Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Духовное воспитание человека

Семья и дети в современном мире

В рамках широкомасштабного исследования, которое проводилось на довольно широкой выборке более чем из 7тыс. юношей и девушек старших классов различных регионов России Реан Артур Александрович (доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства) и его коллеги выясняли каковы реальные ценности молодежи в отношении семьи.
На Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13-15 апреля, Санкт-Петербург) состоялся доклад Реана Артура Александровича. Вашему вниманию коротко будут представлены тезисы этого доклада и некоторые интересные цифры, а также ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.
Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам. Возрастной состав выборки: 14 лет – 0, 4%, 15 лет – 9, 1%, 16 лет – 49, 9%, 17 лет – 37, 5%, 18 лет – 2, 3%, старше – 0, 8%. Характеристика выборки по классам обучения: десятый класс – 57% одиннадцатый класс – 43%. Состав выборки по полу: женский – 57, 9%, мужской – 42, 1%. Характеристика выборки по составу семьи: мать, двое детей – 6, 5%, мать, один ребенок – 11, 3%, мать, трое и больше детей – 2%, отец, двое детей – 0, 4%, отец, один ребенок – 0, 9%, отец, трое и более детей – 0, 6%, отец, мать, двое детей – 41, 5%, отец, мать, один ребенок – 22, 5%, отец, мать, трое детей – 14, 3%.
Подробные результаты исследования опубликованы в статье (npsyj.ru/articles/detail.php?article=6543), некоторые тезисы которой приведены ниже.
Не секрет, что в современной России наблюдается большое количество разводов, причем значительная их часть приходится на первые годы брака, когда супруги находятся в возрасте 25–29 лет. По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Так, в 2010 году эта цифра составляла 52, 6%, в 2011 – 50, 9%, в 2012 – 53, 1%, в 2013 – 54, 5%, в 2014 – 56, 5% (Росстат, Россия …, 2015).
Однако, как показало исследование, в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Семья неизменно входит в тройку наиболее важных ценностей молодежи, а в ряде экспериментов выяснилось, что она занимает собственно первое место. Так, например, исследования В.Е. Семенова показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семья, друзья, здоровье. Далее следуют: интересная работа, деньги, справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей – вера (Семенов, 2007). Еще в одном исследовании при опросе молодежи, 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант ответа: «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети» (Кухтевич, 1997).
Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72, 5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58, 4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52, 4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43, 6%) и «успех» (36, 1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки.
Таким образом, эти данные, четко фиксирующие приоритетное значение семьи в структуре жизненных ценностей молодежи, опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение о том, что семья это – анахронизм и у этого института нет будущего. Однако возникает резонный вопрос: почему при таком высоком значении «семьи» в структуре ценностей молодежи, все-таки столь высок процент разводов в стране? И особенно среди молодежи, в первые годы брака. К обсуждению этого вопроса удобнее всего обратиться сейчас в следующем контексте.
Как показало наше исследование, абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом. Эти данные внушают оптимизм. Потому что, если человек хочет, чтобы его чему-то обучали, то это недвусмысленно свидетельствует о его интересе к предмету и теме обучения.
Но молодежь считает это обучение не может и не должно сводиться к прямому предметному обучению в школе. Учит основам семейной жизни, способствует привитию семейных ценностей, в первую очередь, сама семья, в которой человек растет и социализируется. Не случайно, поэтому, с позиций психологии, семью можно называть моделью основного жизненного тренинга. Именно уклад семьи, господствующие в ней ценности, социальные позиции и установки, система взаимоотношений между членами семьи – это то, что обучает и готовит к будущей семейной жизни.
«Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании (А.А. Реан). Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку и высокой статистики разводов в первые годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки?
Большой интерес представляет вопрос: кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать назвали 57, 5% опрошенных, а отца – только 23, 7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество
Реан А.А. отмечает: «Высокое влияние матери на становление личности – факт, безусловно, отрадный. Однако настораживает, что отцы проигрывают со слишком большим «счетом». Психологически это, вероятно, объясняется большей эмоциональной близостью матери к детям. Но, также возможно, что определенную роль здесь играет элементарный временной фактор. Отцы, как правило, проводят с детьми значительно меньше времени, чем матери. В современных условиях многие из них подрабатывают на второй работе. Более того, как нам говорили в ходе выборочных интервью, многие отцы работают вахтовым методом, уезжая на две недели каждый месяц в другие города и регионы».
В ходе исследования А.А. Реана, был получен список НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, которыми старшеклассники описывают своих родителей. Эти обобщенные портреты матери и отца оказались полностью, АБСОЛЮТНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Хотя, естественно, материнский и отцовский портреты отличались друг от друга конкретными качествами. Общие качества, которые одинаково часто употребляются в описаниях как отца, так и матери это: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.
С интересом можно посмотреть и на анти-топ качеств. Это те качества, которые не характерны для представлений старшеклассников о своих родителях, качества, которые реже всего упоминаются в родительских портретах. Для отца, например, такими не характерными качествами, по мнению респондентов, являются: завистливый, глупый, трусливый, бездушный, лживый. А для матери в анти-топ качеств входят: глупая, бездушная, завистливая, неблагодарная, лживая. Список, как видим, похож. Все эти качества в обоих случаях, и относительно отца, и относительно матери, упоминаются в описаниях реже всего. Однако в относительном выражении эти негативные качества в случае с отцом имеют больший вес, чем в случае с матерью.
Так, например, дескриптор «глупый», входящий в анти- топ самой непопулярной пятерки качеств, в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 5%. Дескриптор «лживый» в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 6%. Такое же соотношение по характеристике «бездушный» – вес 2% в портрете матери, против 6% в портрете отца. С сожалением мы вновь должны констатировать, что отцы опять «проигрывают» матерям.
Автор статьи справедливо задается вопросом: «Почему респонденты чаще видят негативные качества именно у отцов? Отцы в самом деле хуже (пусть и в небольших пределах 5–6%)? Или дети предъявляют им более жесткие требования, задают более высокие стандарты? Или с отцами чаще складываются более негативные и менее доверительные отношения?»
Ответы на эти вопросы, очевидно, могут оказаться различными в каждом конкретном случае, в каждой конкретной семье. Однако уже сейчас ясно, что практической психологии семьи и детства, психологии семейного консультирования важно обратить особое внимание на проблему отцовства. А затем поспособствовать привлечению к вопросам отцовства внимания всего общества.
Ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=XSR1K1iNhl4&feature;=youtu.be

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество