

- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4782
- |
- Видео 1854
- |
- Мероприятия 1
6.4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой
Для достижения высшей, духовной, молитвы, кроме частого повторения Иисусовой молитвы указанным образом, святыми подвижниками выработаны еще и другие правила. Так, святой Григорий говорит следующее: «С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!""303 И еще: «Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса»304.
Об этом же говорят и многие другие подвижники. Святой Григорий Палама свое утверждение о том, что ум и все помыслы душевные должны быть в сердце, ибо оно есть «сокровенная храмина ума»305, предваряет ссылкой на следующие слова преподобного Макария Великого: «Сердце правит всем органом и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные»306. Сам же святой Григорий говорит далее о необходимости «введения ума внутрь сердца, которое есть хранилище помыслов»307.
Святой Каллист Тиликуда учит, что для умной (сердечной) молитвы необходимо «углубление ума в сердце»308, ибо она есть молитва, «умом в сердце творимая»309. То же говорят о введении ума в сердце и святые Каллист и Игнатий и преподобный Никифор Уединенник, добавляя при этом, что «ум вводится в сердце вместе с вдыхаемым воздухом»310.
«Все теоретические положения умного делания, как и практические методы останутся мертвым грузом, если семя «не поде на земли добрей», на землю, удобренную евангельскими добродетелями, ибо только такая земля души «даяние плод восходящь и растущь». Поэтому важнее всего – понимать изначально, что не...
Развернуть
«Все теоретические положения умного делания, как и практические методы останутся мертвым грузом, если семя «не поде на земли добрей», на землю, удобренную евангельскими добродетелями, ибо только такая земля души «даяние плод восходящь и растущь». Поэтому важнее всего – понимать изначально, что не наше знание, не наше собственное усилие, не наш труд и подвиг приводят к окончательной победе в брани и очищают душу. Побеждает за нас и очищает нас Христос. Он Сеятель и Садовник. Мы только пахари. Вся наша задача в конечном итоге дать Богу возможность действовать в нас. И не мешать Христу совершать это таинство. Наша пахота, наша работа в том, чтобы создать в душе условия для такого взаимодействия. Подготовить почву, возделать землю, в которую Духом Святым сеется обоживающая благодать.
…Условия, при которых зачинается сердечная молитва, вне которых нет возможности для ее зарождения и вне которых останутся тщетными все наши знания и аскетические усилия.
Три самых главных начала.
Первое: дух смиренный – это основа внутреннего устроения.
Второе: отношение к ближнему – здесь залог стяжания чувства сердечного.
Третье: живое обращение ко Христу – это есть проявление живой веры.
В чем существо этих основных начал?
Первое самое главное. Смиренный дух – это единственное условие, при котором приближается к человеку Божественная благодать, без стяжания которой не сдвинуться с места в направлении спасения, не приподняться от земли.
Второе самое главное. Отношения с ближними – это барометр нашего духовного состояния. И вместе с тем основное поприще для духовного «земледельца».
Третье самое главное. Обращение к Богу в молитве – оно реально, только если оно живое, непосредственное и естественное. В тот момент, когда обращение становится машинальным, формальным, богообщение невозможно. Технические приемы могут помочь оживить молитву. Но все они, вместе взятые, не смогут компенсировать отсутствие живого молитвенного чувства.
Все три начала тесно связаны между собой и составляют самый фундамент умного делания. Все прочее уже возводится на этой основе.»
Свернуть
Спасибо)