиеся к сотворению мужчины и женщины. Сама Церковь указывает этот путь в чинопоследовании Таинства брака.
Священные тексты утверждают - бесспорное главенство мужа и отца в семье есть его большая духовная ответственность, подобная жертвенному попечению Господа о Церкви. Муж это кормчий «малой Церкви», которой является каждая христианская семья. Глава семьи подобен пастырю, ответственному за судьбу своих духовных детей. Ему более других надлежит заботиться о том, чтобы не потерялась связь его «малой Церкви» с Церковью Христовой. Он должен помогать семье в целом и каждому её члену в отдельности, находить высший духовный интерес, проявляющийся в личном служении человека Богу и Церкви.
Нет лучшего основания для воспитания детей, как дать им почувствовать, что они являются членами духовной семейной общины, имеющей общее служение. Жена как помощница мужа в области строительства семейной жизни, призвана быть вдохновительницей главы семьи, поддерживая мужа силой милосердной любви, которая является основой женского предназначения. Женское служение, как бы умаленное в сравнении с «командной» ролью мужчины, на самом деле представляет весьма важную духовную основу семейного творчества, освящаемого и оживляемого благодатным духом самоотверженной любви.
Таинство брака начинается с церковного благословения, но длится оно в течение всей брачной жизни. Соединение двух отдельных личностей в единое целое есть чудо, открывающее возможность безграничного взаимного одухотворенного обогащения мужа и жены. Всё совместно переживаемое любящими друг друга людьми - это как бы вино, в сравнении с водою единоличных переживаний. Господь претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской в образ будущего евхаристического претворения вина в Его Святую Кровь, призванную соединить все человечество с Господом и между собою. Таинство Брака представляет собой подобное духовное преображение человека с помощью семейной жизни.

*******
Совершение Таинства брака предваряется обручением, которое может происходить отдельно. В ознаменование твердости взаимных обещаний жениха и невесты, священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца, которыми они обмениваются. В своих молитвах Церковь испрашивает для жениха и невесты совершенную любовь, единомыслие в истине, твердую веру, непорочную жизнь и чадородие. При этом вспоминается, что Бог от начала создал мужчину и женщину друг для друга.
В ходе последующего венчания, брачущиеся сначала опрашиваются: свободно ли они вступают в брак, не связаны ли они брачными обещаниями с другими. Затем священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, и Таинство завершается троекратным благословением венчающихся иереем со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Потом читаются Апостол и Евангелие, возносится молитва Господня, вступившие в брак пьют трижды вино из общей чаши и трижды, предшествуемые иереем, обходят аналой.
Венцы - это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Общая чаша - знак необходимости делить между собою радость и горе, обхождение аналоя - знак прочности брака. В молитвах венчания испрашивается не только дарование детей, но и внуков; есть молитва и о родителях повенчавшихся. Новой семье испрашивается благосостояние не только для нее, но и для подачи другим людям, в напоминание того, что семья не должна замыкаться в себе самой.
Глубокое значение Таинства брака раскрывается в текстах Апостола и Евангелия. В словах Апостола (Еф.5:20-33) говорится о брачном союзе наподобие единства Христа и Церкви, а в Евангелии о чуде претворения Господом воды в вино на браке в Кане Галилейской, в прообраз еще большего чуда Евхаристии - брачного пира всей Церкви (Ин.2:1-11). В древности бракосочетание совершалось во время Литургии. Но и теперь оно почитается делом и радостью всей Церкви.
Христианский брак может быть только единственным. Тайна брачной любви заключается в том, что любящие всецело отдают себя и свою жизнь друг другу. В такой любви личность человека не может дробиться, а настоящая брачная любовь измеряется вечностью. По сути дела ни развод, ни второй брак, не совместимы с христианской жизнью.
Развод, согласно слову Христову (Мф.5:32), допускается лишь при нарушении супружеской верности. Церковь разрешает его только в таких условиях, когда брак не может быть реально осуществлен. Второбрачие и третий брак допускаются как снисхождение к слабости земного человека. Чин венчания в этих случаях лишен торжественности и содержит покаянные молитвы.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Мф 19 (3-9)

02 августа 2021 в 12:17

" Если в Таинстве брака брачущиеся свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Такая любовь может существовать лишь в лоне Церкви, как живая клетка существует в живом организме"

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество