- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 4
- |
- Видео 0
- |
- Мероприятия 0
Обучение как частный случай покаяния
Человеку от младенчества свойственно тянуться к небу. Педагоги-ческая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения. Если внутрен-ние потребности человека с детства “заземляются”, если учителя и родители в процессе общения передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их хлеба небесного, обучение прекра-щается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением, а приспособлением. В процессе приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем, протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом “покаяние”. Мы склонны рассматривать обучение как частный слу-чай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство, свое незнание, и не только осознает, но и стремится к преображению себя. С этой точки зрения процесс обучения можно рассматривать как помощь кающемуся, стремящемуся к высотам святости человеку.
В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, по-нять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания. “Христианское знание не есть дело разума испытующего, но веры благодатной и живой” (6. 275).