Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные истории

Один батюшка сказал… Священник Константин Пархоменко.

Дорогие. Сколько раз было сказано, а приходится повторять вновь и вновь: относитесь к слову священника с рассуждением, разумно.

…Молодая женщина, которая плачет от отчаяния, что запуталась. Несколько лет назад мы с ней разговаривали, потом она пропала, и вот ноги опять привели в наш храм, потому что в голове полный хаос.
С юности мечтала полюбить и выйти замуж. Сначала, как это бывает, попыталась жить «как все». А это значит – жить с мужчиной без каких бы то ни было обязательств. Закончилось, как заканчивается практически всегда, – расстались.
На это время приходится воцерковление моей собеседницы. И вот она, пытаясь узнать волю Божию, начинает спрашивать об этом батюшек. Что ей делать, как теперь стартовать в своей христианской и личной жизни?

Один священник говорит: «Благословляю замуж». Другой, монах: «Будь, как птичка, одинокой». Приезжает в один монастырь, а там монахиня: «Ух, ты! Как я тебя встретила, как игуменью. Быть тебе инокиней в нашей обители…»
В голове, в душе – полный хаос. Так хочется замуж, хочется любить и быть любимой, хочется рожать и воспитывать детей, а с другой стороны – вот батюшка, да еще старенький – не иначе – старец, сказал, что нужно быть одинокой, как птичка…
Женщина плачет, потому что запуталась. Священнику надо верить, говорит она, это все Божии люди, но все говорят разное.

Объясняю, что никогда такого не было в Православии – диктовать, как человеку строить жизнь. Каждый человек имеет возможность выбрать, какой способ жизни ему ближе: супружество, монашество. Эта человеческая возможность – прекрасный дар Божий. Никогда священник не должен и не может указывать, какой способ жизни избрать – это личное дело человека.
Бывают исключительные случаи, когда старец – не старый священник, а общепризнанный духовный авторитет – дает совет какой путь личной жизни избрать.
Но это исключительнейшие случаи. Настоящие старцы практически никогда не предписывали что-то категорично, они оставляли пространство для выбора самого человека. Читаешь о преп. Серафиме Саровском, преп. Серафиме Вырицком, Оптинских старцах… Старцы говорят, что сам человек и должен сделать выбор.

Но в последние десять–двадцать лет, когда священный сан приняло много людей, не имеющих глубокого духовного опыта, а то и прямо малограмотных, появляется неприятная тенденция старчествовать, то есть давать ответственные советы в категорической форме.
Про одного такого петербургского протоиерея, который тоже считается в среде многих питерских прихожан старцем, мне рассказывал секретарь нашей Епархии. «Беда с этим отцом протоиереем. Он старчествует и всех женит. А потом люди разводятся. Половина всех прошений на развод, поданных в епархию, – после браков, на которые благословил этот "старец". Уж его и вызывали в Епархию, говорили с ним, но ничего не помогает».

Если вы, дорогие, думаете, что на самом верху, в Московской Патриархии, об этой беде – безответственности иных пастырей и неразумной доверчивости иных прихожан – не знают, вы ошибаетесь. Знают и борются, как могут. А как могут? Принятием обязательных церковных документов на этот счет.

Я приведу малоизвестный, но очень важный документ на эту тему, принятый 13 лет назад. Он касается не только темы женитьбы/принятия монашества, но всех вопросов, связанных с принятием ответственного решения верующим человеком.
Прошу прочитать его внимательно. Здесь вы найдете много подсказок для своей христианской жизни.

В заседании Священного Синода 28 декабря 1998 года под председательством Патриарха имели суждение об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить (Мф. 18, 18).

Постановили:
1. …Указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.

2. Напомнить всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение, о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам святых отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и, по слову Спасителя, возлагать на людей бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46).

3. Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.

4. Подчеркнуть недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку, напомнив всем священнослужителям правило 1-е Гангрского Собора: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие, да будет под клятвою». Особо подчеркнуть, что принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершиться «по послушанию» тому или иному духовнику.

5. Напомнить монашествующим о недопустимости, согласно 21-му правилу Гангрского Собора, «принимать подвижничество в повод гордости», «превозноситься над живущими просто» (то есть состоящими в браке) и «вопреки Писаниям и церковным правилам вводить новости». Правило 10-е того же Собора гласит: «Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися, да будет под клятвою».

6. Напомнить пастырям о том, что Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку (то есть браку, заключенному по государственным законам. – прот. К.П.), а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).

7. Напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами святого апостола Павла: Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 27-28; 39).

8. Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.

9. Особо указать на недопустимость для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.

10. Подчеркнуть недопустимость использования церковного амвона для проповеди тех или иных политических взглядов.

11. Призвать епархиальных Преосвященных обратить особое внимание на то, как пастырями вверенных им епархий осуществляется духовное окормление паствы. Усилить надзор за строгим соблюдением пастырями установлений и норм Православной Церкви, касающихся различных аспектов духовнической практики.

12. Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

13. Епархиальным Преосвященным довести настоящее постановление до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.

Это постановление было подтверждено на Архиерейском Соборе 2000 года. Патриархия пытается отслеживать случаи злоупотреблений, но всего не увидишь. Несмотря на подобные документы, несмотря на то, что епархиальные владыки следят за своими священниками, пастыри, которые несколько самоуверенно подходят к этой теме, за прихожан делая их жизненный выбор, встречаются.
Скажу более того: еще больше вопросов возникает даже не к подобным батюшкам (все-таки таких священников очень мало, и они руководствуются обычно благородными побуждениями – дать направление в жизни человеку, который запутан, дезориентирован), а к прихожанам, которые, не рассуждая, доверяются мнению первого встречного священника.

Всегда говорю, пытаюсь докричаться: ау, будьте мудрее! Это ваша жизнь, и самые важные решения вы не должны перекладывать ни на чьи плечи, даже на плечи священника. Мнение священника – это очень важное мнение авторитетного человека. Но если оно вас удивило, поговорите с другими пастырями. Возможно, они скорректируют в более правильную сторону мнение собрата.

Помните об этом сами и уберегите от слепого и безрассудного доверия других

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Поэзия

    Сообщество