Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Обо Всём

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ СВЯТОЙ РУСИ

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ СВЯТОЙ РУСИ

Образ христианской женственности

О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели… Но, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа.

Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других. Не случайно Писание говорит; «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23).

Так, жена святого благоверного князя Димитрия Донского преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, счастливый союз которых был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем, соединила подвиг гражданского служения народу и родной земле с подвигом монашества.

Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, Митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.

Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. Воспитав пятерых сыновей, Евдокия приняла постриг с именем Евфросия. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная мирно почила в 1407 года и была погребена в основанном ею Вознесенском монастыре.

Нужно сказать, что почти все канонизированные жены Древней Руси — княгини, и это не случайно. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг — явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Это святая равноапостольная великая княгиня Ольга, преподобная Анна Новгородская, преподобная Евфросиния Полоцкая, благоверная княгиня Феврония Муромская, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Харитина Литовская, преподобная Анна Кашинская, святая благоверная княгиня-мученица Иулиания Вяземская и Новоторжская, преподобная святая благоверная княгиня Евфросиния Московская, святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская, святая праведная София, княгиня Слуцкая. Среди них — семь святых княгинь-инокинь.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в 1173 году в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину. Позднее ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году — в Полоцк, в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Княгиня Юлиания Вяземская приняла мученическую кончину сохранив верность своему супругу. Муж ее князь Симеон Мстиславич Вяземский разделял изгнание со Смоленским князем Юрием после завоевания Смоленска Литвой. В1406 году Василий I Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Юлиании и пытался соблазнить ее. Не преуспев в этом, он убил князя Симеона, но не мог преодолеть сопротивления его супруги. В ярости он погнался за ней с мечом, изрубил на дворе и велел бросить тело в реку. Опомнившись, Юрий бежал в монастырь, искупая свой грех.

Ну и конечно, говоря о русских святых княгинях, нельзя не упомянуть святую благоверную Февронию Муромскую, чей союз со святым князем Петром считается образцом христианского брака, а сами они – молитвенными покровителями любви и верности.

Слава Богу за все!

«Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26). Но не только святые княгини подавали пример своим сестрам-христианкам в благочестии и любви к Богу и ближним.
Так, кроме благоверной княгини Февронии, Муромская земля прославилась и другой великой подвижницей Юлианей Лазаревской.

Праведная Юлиания была дочерью благочестивых и богатых дворян Недюревых. Юстин, отец ее, служил ключником при дворе царя Иоанна Грозного. В возрасте шести лет оставшись сиротой, она была взята на воспитание своими родственниками

Скромная богобоязненная девушка неукоснительно соблюдала пост и молилась, за что подвергалась насмешкам со стороны родни. Кроткая и безответная, она усердно занималась рукоделием, тогда как другие девушки находили удовольствие в пустых забавах и играх. Для нее утешением было присмотреть за больным бедняком, сшить рубашку для неимущего, приласкать сироту. Юлианию не учили грамоте — такое случалось с сиротами. Ее также не спешили выдавать замуж, хотя другие выходили на пятнадцатом году. Когда Юлиании исполнилось 16, Бог послал сироте богатого и благородного мужа, Юрия Осорьина, владельца села Лазаревское.

Случалось, что муж Юлиании подолгу отсутствовал на царской службе в Астрахани. Тогда она по ночам занималась рукоделием — то пряла, то шила — и вырученные за работу деньги раздавала бедным или относила в храм. Она делала это втайне даже от свекрови, хотя та любила ее.

В голодные времена, когда многие люди умирали от недостатка пищи, Юлиания удвоила свою тайную милостыню. Пищу, предназначенную ей, она раздавала нуждающимся, а сама, как и прежде, ничего не ела до вечера. За голодом последовал мор: люди запирались в домах, боясь заразы. Юлиания втайне от семьи ухаживала за больными и, если кто-нибудь умирал, сама омывала его и сама же хоронила.

У Юлиании было много детей. Старшего сына убил слуга — и, хотя это стало тяжелым ударом для святой, у нее все же хватило мужества утешать супруга. Вскоре пришла новая беда — другой сын погиб на царской службе.

Достало сил перенести и эту потерю, хотя страшные события так потрясли Юлианию, что она упрашивала супруга дозволить ей уйти в монастырь. Муж удержал ее, убедив не бросать оставшихся детей. Юлиания стала поститься и молиться больше прежнего — спала не больше двух часов, и то, подложив под голову полено, а под бок ключи. Когда другие крепко засыпали, она вставала на колени и молилась, а поутру шла в церковь.

Не владея грамотой, она внимательно слушала, когда читали другие, и сумела не только понять сама, но и научить других, как надобно жить, чтобы угодить Господу. В доме она была матерью для всех: провинившихся слуг и служанок вразумляла не бранью и побоями, а кроткими словами.

После смерти мужа Юлиания раздала милостыню по церквам и монастырям. Ее щедрость порой доходила до того, что для себя не оставалось ни копейки.

При царе Борисе вновь наступили голодные времена. Юлиания просила детей и домашних не касаться чужой собственности. Сколько имела она скота и вещей, все распродала, чтобы купить хлеба, и кормила не только домашних, но и чужих. Наконец она дошла до крайней нищеты и, с упованием на Бога, переселилась в нижегородскую деревню Вочнево. Когда и туда пришел голод, Юлиания, созвав своих слуг, объяснила, что освобождает их — отпускает на волю, дабы сумели сами себя прокормить. Тем, что не захотели уйти, она велела собирать лебеду и древесную кору, чтобы печь их них хлеб, и этот хлеб получался необычайно вкусным.

Юлиания не только кормила свою семью, но и угощала бедняков. Когда соседи спрашивали у нищих, посему они ходят к Юлиании, которая сама умирает с голоду, они отвечали: «Много сел обходили мы, но ни у кого не ели такого вкусного хлеба».

Никогда не роптала на судьбу Юлиания — и добро, и зло принимала смиренно, благодаря за все Господа.
Даже болезнь, что пришла в светлый день Рождества, не сломила ее. Все так же молилась Юлиания и не роптала. Почувствовав приближение смерти, она призвала своего духовника, исповедалась и причастилась, потом благословила детей и заповедовала им жить в страхе Божьем. «Еще с юности, — добавила она при этом, — я хотела облечься в иночество, но по грехам моим Бог не сподобил меня сей милости; слава Богу за все!» И мирно предала душу Господу.

Воплощение христианских идеалов правды

До революции были канонизированы всего 13 святых русских жен. Мало? И «малая закваска заквашивает все тесто» (Галл. 5, 9), — говорит апостол. Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Но, безусловно, святость многих подвижниц не оспаривалась еще и при их земной жизни. И Соборами конца прошлого начала нынешнего веков были прославлены блаженная Ксения Петербургская, мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева, святые жены Дивеевские и многие другие…

Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 году Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 году интервентами Речи Посполитой… Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона…

Но, кроме этого, крававый XX век даровал нашей Церкви целый сонм новомучеников, которые сегодня предстоят у Престола Всевышнего и молятся за наше Отечество. Среди них — множество святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. И пусть пока многие из них не явлены миру и не прославлены, но Господь-Всевидец знает и ведает о каждой из них, послужившей Ему при жизни и отдавшей эту жизнь за Него.

Как отдала, например, жизнь за Христа преподобномученица Пелагия. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.

После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению.

Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.

Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия — при церкви села Воробьево Арзамасского района Нижегородской области. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались.

20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.

Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет»…
3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице…

Сегодня в соборе новомучеников и исповедников Российских более 80 святых жен: игумении, инокини, послушницы и мирянки, мученически пострадавшие за веру. И первые в этом списке — святые царственные мученицы императрица Александра и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в ночь на 17 июля 1918 года только за то, что являлись членами семьи последнего русского Царя.

«… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего…»

Таким образом, сонм святых жен Русской Православной Церкви включает ныне более 100 имен.

«Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия…», — убежден Предстоятель нашей Церкви.
Вси святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!

Подготовил Николай Жидков

Евангельское чтение, которое мы сейчас слышали, в определённом смысле – уникально. Дело в том, что только евангелист Лука столь подробно упоминает о женщинах, которые ходили вместе со Христом и апостолами. Вообще при поверхностном взгляде на текст Евангелия может сложиться впечатление, что женщинам там уделяется несправедливо мало места: главные герои повествования, как правило, мужчины. Но стоит немного внимательнее всмотреться – и картина совершенно меняется.

Дело в том, что служение женщины, как правило, не особо заметно в принципе. Это мужчины – на передовой, они – сильные, умные, яркие, активные. А женщина – тем более, в традиционном обществе, где её главная роль вполне ограничивалась домашним очагом и воспитанием детей – почти как бы и не присутствует в жизни, так, где-то с края, и то не всегда заметна. Но как только она на самом деле уходит из жизни – открывается такая неподъёмная ни для какого мужчины глыба труда, ежедневных и совершенно неинтересных хлопот, душевной включенности и многообразных попечений – что начинаешь понимать: не всё так просто с этим незаметным служением женщин – которого, порой кажется, будто бы и нет вообще.

То, что спутницы Христа постоянно были в тени – ни в коей мере не умаляет величия того служения, которое они осуществляли. Это у апостолов голова шла кругом от сомнений, недоумений, ожиданий – Мессия ли Иисус – или только так показалось? будет ли он Царём Иудейским – или что-то другое задумал? И только эти женщины – причем не только простые, но и весьма благородные, из знатных сословий – однажды услышав Христа – полюбили Его и поверили Ему.

arzblag.ortox.ru

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем