Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные истории

Пасха 1945 года

Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Немецкие астрологи и оккультисты по его поручению тщательно выбирали дату нападения, вкладывая в неё глубокий мистический смысл. В этот день Русская Православная Церковь отмечала праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Это один из самых дорогих нам праздников. В этот день ревностные священники в церкви зачитывают имена абсолютно всех русских святых, и каждый прихожанин в храме терпеливо ждет, когда прозвучит имя святого, которое он носит. Гитлер для нападения выбрал именно этот день. Символический смысл этого был в том, что нападая в День памяти всех святых, он нападал на всех, кто носит их имена. То есть он объявлял войну каждому лично. Напасть на святых невозможно, поскольку они недоступны, но можно напасть на тех, кто носит имена этих святых, и своей победой доказать беспомощность русской святости и неспособность небесных покровителей защитить свой народ. Это было величайшее кощунство и надругательство над нашей страной, но именно это число и этот праздник принесли погибель Гитлеру и его нации.Враги полагали, что гонимая, почти добитая перед войной Русская Церковь в надежде на новых покровителей будет помогать топить Россию, а затем и сама потонет вместе с ней. Но наши иерархи понимали, что безбожные власти — это ещё не весь народ. Народ как был, так и остался богоносным. Пусть людей пулями отгоняют от храмов, но их дети и правнуки всё равно туда вернутся, потому что не хлебом единым жив человек. Иерархи лучше других понимали, что история Церкви — это история её гонений, и эти новые гонения — не последние в её истории.
Церковь сразу встала на защиту Родины. Она не могла видеть в Гитлере своего спасителя, и доказывала своему народу, что она ему не враг, как его пытаются убедить. Она доказала, что не хочет наживаться на нём, а сама готова страдать вместе с ним и готова отдать последнее.
Священники Ленинграда продемонстрировали исключительную силу духа.
«За всю войну не было дня, чтобы отец не пошёл на работу. — вспоминала Дубровицкая. — Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадёт, замёрзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею я права слабеть. Надо идти дух в людях поднимать». И шёл в свой собор. За всю блокаду — обстрел ли, бомбёжка ли — ни одной службы не пропустил».
В блокадном Ленинграде умер каждый третий священник. В Никольском храме, где всю блокаду служил митрополит Алексей, из тридцати четырёх певчих осталось только трое. Регент умер прямо за богослужением. Скончался звонарь. Не пережил голодную зиму и келейник митрополита инок Евгений. Но на танковую колонну имени Димитрия Донского ленинградские приходы пожертвовали 1, 5 миллиона рублей. Вот что стоит за словами «отдать последнее».
Летом 1942 года Гитлер считал, что Красная армия доживает последние дни, и надо признать, у него были для этого все основания. Сталинградская битва — это тот момент войны, когда решалось, что будет с русским народом. Решалось, будет ли продолжаться наступление немцев на восток. 12 сентября состоялась встреча Паулюса с Гитлером в Виннице. Генерал летел туда, чтобы получить приказ о штурме Сталинграда, но в этот же день произошло ещё одно важное событие: Жуков и Василевский предложили Сталину план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом. Главнокомандующим армией был назначен Василий Иванович Чуйков. От того, как будет сражаться его армия, в задачу которой входило не дать прорваться немцам к Волге и удерживать эту лавину до завершения операции по окружению, зависел исход этой грандиозной битвы, а, может, и ход всей истории.
14 сентября, когда Церковь празднует церковное новолетие, началась великая битва. История ещё не знала таких кровопролитных сражений. Василий Иванович Чуйков вспоминал: «Наш блиндаж трясло как в лихорадке, земля звенела, толчки от разорвавшихся крупных бомб грозили раздавить нас. В этот день мы не видели солнца — оно поднималось бурым пятном и изредка выглядывало в просветы дымовых туч». Когда Паулюсу докладывали, что Чуйков находится в трёхстах метрах от передовой, он не мог в это поверить. Его штаб находился в ста двадцати километрах.
Сын Чуйкова, Александр Васильевич, рассказывал:

«Однажды он попал под бомбёжку. На совершенно незащищённые, открыто стоящие здания, вышли три звена немецких штурмовиков. У них было задание разбомбить дом, в котором находился командарм Чуйков. Они израсходовали боезапас, а Чуйков так и остался стоять у стены. Не знаю, молился он или нет, но когда атака закончилась, он оглянулся, а стены нет! Стена была как решето: Чуйков находился под обстрелом 15 минут. Он вспоминал: «Хочу перекреститься, а руки от напряжения судорогой сведены — не могу разжать кулак. Пытаюсь пальцы сложить в крестное знамение — не получается. Так кулаком и перекрестился». И с тех пор у него это вошло в привычку: он и под Берлином крестился кулаком. После его смерти мы обнаружили в его партбилете молитву. Эту молитву он получил от матери, Елизаветы Фёдоровны, когда отправился в Сталинград. Молитва была с ним всю войну, всю жизнь».
В 2005 году в честь Елизаветы Фёдоровны Чуйковой была названа малая планета. Астероиду присвоили имя Чуйковия. Елизавете Фёдоровне могли поставить памятник или назвать в её честь город или улицу, но решили, что она должна быть ближе к Богу. Эта женщина честно прожила жизнь и воспитала 12 детей. И она имела веру, достойную первых веков христианства. В 37-м, в разгар гонений на Церковь, она не дала разорить свой приходской храм. Тем самым она подвергала большой опасности себя и своих детей, а особенно Василия, военного разведчика. Это был подвиг матери, которая подобно библейскому Аврааму, не колеблясь, приносила в жертву своего сына. Но так же, как Господь остановил руку Авраама, Он отвёл руку смерти от неё и её семьи. Церковь не тронули, остались живы и она, и её сын Василий.2 февраля 1943 года победно завершилась Сталинградская битва. Это событие было отмечено не только митингом, но и благодарственным молебном. И первую свечу затеплил командарм, окопный генерал Василий Иванович Чуйков.
2 февраля 1943 года победно завершилась Сталинградская битва. Это событие было отмечено не только митингом, но и благодарственным молебном. И первую свечу затеплил командарм, окопный генерал Василий Иванович Чуйков.
В «Сборнике кратких христианских поучений к воинам» 1812 года написано:
«Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение в деснице Господней».
О молитве, хранимой Василием Ивановичем Чуйковым в партбилете, семья узнала только после его смерти. А сколько таких зашитых в шинели иконок, крестиков, молитв было по всему фронту? Кто их может сосчитать? А сколько жизней они спасли? А какие молитвы сотрясали души матерей и жён? И даже те, кто не имел крестиков и молитв, когда обрушивалась лавина огня, когда цепенело тело, а разум уже был не в силах вместить происходящее, читали молитву «Господи, помилуй». Так было на всём фронте от Белого до Чёрного моря! Война была тем взрывом национального сознания, который вернул народ в храм, и власти были вынуждены не только прекратить гонения, но и начать сотрудничать с Церковью. Так закончилось время гонений.
Вот она — долгожданная победа! Свершилось! Но мало кто в эти дни замечал, что пришла весна, что в пригороде Берлина цвели яблони, пахло сиренью, трава была зелёная, а небо голубое, высокое. Приближались дни Пасхи. 10 мая Василий Иванович писал жене: «Здравствуй, дорогая моя Валечка. Целую тебя, родная, много-много раз. Долгожданный час победы наступил. Несомненно, чувство радости было большое, особенно 1 мая. В три часа ночи ко мне прибыл начальник немецкого генштаба и начал говорить о капитуляции. У меня на глазах склоняет колени немецко-фашистская Германия… Войти победителем в Берлин, то есть пройти от Сталинграда до Берлина… Это в 42-м была бы фантазия, в 43-м и 44-м — мечта, а в 45-м — уже пройденный пункт. Я был рад за всё и за всех. Как это совершилось?..»
Пасха пришлась на 6 мая — день памяти Георгия Победоносца. Это были именины маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Разве случайно, что победа пришла в день его памяти? Символично было начало войны в День памяти всех русских святых и столь же символична была победа в дни Пасхи. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — пели во всех церквях. Ещё одна попытка уничтожить христианство не удалась, поэтому Пасха 45-го — это была радость жизни, что остался жив. Пасха 45-го — это была возрождённая Церковь. Пасха 45-го — это значит, что Господь принял и освятил все жертвы, принесённые народом. Пасха 45-го — это светлая память всех на поле брани убиенных, потому что у Бога все живы. Пасха 45-го — это была Победа!

По материалам одноименного документального фильма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности