- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4698
- |
- Видео 1854
- |
- Мероприятия 1
ЛИШНЯЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ.
Если попросить рядового прихожанина перечислить известные ему добродетели, вам выдадут список, хорошо известный православному человеку. На первом месте будет, скорее всего, смирение, потом кротость, воздержание, целомудрие, страннолюбие, терпение, милосердие и любовь.
Откуда родом этот реестр? Из монашеской литературы. Это книги, написанные величайшими подвижниками. О высоте и напряженности их духовной жизни мы можем только догадываться. Большинство их наставлений касаются духовных упражнений, многие из которых мы даже не можем воспроизвести, потому что они требуют приобщения к монашеской школе, к традиции, передававшейся от старца к ученику по цепочке длиной в столетия.
Не понимая подлинного смысла монашеских духовных практик, мы наделяем их своим додуманным смыслом, а тут не обойтись без недоразумений.
Ненависть к собственному телу выдают за целомудрие, забитость за смирение, бесхребетность за кротость, депрессивность за страх Божий, а лень за память смертную.
В церковных списках добродетелей чаще всего не хватает одного слова, которому надо бы стоять в самом начале.
Невероятный Зиновий Гердт! Слава и всенародная любовь пришли к нему в весьма зрелые годы. В юности он был королем розыгрышей.
Как-то раз он решил подшутить над своей соседкой и «вступил в "преступный сговор" с товарищами. Каждый из шутников должен был в течение дня звонить старушке с просьбой позвать Николая Семеновича, и бабушка устала снимать трубку, терпеливо объясняя, что тут такой не живет. В ответ озорники настойчиво требовали передать, чтобы он перезвонил по такому-то номеру. В довершение всего этого безобразия поздно ночью звонил сам остроумный Зиновий:
– Алло! Это Николай Семенович. Мне никто не звонил?
Какой, вы думаете, была реакция старушки?
– Ой! Слава Богу! Николай Семенович, миленький, сейчас же записывайте номер! Вас тут полгорода ищет!
Зиновий Гердт вспоминал этот случай из далекой молодости как откровение, которое крепко врезалось ему в память и во многом определило его характер и отношение к жизни. Вместо того чтобы озлобиться, устроить скандал, соседка всем сердцем порадовалась за мифического гражданина, по милости которого целый день не отходила от аппарата.
Это было непростое время: недавно закончилась гражданская война, досыта не ели хлеба, жизнь была неустроенной. Но и среди ожесточившегося мира были люди, никогда не предававшие доброты. Гердт так и воспринял эту историю – как откровение доброты.
Доброта – это и есть та самая «лишняя добродетель», которой мы никак не можем найти места в наших православных реестрах добродетелей. Не оттого ли духовная жизнь церковного человека полна уродливых изгибов, что не лежит в ее основании простая человеческая доброта?
Русское слово «доброта» есть перевод славянского «благость». Добрый – благой. В молитве, с которой начинается наш день, мы говорим, что Дух Святой есть сокровище добрых людей – именно так можно перевести «сокровище благих». Хотя чаще переводят «сокровище всякого добра». Первая версия мне ближе. Может быть, потому, что апостол Любви говорит: "Кто делает добро, тот от Бога" (3 Ин. 11).
Мне потребовались годы церковной жизни, чтобы понять: если не положишь в основание своей духовной жизни доброту, все аскетические опыты и эксперименты пойдут только во вред, но доброта сама по себе приближает к Богу. "Единственный способ познания Бога есть доброта" (прп. Антоний Великий. Наставления 2, 29).
Удивительно! Сколько раз приходилось читать эти строки, и почему-то не обращал внимания на такую простую и гениальную мысль! Если цель христианской жизни состоит в богопознании, то, выходит, человеку достаточно заботы о поддержании доброты, чтобы расти в ведении Бога. Это та добродетель, которая не требует долгого обучения у опытного старца. Не обязательно прятаться за древние стены монастыря. Просто – будь добр!
Интересно, что святой Антоний понимал доброту не как природное свойство, а как некий навык, сознательно сформированный подвижником, то есть доброте надо учиться, это не врожденная особенность характера, а искусственно выработанный рефлекс.
Товарищи, изучавшие философию, всегда рады посмеяться над фразой «Человек по природе добр». А я не стану. Потому что христиане, действительно, верят, что человек добр по своей природе. Доброта – это наше естественное состояние. Но кроме доброты в нас еще и проросло «семя тли», «цветы зла», и, чтобы оставаться естественным, теперь требуются культурные усилия. Доброту надо «культивировать». Злоба – наши «сорные травы». Не станешь бороться – зарастет, задушит все хорошее. А потому до последнего издыхания – сражение за доброту. Помирать помираешь, а пшеничку сей.
Зерна злобы такие коварные, что поражают даже добро. Собственно, зло и есть порченое добро. Поэтому нам приходится различать добро и доброту. Это не одно и то же. Добро – это идея. Доброта – это событие.
Человек изловчился так убедительно врать самому себе, что даже идея Добра, возведенная на пьедестал, может неожиданно потребовать кровавых жертвоприношений. И самое грустное, она их всегда дождется.
Гитлер с легкостью отдавал приказы убивать миллионы, будучи бескорыстным служителем идеи Добра для немецкой нации. Сесиль Родс и его «рыцари Круглого стола» из любви к Англии развязывали войны.
Как же крепко надо держаться доброты в мире, где даже Добро требует крови!
Архимандрит Савва (Мажуко)
Ангелина, зло в мире поэтому и множится, потому что добро не от всех нужно, а только от тех кого смогли полюбить.
Тимофей, ну так не святые, люди не святые.
Устами младенца глаголит... - истина! радость-то какая...
Тимофей, ну так не святые, люди не святые.
Ангелина, а я не выбираю, я хотел общаться со всеми кому была нужна Добродетель, сами же говорили они. Да и Господь сказал, служите талантами. Люди сначала говорят нет приличных, а потом, нужно ещё красота тела, а тело дал Бог и грех менять его ради прихотей. Это человеко угодие. И как Божий дар...
Развернуть
Ангелина, а я не выбираю, я хотел общаться со всеми кому была нужна Добродетель, сами же говорили они. Да и Господь сказал, служите талантами. Люди сначала говорят нет приличных, а потом, нужно ещё красота тела, а тело дал Бог и грех менять его ради прихотей. Это человеко угодие. И как Божий дар использовать? Если не хотят сами люди, поэтому я не верю в то что они страдают, искали бы Верных? Например, Не отвергали бы. Вот и думаешь что не нужно делать добро, не хотят же. А потом Господь спросит как таланты использовал?
Свернуть
Ангелина, а я не выбираю, я хотел общаться со всеми кому была нужна Добродетель, сами же говорили они. Да и Господь сказал, служите талантами. Люди сначала говорят нет приличных, а потом, нужно ещё красота тела, а тело дал Бог и грех менять его ради прихотей. Это человеко угодие. И как Божий дар ...
Развернуть
Ангелина, а я не выбираю, я хотел общаться со всеми кому была нужна Добродетель, сами же говорили они. Да и Господь сказал, служите талантами. Люди сначала говорят нет приличных, а потом, нужно ещё красота тела, а тело дал Бог и грех менять его ради прихотей. Это человеко угодие. И как Божий дар использовать? Если не хотят сами люди, поэтому я не верю в то что они страдают, искали бы Верных? Например, Не отвергали бы. Вот и думаешь что не нужно делать добро, не хотят же. А потом Господь спросит как таланты использовал?
Свернуть
Тимофей, какую добродетель вы хотели им предложить? Матронушка, она не была внешне привлекательная., но люди у ней тянулись.
Одна девушка пишет вконтакте, ах я такая добрая, на мне все ездят. И вот эта добрая, ни разу не приехала в детдом к своей родной сестре. Что есть Доброта? Я теряюсь.
Благими намерениями вымощена дорога в Ад.
Тимофей, какую добродетель вы хотели им предложить? Матронушка, она не была внешне привлекательная., но люди у ней тянулись.
Ангелина, не так давно, лет 40 назад, ещё ценили Душу, а когда родилась Матрёнушка, точно не смотрели на внешность. Если ищут верного а мне Бог дал верность, надо её дарить тому кому нужна, Господь же сказал, служите теми талантами которые есть, а если они против из за того что не нравлюсь внешне...
Развернуть
Ангелина, не так давно, лет 40 назад, ещё ценили Душу, а когда родилась Матрёнушка, точно не смотрели на внешность. Если ищут верного а мне Бог дал верность, надо её дарить тому кому нужна, Господь же сказал, служите теми талантами которые есть, а если они против из за того что не нравлюсь внешне, значит против добродетели и Божией воли. А кто против Добра, тот находит зло, блудников и предателей. А потом говорят, Божия воля страдать.
Свернуть