- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4680
- |
- Видео 1854
- |
- Мероприятия 1
«Иди к Савве, он всем прощает!» Почему православным нужно разрешение на радость
Стою на исповеди. Старушка всхлипывает и робко терзает усталый платок.
– Батюшка, я такая грешница!
– Правда?
– Даже стыдно сказать…
– Не бойтесь, всё хорошо.
– Я на свадьбе плясала. И чего я туда пошла, на свадьбу эту?
– Ну, потанцевали и ладно, чего переживать!
– Правда? Так это не грех?
– Что за глупости!
– Ой! А мне так хотелось!Вы только подумайте, в чём каялась эта бабушка? Она танцевала! Что же тут такого? Да, собственно, ничего, почему бы на свадьбе не потанцевать? Но это вам ничего особенного, а православному человеку непросто в этом мире, ему нужно особое разрешение на радость, представляете?
Одна моя знакомая как-то призналась, что завидует своим неверующим подругам: делают, что хотят, едят, что хотят, загорают, танцуют, ходят на фитнес, в кино, театры. А тебе хоть пропади! Зовут на новый спектакль, а в это время Всенощная; у сестры юбилей, а тут, как на грех, пятница, да ещё, не дай Бог, Усекновение или Воздвижение! Сядешь обедать – опять помолиться забыл! Батюшку в магазине встретил – обойдёшь стороной. Не потому, что не любишь, а во избежание сложностей: брать благословение или просто поклониться? А если он без подрясника?
А можно ли священнику говорить «доброе утро»? И потом вдруг придётся поддержать благочестивую беседу?
А как беседовать, когда рядом соседка Людка: если искренне разговаривать – тщеславие, если сдержанно – веру предашь! Господи! И не прошёл же Ты мимо, когда в церковь меня звал!
Не христианин, а нервный бегемотик!
Но самое страшное время – Великий пост! Время, когда православный понимает, что жить – это не только грех, но и большая ошибка!
Все религиозные журналы и календари пестрят заголовками про устав питания по дням, синим выделено сухоядение, фиолетовым без масла – прямо под цвет лица и настроения! А в церкви – службы дли-и-нные, пение по-о-стное! Постное пение – это не когда «Покаяние» Веделя и «Ныне силы» Львовского, а когда если ты возьмёшь ля-бемоль, сил дойти до дома уже не останется.
А что делать? Всем трудно! Но обычаи храним и от веры не отречёмся! Мы народ крепкий, истине верны! Это католики придумали, что пост надо обязательно держать, если исполнилось восемнадцать и не стукнуло шестьдесят. А после шестидесяти, что, уже и поститься не обязательно? Ловко придумали! Кто бы у нас тогда пост держал, если не старушки за шестьдесят?
И тут выясняется, что и у нас не всё так строго.
– Откуда мы знаем, что сейчас сухоядение?
– Из календаря.
– А как это правило попало в календарь?
– Из Типикона.
– А что такое Типикон? Вы его читали?
– Только первые главы. Но там так странно: выходит, что это устав какого-то мужского монастыря.
Подробнее
– Вы монах?
– Что вы! Я вообще женщина средних лет, вот трое детей и вон муж голодный из кухни выглядывает. Я лучше пойду, ладно?
Старушка, покаявшаяся в свадебных танцах, осталась мне благодарна. Но благодарна по-православному, то есть я абсолютно уверен, что в следующий раз она будет танцевать на свадьбе, а потом снова придёт каяться и, скорее всего, ко мне, потому что все говорят: «Иди к Савве, он всем всё прощает! А если хочешь к настоящему батюшке, к строгому, то… (место для вашей рекламы)».
Внутри православной традиции вы можете найти взаимоисключающие правила и советы, и от этой неразберихи просто кружится голова, а человеку, особенно молодому, очень важно знать, как правильно, как на самом деле, чего от меня хочет Бог. Ведь надо жить по воле Божией, а не вопреки! Но вот вопросы:
– Сухоядения и вкушения рыбной икры в субботу Лазаря – это именно то, чего от меня ждёт Бог?
– Что вы! Этого не требует даже Церковь. Ведь Типикон – устав жизни типового мужского монастыря, составленный как образец по стандартам жизни XVII века.
– Если я не монах и довольно редко бываю в XVII веке, почему я должен выполнять эти требования?
– Чтобы показать единство Церкви!
– Но в чём же это единство, когда подавляющее большинство просто не в силах выполнить эти предписания и, как оказалось, никто эти требования мирянам и не предъявлял. Да и сами посмотрите: этот стиль благочестия неэффективен, он не делает людей добрее, не приближает к Богу! Это не малое стадо Христово, это кучка испуганных и издёрганных ягнят с такими же перепуганными пастырями!
– Но ведь надо почтить старину и традицию! Не нами положено, не нам и отменять!
Сколько за эти годы было написано на тему поста, богослужебного устава и православного благочестия, но все реплики и призывы упираются в один суровый факт: необходимо творческое усилие Церкви и политическая воля церковного руководства, чтобы навести здесь порядок, сделать нашу религиозную жизнь более понятной, честной и логичной, иначе все эти статьи и книги будут иметь тот же эффект, что и поклейка обоев в горящем доме.
Когда меня отправили получать водительские права, я был потрясён открытием нового мира знаков и значений. Водитель машины находится в ином семантическом поле, нежели пешеход. Оказывается, сорок лет я жил в параллельном мире. Конечно, мне известно, что переходят улицу на зелёный свет, но что такое разделительная полоса, двойная сплошная и знак «Движение без остановки запрещено», мне было неизвестно.
Я беспечно бродил по тротуарам, а в это время дорога жила своей насыщенной знаками жизнью. Здесь нельзя поворачивать налево, тут запрещена стоянка. Если желаете идти на разворот, придётся проехать до кольца, только не забудьте, что приоритет у того, кто уже на кольце.
Религиозная жизнь – это тоже система знаков, ведь религия только об этом – об означении, обнаружении в знаке, означивании значительного, самого значительного, что только есть на свете – о Боге и о человеке.
Религия – словно дорога со своей разметкой, знаками и светофорами. Согласен, не самая удачная метафора, потому что сразу думаешь, какую же службу несут батюшки и епископы, «священники с большой дороги». Но только представьте себе, что из глубокого уважения к трассе, которая помнит образцы героизма и доблести, из чуткой памяти к священному прошлому мы не меняем на этой дороге ни знаки, ни разметку. Конечно, появились скоростные автомобили, и дорожное полотно благодаря новым технологиям стало более прочным, люди стали лучше осведомлены и образованы, улучшились средства связи, и совершенно естественно появились новые знаки, нанесена свежая разметка.
Вот только рука не подымается убрать старое, проверенное и уважаемое, с которым столько связано. И рядом с новым знаком по-прежнему стоит старый, и рисуя новую разметку на асфальте, мы с чувством глубокого уважения обновляем и старую, которая, правда, противоречит новой, даже требует противоположного, но ведь это настоящая старина, проверенная временем!
И на свой страх и риск несётся автомобилист, потому что не может не ехать. Но понять не в силах, где старый знак, где новый, и почему его штрафуют, и как случилась эта авария, и как так происходит, что на такой уважаемой трассе столько катастроф и столкновений, а главное, совершенно дезориентированы и водители, и пешеходы, и гаишники.
– Ты что, не видишь, что тут поворота нет?
– Так вот же знак – можно было поворачивать!
– А рядом какой стоит? Нет поворота!
– Так по какому знаку ехать, по старому или новому? Хотя бы старый уберите!
– Как же мы его уберём? Он тут знаешь сколько стоит? С этим знаком столько всего связано! Не тобой поставлено, не тебе и трогать!
– Так ведь люди разбиваются!
– Потому что народ тёмный, учиться не хотят!
– А как учиться, если у вас и разметка на полдороги – и две сплошных, и прерывистая, и снова сплошная!
– Люди помудрее нас с тобой были, когда разметку ставили. К тому же народу очень нравится, когда старину чтят. Я бы вообще запретил по дорогам ездить. От ваших машин только суета. Копоть на древних знаках оседает, да разметки священной из-за машин не видно. А ведь недавно отреставрировали! Если бы не такие, как ты, знаешь, какая бы у нас дорога была? Загляденье! Всё бы хорошо, только люди мешают!
Как мне этот выдуманный диалог напоминает воздыхания одного знакомого батюшки, который тосковал по «бесчеловечной службе», когда в храме был только он и регентша, которая всё вычитывала, «не щадя живота своего». И маливались они часов по пять, а потом чай пили у матушки Синклитикии из самовара.
Только дорога – чтобы ехать, её строили не ради знаков и разметки. И если мы хотим, чтобы она была живой и служила своей цели, рано или поздно придётся навести на ней порядок. Ведь Церковь – несущееся сквозь века ликование о Господе Воскресшем, и детям Божиим не нужно специальное разрешение на радость, если Христос посреде нас!
Архимандрит Савва (Мажуко)
Интересные личности
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Протоиерей
Нервные бегемотики:) Не очень понимаю, чему можно завидовать у неверующих. Если уж завидовать, то тем, кто в вере продвинулся, кто молиться умеет, кто милосерден, кто добр во Христе. А как можно завидовать, что они могут пить, плясать и все такое ) Только и думаешь что Слава Богу, что Господь...
Развернуть
Нервные бегемотики:) Не очень понимаю, чему можно завидовать у неверующих. Если уж завидовать, то тем, кто в вере продвинулся, кто молиться умеет, кто милосерден, кто добр во Христе. А как можно завидовать, что они могут пить, плясать и все такое ) Только и думаешь что Слава Богу, что Господь проявил милосердие и вытащил из этого всего, удалил, отвратил. Как хорошо что в церкви, что открыл Господь совсем другие цели, изменил сознание, помыслы, что напитал душу благодатью. Даже помыслить страшно, что бы опять пустится в "пляс" в этом безумном всеобщем корпоративе. Но правда, мне совсем не приходилось встречать людей воцерковленных, которые бы сожалели, что чего не не могут, что могут неверующие люди. Мы примерно знаем что они могут. Вот буквально на Торжестве православия, встретились с женщиной на службе, обнялись и почти в один голос сказали, как хорошо, что мы православные. Не сговариваясь. И почти все так мыслят, в большой радости, что Бог не оставил, не забыл, простил и принял. Даже на секунду страшно представить, что могло бы быть по другому. Слава Богу за все!
Свернуть