Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Духовное воспитание человека

Интроект и импринтинг - так сложно и так просто.


Интроект - популярное понятие в среде психоаналитиков и гештальт-терапевтов, обозначающее неаутентичное желание: желание, не имеющее внутренних корней и вставленное человеку кем-то посторонним. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок.
Пример. Родители вложили мальчику в голову, что ему нужно быть врачом, потому что это семейная традиция. Мальчик усвоил интроект “я должен стать врачом” и начал его реализовывать. Результат - он мучается, но учится на врача. Выход – осознать интроект (например, на личной терапии) и решить, что с ним делать. Выходов два - либо принять, либо отказаться. В первом случае желание “стать врачом” наконец-то станет личным желанием мальчика. Во-втором – он перестанет учиться на врача и займётся тем, что ему нравится. Например, станет автомехаником.

Но не все так просто. Существует еще и такое понятие как интроект. Что это такое?
Зоопсихолог Конрад Лоренц изучал жизнь вполне реальных утят… и обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза. Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь. Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, т. е. импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатлевается в памяти.

Не трудно предположить, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение: «Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом? Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, т. е. ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, НО И СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМИ ДРУГИМИ, ВОВЛЕЧЕННЫМИ В СИТУАЦИЮ. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт. Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям. ©Shkolazhizni.ru
Источник: shkolazhizni.ru/psychology/articles/31886/).
Как вы думаете, кто войдет в ранний позитивный или негативный опыт человека? Думаю, мы сойдемся во мнениях. Скорее всего это будут мать и отец.
Далее импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. Думаю всем нам приходилось видеть не только внешнее сходство между детьми и родителями, но и сходство стиля их поведения, вплоть до фраз и поговорок произносимых детьми и родителями! И даже в подростковом возрасте, как бы не пытались дети обособиться от своих родителей импринты дают о себе знать.
Поэтому, дорогие родители и воспитатели, если мы видим в ребенке то, что нам не нравится, вспомним про интроект и импринтинг и подумаем, не мы ли стали причиной нежелательного поведения ребенка? Все ли в нашем поведении отвечает образу и подобию Божьему? Может быть, дети показывают нам то, что мы упорно не хотим видеть в себе, только в неприкрытом и «неотшлифованном» виде?
Какие выводы мы можем сделать из всего выше сказанного? Мы должны понимать, как важны и какое сильное влияние на детей оказывают отношения в семье (которые как мы выяснили, детьми впитываются бессознательно), и насколько мы ответственны за своих детей, их воспитание и поведение. Вспоминается такая пословица «У доброго дядьки (батьки), добрые и дитятки». Здесь встает еще одна проблема. А если все-таки отношения в семье не складываются, если отец (мать) не могут найти общий язык, пьют и т.п.? Этой проблеме постараемся посвятить одну из последующих статей.